Надо Знать

добавить знаний



Афинская школа (литература)



Афинская школа в греческой литературе - направление, в котором, в противоположность Ионической школе, условно объединяют поэтов тридцатых - семидесятых годов XIX века, писавших кафаревуса.

Формирование Афинской школы связывается с прибытием в независимой Греции фанариотов, которые были оторваны от повседневной жизни народа, не принимали участия в освободительной борьбе, но сохранили образованность в архаичной форме, которая принимала истоки еще в византийской книжности. Они не очень хорошо разбирались в социокультурных обстоятельствах тогдашней Греции, но имели достаточно решительности и самоуверенности, чтобы поучать "диковатых" жителей материковой Греции с высоты своих знаний. Естественно, что они были в своем творчестве преимущественно сторонниками кафаревусы. Однако их языковые предпочтения развивались достаточно сложно: многие ранних произведений представителей этой школы было написано на димотики или под его значительным влиянием. Это было обусловлено послереволюционной атмосферой, подталкивала к определенной демократизации языка. Однако вскоре наступает интенсивная и стремительная архаизация: фанариоты считали себя охранников отечественного наследия и хотели таким образом заложить основы новой национальной культуры.

Первым произведением Афинской школы считается поэма Панайотиса Суцоса "Путник" (написана в двадцатые годы XIX века, опубликована в 1831). В ней отчетливо прослеживается влияние французского романтизма, что неудивительно, ведь и Панайотис (1806-1868) и его старший брат Александрос (1803-1863) приехали в Грецию с Париж, где в двадцатые годы романтизм был ведущим литературным направлением. В сюжете поэмы переплетаются традиционные для литераторов-романтиков мотивы: несчастная и страстная любовь, страдания одиночества, скорбные странствия ...

Вдохновение и энтузиазм, вызванные у романтиков Афинской школы героизмом освободительной борьбы, быстро выветриваются: послереволюционные атмосфера, сложившаяся во многом под давлением иностранных ограничений (см. Первая Греческая Республика и Королевство Греция) существенно видризнялася от революционных надежд; многие из греков воспринимал новую власть как чужую оккупацию (даже короля им навязали немецкого). 1831 Александрос Суцоса выдает сатирическую сборник "Панорама Греции?, где утверждает, что "воля ушла", и изображает разочарование ее защитников. Панайотис Суцоса в своей известной сборнике стихов "Гитара" высказывал те же настроения; этот сборник сам характеризовал как такое, что осуждает насилие и антинациональные действия.

Тематика поэзии братьев Суцоса - воспевание освободительной борьбы и ее героев, увековечения подвигов - была самодостаточной и актуальной, но, кроме того, была своеобразным вызовом и упреком господствующей атмосфере, призывом к национального достоинства. Как одна из форм утверждения такого достоинства выступало и обращение к древней речи (свидетельства бывшей греческой величия), хотя по сути своей это было лишь болезненной реакцией на чужеземное насилие. Ограничивая возможность общения с широкими слоями народа, эта ориентация сработала против объективных порывов спикеров Афинской школы, поскольку их произведения стали ближе к официальной политике, чем тексты ионической школы, которая оказалась на периферии греческого литературной жизни: дело в том, что в сороковые годы премьер-министр Колетис выдвинул идею "Великой Греции" (восстановление государства в границах бывшей Византийской империи), и культ древнего языка прекрасно вписывался в эту довольно шовинистическую концепцию.

Романтическое вдохновения Афинской школы после этого быстро угасает, П. Суцоса после "Гитары" фактически замолчал; официально насаждаемому псевдокласицизмови отвечают только тексты третьего выдающегося представителя первого поколения Афинской школы - Рангависа (1809-1892), который еще долго был творчески активным.

В пятидесятые - шестидесятые годы на смену первой приходят вторая и третья генерации Афинской школы: И. Тандалидис (1818-1876), И. Карасуцас (1824-1873), Д. Валаванис (1829-1854), А. Парасхос (1838 -1895), Д. Папарригопулос (1843-1873), С. Василиадис (1845-1874). В творчестве представителей этих поколений уже окончательно сложились мрачные черты: мотивы смерти, пессимизм, оторванность от действительности, искусственность системы образов. Отразился и крах надежд на восстановление величия Греции. К тому же представителей второго поколения как преследовала судьба: Валаванис молодым умер от чахотки, Карасуцас рано бросил писать, а потом и руки на себя наложил ... Важным мотивом в Папарригопулоса и Василиадиса была трагедия неосуществленной личной судьбы.

В восьмидесятые годы XIX века возникает Новая Афинская школа, унаследует и разовьет наследство и Афинской, и Ионического школ.


Источники

  • Из истории новогреческого литературы / / Новогреческий литература. Антология. Киев: Украинская энциклопедия думка, 2008, с. 7.
  • Д. Спатис. Афинская школа / / Краткая литературная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1962, т. 1, СТЛБ. 365-366.
  • Димитрис Спатис. Греческая новая литература / / Краткая литературная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1972, т. 7, СТЛБ. 353.
  • С. Б. Ильинская. Греческая литература / / История Всемирной литературы. Москва: Наука, 1991, т. 6, c. 542, 545-547.
  • С. Б. Ильинская. Греческая литература / / История Всемирной литературы. Москва: Наука, 1991, т. 7, c. 527, 528, 529.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам