Надо Знать

добавить знаний



Ацтеки


The Aztec empire in Mesoamerica

План:


Введение

Ацтеки - крупнейший народ американских индейцев Мексики, который пришел в центральную часть страны с севера в 12 веке. Другая аутентичное название ацтеков - мешика [1]. Считается, что в 1325 они начали строить свою столицу - Теночтитлан (на месте современного Мехико). Теночтитлан постепенно стал столицей империи, простиравшейся далеко за пределы Мексиканского долины.

По собственной легенде, ацтеки пришли в Мексиканский долину с места, что по легенде называлась Ацтлан - отсюда и название народа. Ацтекская культура имела широкую и сложную сеть мифологических и религиозных традиций, высокоразвитое искусство, глубокие знания в различных областях науки. Ацтеки эпоху империи говорили на языке науатль, которую принято определять как классический науатль. Ацтеки создали большое количество памятников собственной литературы, большинство из которых была уничтожена во время и после испанского завоевания.

Империя ацтеков была разрушена во время Конкисты - вторжение испанцев во главе с Эрнаном Кортесом в 1521. Язык ацтеков - науатль - относится к юто-ацтекской семьи языков. В настоящее время на языке науатль говорит более 1,5 миллиона человек, и некоторые из них продолжают называть себя ацтеками, однако традиционно ацтеками называют только представителей доколониальной цивилизации.

Источниками знаний о культуре и истории ацтеков есть археологические находки в раскопках, ацтецьки кодексы, записанные на бересте, свидетельства очевидцев вроде Эрнана Кортеса и Бернала Диаса дель Кастильо, а также из описаний 16 и 17 веков, написанных испанскими священниками и самими ацтеками испанском языке или языке науатль, например, флорентийский кодекс францисканского монаха Бернардино де Саагуна.


1. Терминология

Существует различие в значении термина ацтеки. С одной стороны, в широком смысле, ацтеками называют все народы науа Мексиканского долины, культура которых до испанского завоевания имела общие черты и корни. В узком смысле ацтеками называют народ мешика, создавший Тройственный союз, известный как Империя ацтеков. Сами мешика называли ацтеками все народы, не обязательно народы науа, вышедших из легендарного Ацтлан.

2. История

Изображение орла, разрывающего змею на колючем кактусе, на гербе Мексики

В XII в. ацтеки пришли с севера; в XV в. создали свое государство, завоеванное испанскими колонизаторами в XVI в.

Народы науа начали переселяться в Долину Мехико в 6 ст., постепенно вытесняя народы других языковых групп. К 12 в., Когда в долину пришли мешика, там уже существовало несколько городов-государств. Сначала мешика остановились на холме Чапультепек на западном берегу озера Тескоко, но их оттуда вытеснили. Им дозовлилы поселиться на острове посреди озера, где они 1325 году основали город Теночтитлан. По легенде на острове увидели орла, поймал змею, что было воспринято как знамение, поскольку бог Уицилопочтли предрекал им такую ​​землю. Родина мешика до основания Теночтитлана достоверно неизвестна. Они пришли или с севера долины Мехико, или еще дальше с севера, с территории, которая в современную эпоху принадлежит США.

В 1376 мешика выбрали своего первого тлатоани Акамапичтли. К 1427 они платить дань Ацкапотцалько, мощном в то время городу-деражави в долине. В 1427 утоврився Ацтецький тройственный союз, который преодолел Ацкапотцалько следующего, 1428 года. Именно Тройственный союз известен как Империя ацтеков.

Тройственный союз образовался после убийства тлатоани мешика Чимальпопоку правителем Ацкапотцалько Мекстла. Преемник Чимальпопоку Ицкоатль объединил свои силы с изгоем Незауалькойотлем и тепанекамы Тлакопана. После победы над Ацкапотцалько Тройственный союз правил Долиной Мехико до испанского завоевания в 1520 - 1521. Он постепенно расширил свою власть на обширные территории от Мексиканского залива до тихоокеанского побережья. Вместе, все больше возрастало значение в союзе Теночтитлана.

Эрнан Кортес пришел к Теночтитлана во главе большого войска, в котором испанцы составляли только небольшую часть. Кортес объединился с врагами ацтеков с Тласкала.

Падение Теночтитлана не означало мгновенной гибели мезоамериканских культуры, но отряд Кортеса был лишь небольшим авангардом, за которым последовало песелення в Америку значительного количества европейцев. Европейцы привезли с собой новые болезни, к которым у индейцев не было иммунитета. Эпидемии оспы и тифа привели к значительному уменьшению населения.

До колонизации ацтеки достигли высокого уровня развития культуры - имели пиктографическое письмо, пользовались солнечному календарю, создали выдающиеся архитектурные сооружения в городах. У ацтеков было развито земледелие (на орошаемых землях) и ремесла ( гончарство, ткачество и др.). От ацтеков европейцы узнали о культуре кукурузы, какао, помидоров. Современные ацтеки не имеют единой этнической территории. Большинство современных ацтеков - крестьяне, мелкие арендаторы и батраки- пеоны, работающих в крупных помещичьих хозяйствах, часть занята на промышленных предприятиях. Ацтеки относятся к наименее оплачиваемых и наиболее эксплуатируемых слоев мексиканского пролетариата.


