Афиша

Афиша - это изографичне издание, содержащее информацию об определенном культурное мероприятие.

Афиша - рекламное или справочное листовое издание с информацией относительно определенного культурного мероприятия (события), предназначенное для расклейки. В техническом отношении афиша это крупно кегельную наборная шрифтовая композиция, в которой указывается число, время и место проведения какого-либо общественного мероприятия.

Главная характеристика афише - это непосредственная передача сообщения. Также ее важными качествами выступают крупные размеры и доступность широким массам населения. Афиша как средство массовой коммуникации использует риторический содержание (метафору), который может расшифровать целевая аудитория в специфическом контексте.

В современной рекламе бесспорное лидерство остается за культурной афишей, которая заметно расширила свою тематику. Прежде всего это юбилейная, праздничная, выставочная, театральная, концертная, цирковая, туристическая и спортивная афиша. Специфика этого направления обусловила роль афиши как посредника между потенциальным зрителем и культурно-художественной акцией, требуя от него активной действенности. При этом афиша является не только носителем информации, что сближает его с такими средствами массовой информации, как газеты, радио и телевидение, но и, что не менее важно, представляет аудитории в высокохудожественной, образной форме долю культурно-художественной акции или спортивного зрелища.


1. Афиша в 19 веке

Афиша на открытие 1-го сезона театра Одессы, 1887 год.

В 19 веке получили распространение шрифтовые театральные афиши. Необходимость в них была значительной через изменчивый театральный успех и необходимость постоянно заботиться о прибыль. Даже театры в крупных городах не имели постоянной (стационарной) трупы. Поэтому так важны были обязанности антрепренеров - пригласить авторитетную труппу, позаботиться о громком рекламу, ставить спектакли, которые уже имели успех, несмотря на их национальное происхождение. Большой авторитет в Европе уже имели актеры и, особенно, певцы Италии. Второе место занимали театральные деятели Франции. Они и были главными персонами на театральных сценах в Европе 19 в.

Все эти проблемы были и первый театр в портовой Одессе. Он тоже не имел постоянной труппы, а принимал гастролеров. Первый антрепренер Одесского театра - господин Монтовани, сам был итальянским негоциантом и ориентировался на вкусы именно богатых веств Одессы и одесских негоциантов, преувеличенно иностранцев. Конкурировать с итальянским и французским репертуаром было трудно и это удалось лишь в конце 19 века, когда в драматургию и театральное искусство пришли Глинка, Островский, Чехов, ряд российских композиторов и певцов ( Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Крушельницкая Саломея Амвросиевка и др.)., балетмейстеры и танцовщики.


Театральные афиши конца 19 века орнаментальные, шрифтовые с несколько ограниченным количеством использованных цветов. Их главная цель - рекламная и справочная, сповититы за новыми гастроли. Впоследствии орнаменты и шрифтовые надписи уменьшаются, уступая изображением. На создание афиш обратили внимание художники Франции, что сделало и эту область прикладного, практически служебной по функциям графики произведением высокого искусства. Уникальное значение в развитии и созданию афиш заняла творчество французского художника Анри Тулуз-Лотрека (1964-1901). Яркие краски, остро выразительные силуэты афиш Тулуз-Лотрека сделали их явлением французского искусства. Впоследствии афиши Тулуз-Лотрека станут предметами коллекционирования как и привычные разновидности гравюры ( дереворит, мидьорит, офорт).

  • Афаша "Бал в Мулен-Руж", Жюль Шере и автор возле афиши работы Тулуз-Лотрека

  • Тулуз-Лотрек. Мулен Руж, (афиша 1891 г.)

  • Тулуз-Лотрек. Кафе Амбассадор. Афиша певца Аристида Брюан, (афиша 1892 г.)

Распространению афиш и их разновидности (рекламных плакатов) способствовало несколько исторических обстоятельств - ускорение исторического процесса, бурное развитие дикого капитализма, всевситни выставки, жажда больших прибылей в новой торговой и финансовой элиты. Именно на конец 19 века пришлись изобретения новых универсальных магазинов (Пассаж) и очередное усовершенствование техники цветных литографий. Доля малых буржуазных театриков отныне открывается в помещениях самих пассажей, прижимаясь якамога ближе к людных мест и возможных посетителей-зрителей. Театральные афиши конца 19 века соседствуют с рекламными плакатами модных товаров и перенимают их несколько агрессивный характер, погоню за сенсациями и коммерческим успехом. Театральные представления сами коммерциализируются, становятся разновидностью буржуазного товара. А театральные сооружения, практически монополизированы торговой и финансовой элитами, становятся ночными клубами с буфетами, залами для неформального общения дельцов, бизнесменов и авантюристов. В театрах решают деловые дела, ищут любовниц, ведет переговоры о браков между богатыми семьями.


2. Афиша как агит плакат

  • Я хочу, чтобы ты был в армии США, агитплакат 1917

  • Свобода никогда не исчезнет (Агитация за четвертую заем 1918 г.).

  • Плакат в поддержку Красного креста, 1917 г.

  • Политический плакат с призывом выбирать Демократическую партию США (Рузвельт и Трумэн), 1944 г.


3. Украинский афиша

  • Афиша к фильму Довженко ?Звенигора?, 1928 год

  • Агитационный плакат "Украина встанет снова"

  • Плакат "Немые ночи"

  • Афиша к фильму Игоря Подольчака ?Менины?, 2008 год


4. Футбольная афиша

Футбольная афиша - это листовое издание с информацией по определенной футбольного события, предназначенное для расклейки. Ее целью как и любой другой афиши является информировать людей о предстоящем событии, привлекать внимание зрителей, активизировать их восприятие, нацелить в нужном направлении сознание. Футбольные афиши способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является подталкивание зрителя к действию. Но прежде, афиша показывает самое главное, отличается яркостью и краткостью.

Экспресс-информация, которая подается в художественной форме, рассчитанная в большинстве случаев на очень ограниченное время непосредственного воздействия на зрителя. Такая оперативность (как по срокам создания, так и в отношении процесса восприятия) предъявляет особые требования к образного строя афиши и всего стиля ее выполнения.


См.. также

Всемирная выставка в Турине, Италия, 1911 г.