Аристотелизм

Аристотель, картина Франческо Гаеза

Аристотелизм - система мышления, которая в общем следует принципам и учению Аристотеля, особенно что касается личной и общественной этики (а так и политики) и толкования присущих человеку благ. Этические принципы Аристотеля ярко выражении в одном из его известных произведений - Никомаховой этике.

Аристотель рассматривал философию как двойное занятие: практическое и теоретическое. Практическая философия охватывает этику и политику, а теоретическая - логику и физику. Метафизика рассматривается как наука о субстанции, имеет внутреннее присущи ней принципы покоя и движения. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда души приписываются принципы и спосибности съедобные, чувственные и интеллектуальные. Далее, он рассматривал душу двойной - рациональной и иррациональной, в некоторых людях поднимая чувства над разумом. Аристотель определял мудрость как науку о первопричинах. Четырьмя главными разделами его философии были - диалектика, физика, этика и метафизика. Бог определялся им как Первый Двигатель, лучшая среди существенности, неподвижная субстанция, удаленная от чувственных вещей, лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Платонизм базируется на априорном рассуждении, а аристотелизм - на апостериорной рассуждении. Аристотель учил своего ученика, Александра Македонского, что, если он не сделал доброе дело, день пропал для него. Среди учеников Аристотеля были Теофраст, Стратон, Ликон, Аристон, Критолай и Диодор.


Современный аристотелизм

Известным современным аристотелийським философом является Аласдер Макинтайр ( англ. Alasdair MacIntyre ), Особенно известный за вклад в возрождение этики добродетелей в своей книге "После Добродетели", Макентайр просматривает аристотелизм с аргументом, что высокие земные блага, которые являются внутренними для человеческих существ, актуализируются через участие в общественных действиях. Он противопоставляет аристотелизм управленческим учреждениям капитализма и его положению, а также соперничающие традициям включают Давида Юма и Ницше, которые отвергают идею благ и добродетелей, присущих сугубо человеку, узаконивая вместо того капитализм. Итак, по Макинтайр, аристотелизм не тождественно с западной философии в целом, а скорее это - "в настоящее время лучшая теория, включая лучшее толкование, что делает данную теорию лучшей по политически так и социально, и которая была обозначена как новый" революционный аристотелизм. " [1] Это можно противопоставить более общепринятым, аполитичным и действенно консервативным использованием Аристотеля, скажем, Гадамером и Макдоуэлл. [2]


Примечания и источники

  1. Alasdair MacIntyre, 'An Interview with Giovanna Borradori', in Kelvin Knight (ed.), The MacIntyre Reader, Polity Press / University of Notre Dame Press, 1998, p. 264.
  2. Kelvin Knight, Aristotelian Philosophy: Ethics and Politics from Aristotle to MacIntyre, Polity Press, 2007.