3. Ацтекская империя

Ацтекская империя
Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, этнически была очень разнообразной: это была скорее единая система сбора дани, чем единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империи.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой дань, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простых людей после подчинения этих городов центру. Торговля велась также с враждебными городами. Единый народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча ( АЦТ. purpecha ) - Был главным производителем медных топоров.

Основным вкладом ацтеков в развитие управления стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и транспортных средств, а дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог финансировалось частью дани. По дорогам постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть и поесть в особых упорядоченных для этого местах, расположенных каждые 10-15 километров. Также этими путями постоянно курсировали гонцы (пайнани), которые держали ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Важнейшее чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй тлатоани ( АЦТ. Huey Tlahtoani ) Переводится примерно как "Великий Оратор: тлатоке ( АЦТ. tlatoque , "Ораторы") были аристократией, высшим классом общества. Власти тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. На время правления Ахвицотля титул "тлатоани" уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству.

С 1397 в 1487 года империю возглавлял Тлакаелель (Tlahcalel с науатль - "отважное сердце"). Он мог стать тлатоани ( АЦТ. tlahtoani ), Но предпочел остаться в тени циновки ягуара. Тлакаелель был племянником тлатоани Ицкоатль ( АЦТ. Itzcoatl ) И братом Чимальпопоки ( АЦТ. Chimalpopoca ) И Мотекусома Ильуикамины ( АЦТ. Motecuhzoma Ilhuicamina ) И носил титул "Сиуакоатль" (Чиуакоатль; АЦТ. Cihuacatl , В честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника), как написано в рукописи Рамиреса, "который предписывал Тлакаелель, то осуществлялось быстрее". Это был жесткий реформатор, он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и сам переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаелель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалока, Тескатлипока и Кетцалькоатле. Ему также приписывают введение обычая "Цветочных войн" и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу [2].

На начало Конкисты государство ацтеков занимала территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо к землям майя. Отдельные колонии существовали на землях современных государств Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилась ацтекам.


4. Религия

Человеческое жертвоприношение из кодекса Мальябекьяно

Ацтеки верили во многих богов и считали себя избранным народом. По легенде боги, которые когда-то собрались в Теотивакани принесли себя в жертву, чтобы прояснить мир. Для восстановления космоса, ацтеки постоянно приносили богам человеческие жертвы, пытаясь не допустить возвращения Тьмы. Церемония проходила в верхней части большого храма на жертовновному камни. Люди, которых приносили в жертву могли быть военнопленными, захваченными во время цветочных войн, рабы, или избранные представители ацтеков.

Жертвы были экономические и политические функции. Они должны были обеспечить регулярное возвращение дождя на сельскохозяйственные угодья, а также сохранить господство ацтеков с помощью физического уничтожения врагов. Эти ритуалы ужасали испанцев, которые, как католики, интерпретировали жертвы как извращение и зло, а не как священный акт.


5. Обучение

До четырнадцати лет обучения было в руках их родителей. Существовал устный перевод (сборник мудрых наставлений), называемый уеуетлатолли ( АЦТ. huehuetlatolli ) ("Высказывания старых"), где были описаны морально-этические идеалы ацтеков. В сборнике были особые выражения каждый случай: для поздравления, пожелания при рождении ребенка, слова прощания при смерти. Родители напоминали дочерям о необходимости быть привлекательными, но не пользоваться косметикой чрезмерно, чтобы не выглядеть, как ауиани ( АЦТ. ahuiani ). Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.

Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений: в училищах, которые назывались "тепочкалли" ( АЦТ. tepochcalli ), Учили истории, религии, военному искусству, а также торговли или ремеслу (крестьянской или мастерскому) в школах "кальмекак" ( АЦТ. calmecac ), Которые в основном ходили сыновья пиллеи, сосредоточены на обучении вождей ("тлактокив"), жрецов, ученых и учителей "тлатиними" ( АЦТ. tlatinimi ) И переписчиков "тлакуило" ( АЦТ. tlacuilo ). Они учились ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и боевым искусствам.

Не до конца выяснено назначение школы "кальмекак". Предполагают, что она существовала исключительно для потомков "пиллеи", однако, по некоторым источникам, молодежь имела возможность выбирать, где именно учиться. Вполне возможно, что обычный народ предпочел послать детей в "тепочкалли", ведь неимущему было легче подняться, используя свои военные способности, тогда как карьера жреца или "тлакуило" ( АЦТ. tlacuilo ) Не могла обеспечить юноше такого быстрого роста в обществе.

Девушек учили преимущественно домашним ремеслам и приемам воспитания детей, писать и читать их не учили.

Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других - в здание игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий социальный престиж.


