Надо Знать

добавить знаний



Аполлон-8



План:


Введение

Эмблема "Аполлона-8"

"Аполлон-8" - пилотируемый космический корабль серии Аполлон, который впервые доставил людей на орбиту другого космического тела - Месяца. Предварительный полет по программе Apollo program insignia.png Аполлон-7. Следующий полет Apollo program insignia.png Аполлон-9



1. Экипаж

Слева направо: Джеймс Ловелл, Уильям Андерс, Фрэнк Борман
  • Командир - Фрэнк Борман
  • Пилот командного модуля - Джеймс Ловелл
  • Пилот лунного модуля - Уильям Андерс

2. Общие сведения

Корабль включал только основной блок в который входили: командный отсек (образец CМ-103, масса - 28,9 т) и служебный отсек (SM-103). Вместо лунного модуля установлен макет. Для запуска использована ракета Сатурн-5 (образец AS-503).

Ракета-носитель - Сатурн-5 SA-503

Стартовая площадка Космический центр Кеннеди комплекс 39А, Флорида, США

Запуск - 21 декабря, 1968
12:51:00 GMT

Посадка корабля - 27 декабря, 1968
15:51:00 GMT

Продолжительность полета корабля - 6 дней 3 часа 0 минут

Масса - командный модуль 28817 кг
лунный модуль 9026 кг.

Цель полета - комплексные исследования основного блока с выходом на селеноцентрическую орбиту.

Ракета "Аполлон-8" - Сатурн-5 SA-503. 9 октября 1968

3. Задачи полета

Летные испытания модифицированной ракеты-носителя, проверку возможности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля с геоцентрической орбиты на траекторию полета к Луне, испытание узлов и агрегатов командного модуля в условиях полета на Луну, телевизионные передачи с борта, фотографирование поверхности Луны.

4. Старт

Предстартовая подготовка и старт корабля прошли без серьезных проблем. Корабль "Аполлон-8" стартовал 21 декабря 1968 г. в 12 часов 51 минуту по Гринвичу на 65 мсек. позже расчетного времени старта. Корабль вышел на геоцентрическую орбиту близкую к расчетной.

5. Второй старт и полет к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту наземные службы и экипаж в течение двух часов проводили проверку бортовых систем.

Третья степень РН Сатурн-5 с макетом лунного модуля, фото экипажа "Аполлона-8"

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа. 50 мин. 31 секунду полетного времени. Двигатель проработал 317 секунд. Факел двигателя визуально наблюдали на Гавайских островах.

После выхода на траекторию полета к Луне Борман развернул степень с кораблем так, чтобы корабль передней частью был возвращен в Солнца, что обеспечивало необходимое освещение при фотографировании. В 3 час. 21 мин. полетного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180 градусов и в течение некоторого времени исполнял групповой полет. Астронавты фотографировали степень и установленный на нем макет лунного модуля.

Одно из первых полных фотографических изображений планеты Земля, автором которого является человек. Скорее всего - Уильям Андерс

Завершив групповой полет, астронавты запустили вспомогательные двигатели корабля для обеспечения удаления от степени. После этого и других, к сожалению не совсем удачных манипуляций, степень на расстоянии около 300 м двигалась практически по одной орбите с кораблем. Так как это было опасно в 4 час. 45 мин. полетного времени дополнительные двигатели корабля были еще раз запущены и это обеспечило удаления корабля от ступени на безопасное расстояние.

На 11 час. полета на расстоянии 96 000 км от Земли была выполнена первая коррекция траектории полета корабля.

На 19 час. полета Борману стало плохо, он почувствовал боль в желудке. Дискомфорт чувствовали и другие члены экипажа. Все приняли по таблетке на нарушение работы вюстибюлярного аппарата и скрепляющие средства,

На 32 час. полета, когда корабль находился на расстоянии 255 000 км от Земли, начался первый сеанс телевизионной связи с Землей. Качество "картинки" с борта корабля была удовлетворительной, но снять Землю не удалось. На 62 час полета во время второго сеанса телесвязи путем подбора фильтров получили удовлетворительную "картинку" и при съемке Земли, которая была показана на расстоянии 330 000 км.

