Арабская каллиграфия

Первая сура Корана, написанная стилем насх.

"Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, когда оно у мудрого" (арабский мудрость)

"Письмо - это половина знания" (пророк Мухаммед)

Арабская каллиграфия, также исламская каллиграфия, или искусство изображения слова, является ключевым элементом исламской культуры, такой же неотъемлемой частью, как мусульманство или арабский язык. В арабских странах это искусство было доведено до абсолютного степени совершенства.


1. Предпосылки к развитию арабской каллиграфии

В отличие от Европы, где каллиграфия уже давно является второстепенным искусством, в странах використвують арабский алфавит, она долгое время продолжала успешно развиваться не только в специальных документах, но и в художественных целях. Одна из причин этого - рукописная природа арабского письма, очень сложно приспосабливалась к печатной формы, для чего в арабском мире понадобилось на несколько столетий больше, чем Гутенбергу в Европе, поэтому в то время, как на западе распространялось книгопечатание, в арабском мире продолжалось развитие рукописи.

Басмала, искусно выполненная в стиле сульс, не отрывая руки от листа

Но гораздо важнее причиной развития художественной каллиграфии была религия. Коран не запрещает изображения людей и животных на рисунках, но с распространением ислама были унаследованы и укоренившиеся в то время предрассудки против изобразительного искусства. Запрет на рисование живых существ появилась в связи с осторожностью на поклонение этим изображениям. Все четыре школы исламского права запретили создание образов, заявив, что художник, который на это решится, будет проклят в Судный день. Это ограничение привело к расцвету декоративного и орнаментального искусства - арабесок (композиций, в основе которых четкие геометрические формы или изображения листьев и цветов) или к каллиграфии. Арабская каллиграфия стала использоваться не только для создания копий Корана, но и многих других художественных целях - в росписи фарфора, в оформлении ковров и других тканей, на монетах и в архитектуре (особенно в мечетях и на могилах).

Басмала в стиле Куфе (сверху) и насх (снизу)

Степень владения каллиграфией в арабских странах со временем стал показателем образованности и духовного совершенства человека.

Каллиграфию стали преподавать в начальной школе и духовных училищах (медресе). Однако действительными виртуозами становились лишь избранные каллиграфы (хаттаты), опытные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний.


2. Стили арабской каллиграфии

Учитывая сказанное выше, нет ничего удивительного в том, что стили арабского письма были канонизированы. В основе такой канонизации была четкая система "статуного письма" (хатт мансуб), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-муклы (886-940). Эта система пропорций, которые определяли соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке.

Известный религиозный выражение в стиле Куфе в форме башен четырех минаретов

Первыми из таких канонических почерков считаются Куфе (от названия города Куфа в Ираке), геометризованной монументальный и тяготеет к прямым линиям и четких геометрических форм. Его использовали, в частности, для создания первых написанных рукой копий Корана.

шрифт Куфе

Другой стиль - насх ("переписка"), горизонтальный, строгий почерк, который использовался в переписке и создании деловых бумаг, и для этих целей продолжает использоваться до сих пор в разных вариациях. Считается, что от него ведут свою родословную все позднейшие вариации арабской каллиграфии.

шрифт насх

Такие стили систематизированы Ибн-муклы и производные от насх следующие: мухаккак ("правильный") - жирное начертание с широкими диагональными росчерками; сульс ("одна треть) - более курсивом разновидность насх, где криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3; Тауке ("указ") - разновидность сульса, в котором буквы иногда соединяются друг с другом; рука (рика) - основной вид рукописного шрифта и до; Райхан ("Базиликовый") - очень изящный декоративный почерк, разновидность сульса, который сравнивали с ароматом цветущего базилика.

На базе этих канонических стилей затем было разработано множество производных. В Иране, например, используется очень элегантный и утонченный шрифт - таалик, в котором горизонтальные штрихи букв вытянуты под определенным углом. От таалику происходит другой шрифт - насталик, непревзойденно легкий и четкий шрифт.

От выбранного стиля письма зависел и способ застругування тростникового пера (калама).

Для документов, которые выдавали государственные органы Оттоманской империи, был разработан специальный шрифт - диване (от "Диван" - государственный совет). Это очень изящный декоративный шрифт с большими диагональными завитками, но достаточно легкий для чтения. Сейчас его используют в официальных документах и ​​украшать архитектурные сооружения.



3. Тугра

Тугра Оттоманского султана Абду Хамида изображает три длинных вертикальных штрихи, характерные для этого стиля

Еще одним интересным произведением исламских каллиграфов, была тугра - стилизованное изображение имен оттоманского султана, которое первоначально употреблялось как виза для императорских указов. Позже тугры использовали правители не только Турции, но и других арабских стран как царскую эмблему на монетах и ​​печатях аналогично тому, как европейские монархи использовали гербы или монограммы.


4. Мусанна

Мусанна, стиль каллиграфии, в котором одна половина композиции является отражением другой. Басмала выполнена шрифтом сульс дело в форме страуса

Еще одна разновидность каллиграфии - мусанна ("двойной"). Этот стиль не является шрифтом как таковым, а состоит из текста, выполненного стандартным шрифтом, например насх, в форме где одна часть является зеркальным отражением другой. Еще интереснее была разновидность каллиграфии, где текст (обычно выражение из Корана) расписан в форму птицы, животные, деревья или какого-то другого предмета.