6. Развлечения и игры

Несмотря на то, что разрешалось пить "пульке" (pulque), сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя, ацтекам до достижения семидесятилетнего возраста запрещалось напиваться, нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был "тлачтли" ( АЦТ. tlachtli ), Ацтекский вариант древней месоамериканськои игры "Улама". В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли "олли" ( АЦТ. olli ), Откуда происходит испанское "Уле" ( исп. hule ), Что означает резину.

В ацтекских городах обычно были два специальные комплексы для игры в мяч. Игроки могли бить по мячу бедрами; целью игры было пробросить мяч через каменное кольцо. Игроку, которому удавалось это сделать, предоставлялось право забрать одеяла у публики, поэтому победа сопровождалась беготней, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Жебраки могли ставити свою їжу, піллеї могли ставити свої багатства, "текутлі" (ацт. tecutli, власники ) могли поставити на кон своїх наложниць або навіть цілі міста, а ті, у кого нічого не було, ставили свою свободу і ризикували стати рабами.

Ритуальна гра в м'яч закінчувалася жертвопринесенням кращого гравця або капітана команди переможців (проте за іншими джерелами - капітана і гравців команди, що програла).

"Гра" в м'яч спочатку була своєрідним релігійним ритуалом, в якому кожна деталь була сповнена символізму. Наприклад, м'яч уособлював небесне світило, місяць або сонце, в залежності від типу кидка. Учасники перекидали м'яч один одному, і його траєкторія асоціювалася з траєкторією небесних світил. Жертвопринесення учасника, що забив "гол", було великою честю як для нього самого, так і для всієї його родини. Учасники, які не проявили достатньо спритності під час гри, залишалися жити, але разом зі своїми сім'ями опускалися до найнижчого соціального прошарку суспільства.


7. Питание

Ацтеки створили штучні острови, або чінампа, на озері Тескоко; на цих островах вирощували зернові та садові культури. Основними продуктами харчування ацтеків були маїс (кукурудза), боби і гарбузові. Чінампа були дуже ефективні і давали до семи врожаїв на рік, на основі поточних врожаїв чінампа було підраховано, що 1 гектар чінампа може прогодувати 20 чоловік, а з 9000 гектарів чінампа збирали продовольства на 180 000 чоловік.

У наукових публікаціях часто йшла мова про нестачу білків в харчуванні ацтеків як аргумент на підтримку теорії існування у них канібалізму, але ці твердження не мають серйозних доказів: харчування маїсом і бобпми дає необхідну норму найважливіших амінокислот, що знімає проблему нестачі білків. Ацтеки вирощували різноманітні сорти кукурудзи з великим набором амінокислот, крім того, вони вирощували амарант, в зернах якого міститься багато білку. До того ж у ацтеків було велике розмаїття іншої їжі: вони ловили акоцилів, маленьких креветок, що їх багато водиться в озері Тескоко, збирали водорость спіруліну, багату на флавопротеїни, яка використовувалася в різних видах випічки; також вони вживали в їжу комах: цвіркунів, хробаків, мурашок і личинок. Відомо. що в комахах міститься більше білків, ніж у м'ясі, і вони досі є делікатесами в деяких районах Мексики. Ацтеки тримали домашніх тварин, припускають, що це були індики (ацт. guajolote ) та іцкуїнтлі (ацт. itzcuintli - порода м'ясних собак), хоча зазвичай м'ясо цих тварин призначалося для особливих випадків - ситуацій вираження подяки і поваги. Ще одним джерелом м'яса було полювання - лані, кабани, качки, тощо.

Дослідження Монтеналло показали, що середня тривалість життя месоамериканців становила 37 років ( 3 роки).

Ацтеки широко використовували агаву (Магей); з неї отримували їжу, цукор, напої ( пульке) та волокна для мотузок і одягу. Бавовна була доступна тільки для еліти. Зерна какао [3] використовували як гроші.

Після іспанського завоювання деякі харчові культури, - наприклад, амарант, - опинилися під забороною, що призвело до скорочення харчового раціону і хронічного недоїдання жителів.


8. Правителі ацтеків

  1. Акамапічтлі (1375-1395)
  2. Уіціліуітль (1395-1405)
  3. Чимальпопоку (1405-1428)
  4. Іцкоатль (1428-1440)
  5. Монтесума Перший (1440-1468)
  6. Ашайакатль (1468-1483)
  7. Тісок (1483-1486)
  8. Ахвіцотль (1486-1502)
  9. Монтесума II (1502-1520)
  10. Кунтлаулак (1520-1520)
  11. Куаутемок (1520-1521)

См.. также

9. Примечания

  1. Власне від цього слова походить сучасна назва країни та народу Мексики.
  2. Вірування в необхідність приношення богам "душі-серця" і "душі-крові" заради підтримки існування світу відносяться до найархаїчніших; Тлакаелель затвердив їх у ранзі офіційної релігії. Мабуть, обряд жертвопринесення був запозичений у тарасків, що жити на заході.
  3. Р. Кинжалов. Какао в культуре индейцев Месоамерики - ec-dejavu.ru/c-2/Cocoa.html

10. Библиография

11.1. Астекська група джерел


11.1.2. Испанские источники


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам