Ан-Луи Жироде де Руси-Триозон

Ан-Луи Жироде де Руси-Триозон ( фр. Anne-Louis Girodet de Roussy-Trioson 5 января 1767, Монтаржи - 9 декабря 1824, Париж) - французский художник суток классицизма, перешедший на умеренные позиции французского романтизма. Делал исторические полотна, портреты, работал в батальной жанре. Книжный художник, работал в технике литография.


1. Жизнеописание

Родился в провинции. Получил несколько необычное для мужчины имя - в честь Св. Анны и Луи - Анн-Луи. Сохранившиеся свидетельства, любил музка и даже играл на скрипке. Имел художественные способности.

2. Обучение в Париже

Перебрался в Париж, где в 1785 стал учеником Жака-Луи Давида, среди учеников Давида - подавал большие надежды. Выработался у замечательного рисовальщика. Уже в 1787 получил Римскую премию и право на поездку в Италию. Но был дисквалификований за постороннюю помощь во время приготовления конкурсного произведения (на постороннюю помощь существовал запрет). Опять участвовал в конкурсе в 1788 г., но получил только второе место от придирчиво жюри. Третий принял участие в конкурсе в 1789 и таки получил первое место и Римскую премию.


3. Итальянский период

"Патриот Гиппократ отказывает посланцам Персии", Музей истории медицины, Париж.

Ан-Луи Жироде отбыл в Рим, а летом 1789 в Париже взорвалась французская революция. Его выгоняют из антиреволюционную настроенной папского государства и для художника начинаются вынужденные странствования по провинциальным городкам итальянских княжеств. Он не принадлежал к французским аристократов, но в отличие от соотечественника Жака Реаттю не возвращался во Францию ​​до конца революции. Так он обошел опасность собственной жизни и необходимость ломать себя под требования стиля революционный классицизм.

Он начинал как представитель классицизма и способен використовувавты как его формы, так и пафос, о чем свидетельствует картина "Патриот Гиппократ отказывает посланцам Персии". Но сторонника музыки и наслаждений больше привлекают другие сюжеты - мифология, любовь, восхищение молодостью и ее дарами. Среди картин итальянского периода - "Сон Эндимион", где художник отдает определенное преимущество мифологии и наслаждениям, чем строгим римлянам, чем требованиям служение общественной пользе или абстрактным идеалам революции.


4. Возвращение в Париж

Худ.Ан-Луи. Жан-Батист Белл, 1798 Эрмитаж.
Худ.Ан-Луи Жироде.Барон Жан Доминик Лире
Худ.Ан-Луи Жироде. Жак Кателино, председатель контрреволюционных повстанцев Вандее

После стабилизации политической ситуации во Франции художник в 1795 вернулся в Париж. У власти - новые люди, нуждающиеся поклонения и портретов. Ан-Луи Жироде начинает работать как портретист.

Особенностью его портретной манеры становятся непоследовательность в соблюдении установок классицизма, вклад романтической схвильваности, точное воспроизведение непривлекательных черт портретируемых без их идеализации (портрет Шатобриана на фоне руин Рима). Делает он и портреты известных военных, наделяя их сдержанными чертами героики или холодного официозу (Наполеон Бонапарт в коронационном одежде). Среди портретируемых - и враги республиканской Франции (вожак повстанцев Вандее - Жак Кателино), и рядовые граждане трагической эпохи Франции, и экзотические фигуры негров, поднять идеями Просвещения до уровня участников европейской истории.

В 1812 он стал наследником имущества и материальный достаток притишилы творческие порывы художника, перестал отдавать предпочтение живописи и сосредоточился на рисовании, графике, теоретических сочинениях, ведет образ жизни обеспеченного буржуа. Сделал Ан-Луи Жироде и попытку как художник-декоратор - создал фрески в замке Компьен. Работал как преподаватель и имел учеников.

Со временем обратился к батального жанра и ориентализма. Окрепли и раскрылись колористические способности Ан-Луи Жироде, что начало выгодно выделять даже этюды художника на фоне эпигонов Жака-Луи Давида и художников французского предромантизма.

Он умер в Париже 9 декабря 1824 и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.


5. Избранные произведения

"Подавление французами восстания в Каире 26 октября 1798", 1810 Версаль.
  • "Сыновья Иакова узнают Иосифа"
  • "Аврора подает зеркало Данаи"
  • "Сон Эндимион"
  • "Луи дьЕльбе, председатель королевских войск", расстрелянного революционерами
  • "Жак Кателино, председатель контрреволюционных повстанцев Вандее"
  • "Жан-Батист Белл" 1798 Эрмитаж, Петербург
  • "Автопортрет",1790-й гг Эрмитаж, Петербург
  • "Обнаженная мадемуазель Ланже как Венера", 1798 г.
  • "Портрет Шатобриана на фоне руин Рима", Сент Мало, Бретань, Франция
  • "Оссиан принимает души погибших патриотов Франции", 1801 г., Мальмезон
  • "Барон Жан Доминик Лире", 1804 Лувр.
  • "Захоронение Атали" (по повести Шатобриана), 1808 г. Лувр.
  • "Наполеон Бонапарт в коронационном одежде", 1812
  • "Карло Мария Буонапарте, отец Наполеона"
  • "Подавление французами восстания в Каире 26 октября 1798", 1810 Версаль.
  • "Шарль Мельхиор Артюс, маркиз де Боншамп"
  • "Галатея и Пигмалион", 1819 Лувр.
  • "Женская головка в красном тюрбане", Эрмитаж, Петербург

Источники

  • Leroy, P.-A., Girodet-Trioson, peintre d'histoire, 1767-1824, H. Herluison, Orl?ans, 1892
  • Sylvain Bellenger (Hrsg.): Girodet 1767-1825. Ausstellungskatalog, Gallimard-Mus?e du Louvre, Paris 2005, ISBN 2-07-011827-4. (Franz?sisch)
  • Pierre Alexandre Coupin (Hrsg.): Oeuvres posthumes de Girodet-Trioson. 1829.
  • Jean-Philippe Breulle (Hrg.): Dictionnaire de la peinture fran?aise. Larousse, Paris 1991, ISBN 2-03-740011-X. (Franz?sisch)
  • Au del? du ma?tre, Girodet et l'atelier de David. Ausstellungskatalog der Somogy ?ditions d'art. 2005, ISBN 2-85056-893-7. (Franz?sisch)