Надо Знать![]() | АтональностьАтональность (от греческого отрицательным доли а и тональность) в музыке - термин, которым обозначают музыку (чаще XX и XXI столетий), что не тональности. Основные принципы атональной музыки - отсутствие звуковысотной тоники как центра притяжения, которому в тональной музыке иерархически подчинены все остальные звуки. Вследствие этого все звуковысотности и все соотношения между ними становятся равноправными. Атональность связана с отсутствием тонально-функциональной гармонии и отрицает один из основных ее принципов - подчиненность диссонансов консонанс и обязательность решения диссонанса в консонанс. Появлению атональной музыки предшествовало постепенное усложнение классической гармонии, в частности интенсивное развитие хроматики, появление аккордов нетерцовои строения, расширения и ослабления ладофункциональнои системы. В начале ХХ века в творчестве А. Шенберга и его последователей отказ от тональной системы приобретает принципиальное значение. Шенберг выдвигает требование отказа от Консонантное аккордов и утверждения диссонанса как важного элемента музыкального языка (т.н. эмансипация диссонанса). Первым атональной произведением считаются его "Три фортепианные пьесы" ор. 11 (1909). Поиски структурной организации, приводят в начале 1920-х годов к появлению додекафонии, что изначально сочеталась с избежанием тональных созвучий. Первым произведением, написанным в этой технике считается Сюита для фортепиано ор.25 Шенберга. Эстетические принципы атональной музыки, на этом этапе, были тесно связаны с искусством экспрессионизма, что отличалось остротой средств выразительности и предполагало алогичную разорванность художественного мышления. Наряду с представителями нововенской школы к атональности обращались О.Скрябин, Ч. Айвз, Б. Барток, Д. Шостакович (напр. во Второй, Четвертой и Четырнадцатой симфониях). С другой стороны ряд выдающихся композиторов (напр. С. Прокофьев, П. Гидемит, А. Онеггер) решительно не воспринимали принципов атонализму и продолжали работать в тональной системе. Однако другие выдающиеся композиторы, для которых отсутствие тональности стала на определенном этапе ведущим творческим принципом, считали сам термин "атональность" лишенным смысла и некорректным. В современной научной литературе он используется преимущественно в узком смысле для обозначения музыки композиторов нововенской школы того периода, когда они уже отказались от тональности, но еще не начали применять серийную технику (додекафонию). В 1930-х годах атонализм, и в частности додекафония подвергаются категорическое неприятие в тоталитарных режимах. Парадоксально, но если в СССР Атональная музыка критиковалась, как проявление "формализма", и связывалась с "мелкобуржуазной" эстетикой (см. например статью "Сумбур вместо музыки" (1936р.)), то в нацистской Германии музыка этого направления преследовалась как "большевистская" и "дегенеративное" (Entartete Musik см.. Atonality, Degenerate art). Новый этап развития атональной музыки начинается в послевоенный период и связан с различными авангардными течениями. Преимущественно атональной есть серийная и сериальная музыка, сонористический музыка, алеаторична музыка, стохастическая музыка ( Я. Ксенакис). С 1960-х годов с изменением политической ситуации в СССР, Атональная музыка активно проникает в творчество советских композиторов нового поколения - "композиторов-шестидесятников", в частности А. Шнитке, С. Губайдулиной, Е. Денисова, а также украинских композиторов - В. Сильвестрова, Л. Грабовского, В. Годзяцкого и других. С 1980-х годов атональность постепенно проникает в классических музыкальных жанров, прежде авангард-джаза (напр. творчество Ami Denio). Библиография
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |