Анубис

Анубис
статуя Анубиса


Анубис ( греч. Άνουβις , Др.ег. Инпу,) - древнеегипетский бог почитание которого было тесно связано с культом мертвых охранник могил и мумий, покровитель умерших, некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств, имел дар предвидения.

Проводник души сквозь тьму. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Звезда Инпу, также как и Звезда Исиды - Сириус, путеводная звезда.

Сын Осириса и Нефтиды (Нефтис). Священное животное - пес или шакал. Изображали Анубиса в виде шакала или в виде человека с шакальих головой, держит в руке символ жизни "Анх".

В Древнем царстве - Бог Дуата, носил титул "Хентиаменти" - "Первый из западных", т.е. главный среди богов Запада. Культ Анубиса очень рано получил широкое распространение.

С конца 3-го тыс. до н. е. функции главы загробного царства переходят к Осириса, а Анубис входит в круг богов, связанных мистериями Осириса. Анубис становится богом некрополей и связывается с мумификациею умерших и погребальными мистериями (контролирует взвешивание сердца умершего с пером Маат).

В Риме его считали спутником Сераписа и Исиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.


1. Анубис в античной литературе

Согласно Плутархом, это сын Осириса и Нефтис, воспитанный сестрой последней, Исидой [1]. С этой точки зрения становится понятным, почему Сет, человек Нефтис отомстил Осирису, убив его, а затем расчленив его тело. Отсюда также следует, что хронологически Анубис старше Хора, поскольку Хор родился уже после смерти своего отца Осириса. Более того, Анубис помогал Исиде в соединении членов тела Осириса. Правда возникает парадокс, почему младший Хор вошел в девятки египетских примордиальних богов, а Анубис - нет?

Страбон упоминает, что центром поклонения этом египетском богу выступало город Кинополис (город собак) [2]. Согласно Вергилием, Анубис был изображен на щите Энея [3]. Ювенал упоминает поклонения Анубису в Риме [4]. Ничего особенного в этом не было, поскольку политеизм римлян был синкретическим, поэтому с завоеванием новых территорий и народов, их местные боги естественным образом вливались в имперский пантеон.


2. Иконография Анубиса

Статуя Анубиса в форме собаки из гробницы Тутанхамона ( Каирский музей)

Обычно Анубиса изображали в виде человека с собачьей головой, идущий одетым в шендит (вид нательного повязки) с полосатой платком на голове. Однако исторически первым было изображение бога в виде длинномордых собаки. Даже сегодня эти одичавшие животные с упругим телом, заостренным писком, стоячими ушами и хвостом стаями бродят египетскими кладбищами и пустынными местами Египта. Тот факт, что египетские собаки фенотипически похожие на шакала, вовсе не означает, что это были шакалы. Действительно, в генетическом плане египетские собаки имеют следы шакала. Однако шакал - дикое животное, а собака - домашняя. Процесс одомашнивания ( доместикации) отделяет дикие виды (например, волки или шакалы) от домашних видов - собак. Это вполне понимали древние греки, и поэтому главный город поклонения Анубису они назвали Кинополисом, т.е. городу Собак.

Анубис - один из восьми главных богов древнеегипетской мифологии, сын Осириса, бог загробного мира. Считался сопровождающего душ умерших на тот свет, на суд Осириса. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала. [5]


См.. также

Примечания

  1. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 14; 44, см. Любкер Ф. Реальный словарь классического древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.127
  2. Страбон. География XVII 1, 40 (стр.812)
  3. Вергилий. Энеида VIII 698
  4. См. Ювенал. Сатиры VI 534
  5. УРЕ:
  6. Lutz D. Schmadel, International Astronomical Union Dictionary Of Minor Planet Names - ru.scribd.com/doc/5570999/Dictionary-of-Minor-Planet-Names. - 5-th Edition. - Berlin Heidelberg New-York: Springer-Verlag, 2003. - 992 с. - ISBN 3-540-00238-3

Литература