В 55 час. 38 мин. полетного времени корабль вышел из зоны преимущественного действия силы тяжести Земли и вошел в зону притяжения к Луне. На 62 час. полета было выполнено вторую и последнюю коррекцию траектории корабля на трассе "Земля-Луна".


6. Переход на орбиту Луны, полет по ней и старт к Земле

Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов. 04 мин. полетного времени. Через час корабль зашел Луны, на расстоянии 126 км от него включен двигатель, проработавший 246,5 сек. и перевел корабль на эллиптическую орбиту селеноцентрическую орбиту с высотой периселению 113 км, высотой апоселении 312 км и периодом обращения 2 часа. 10 мин. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту.

Лунная поверхность. Фотография экипажа "Аполлона-8". На переднем плане кратер Гоклен диаметром 60 км.
Восход Земли над лунным горизонтом. Фотография экипажа "Аполлона-8". Это изображение воспроизведено на почтовой марке в США, выпущенной по случаю полета к Луне.

В период вращение эллиптической орбите, астронавты выполняли фотосъемку поверхности Луны, вели визуальное наблюдение и выполняли навигационные эксперименты.

На 72 час. полета состоялся третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну.

В 73 час. 35 мин., Совершив два витка по эллиптической селеноцентрическую орбите, астронавты включили основной двигатель корабля, который перевел его за 9 секунд на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселении 112,7 км и периодом обращения около 2 часов.

Во время полета по круговой орбите астронавты продолжали фотографировать Луну, Землю и навигационные експериметы.

В 85 час. 40 мин. полетного времени было проведен четвертый телевизионный сеанс, который продолжался 25 мин. Астронавты показывали Луну и комментировали. Борман сказал, что у них есть послание для жителей Земли. Каждый член экипажа прочитаем отрывок из Библии.

На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 час. 19 мин. полетного времени было включено основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полета к Земле.

После восстановления радиоконтакта (что произошло на 6 мин. Позже запланированного времени и создало определенное напряжение для всех задействованных в проекте) астронавты шутили в связи с Рождеством.


7. Возвращение на Землю

На трассе "Луна - Земля" астронавты много отдыхали.

На траектории полета к Земле произошла всего только одна коррекция - на 105-м часу полетного времени, когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. После этого было проведено еще один телесеанса с Землей.

Длительность телесеансов с борта космического корабля составила 2 часа.

Отсек экипажа корабля "Аполлон-8" на палубе авианосца "Йорктаун".

В 146 год. 31 мин. полетного времени отсек экипажа отделена от отсека двигателя, отсек экипажа введен в атмосферу.

Тормозные парашюты открылись в 146 год. 54 мин. полетного времени.

Приводнения отсека экипажа произошло в точке с координатами 4 ? 56 'с. ш. 165 ? 15 'с. д. / 4.933333 ? с. ш. 165.25 ? с. д. (G) в пяти км от авианосца "Йорктаун". Полет продолжался 147 час. 00 мин. 11 секунд.

Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолета, который сразу же после приводнения появился на месте посадки, и доставлены на авианосец через 1 час. 16 минут после приводнения. Отсек экипажа поднят на борт авианосца.


8. Результаты полета

NASA объявило о исключительный успех полета. Основными достижениями являются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля осуществлять сложные космические полеты на большом удалении от Земли; демонстрация безопасности экипажа во время таких полетов; получения большого количества информации, необходимой для полетов на Луну .

Источники

  • Программа "Аполлон". Часть II. Обзор по материалам открытой Иностранной печати.

Составитель: Гольдовский Д. Ю. Гонтом-1. Июль 1971. Тираж 650 экз. Экз. № 0016

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам