Бабизм

Символ бабизму, нарисованный Бабом

Бабизм ( фарси : بابی, латиницей: B?b?) - религиозный движение, который процветал в Персии с 1844 по 1852, затем, после вооруженного конфликта с правительством страны, был перенесен в Османской империи и остался в Персии подпольно. Его сторонники назывались баббит. Основателем движения был Мирза Али-Мухаммад с Шираза ( 1817 - 1850), который принял титул Баб, имея в виду "Врата" - от известного богословского срока шиитов. Это имя указывало на то, что Али Мухаммад называл себя воротами, через которые протекает божественное откровение - позиция очень опасна, как то показали позже массовые гонения против его последователей и казнь самого Баба.

С точки зрения бахаистив, бабизм - предшественник их собственной религии, бахаизму, значительно распространена, чем вторая ветка бабизму (чьи сторонники сейчас называют свою религию баяне или баянизм). Эти две ветви последователей Баба разделились 1866. Подробнее читайте Раскол бабизму.


1. Предпосылки

Мусульмане- шииты считают святыми двенадцать имамов - халифов, управлявших исламом после Мухаммеда. Одиннадцатый, Гасан Аскари, умер в 874 году и был унаследован сыном, известным как "Имам Махди" или "Скрытый имам". Этот Имам Махди с самого начала был окружен таинствами и общался со своими последователями только через надежных представителей, которые назывались "Врата" ( араб. Абваб, множественное число от Баб). Этих "Врат" или "Баб" было четыре подряд. Когда последний из них умер, никто не был назначен на его место, после чего начался период "Большого затенения", в котором, согласно шиитами, мы сейчас находимся. Но Имам Махди не умирал, он скрылся людей в 940 - 941, и живет в тайном городе Джабулка, откуда он вернется в свое время чтобы восстановить истинную религию и наполнить землю правосудием.

В начале XIX в. в Персии в святом городе Кербеле существовала секта шейхитив, возглавленная Сиййидом Казим с Рашт. Шейхиты были группой, ожидавшей на скорое возвращение Имама Махди. Перед смертью в 1843 Сиййид Казим приказам своим последователям оставить их дома, чтобы искать знаки, посланные Имамом.


2. Зарождение

Комната в доме Баба в Ширазе, где он 23 мая 1844 года объявил свою миссию.

23 мая 1844 Мулла Хусейн, выдающийся ученик и наследник Сийида Казима вошел в Шираза и остановился у старого ученика Казима на имя Мирза Али-Мухаммад, который жил в этом городе. Мулла Хусейн начал рассказывать своему товарищу по религии о смерти Учителя и о его приказ. Вдруг Мирза Али-Мухаммад сказал, что он и есть тот знак, которого должны были искать шейхиды, пятый "Баб", назначен Имамом Махди. Али-Мухаммад рассказал мулла Хусейну знаки, которые были явлены ему, точно совпадали с пророчеством Казима. Он быстро убедил Мулла Хусейна, а затем и остальные последователей Казима, в своей правоте. Большинство из них переехали в Шираза, где стали последователями нового лидера, которого отныне называли Бабом.

Баб не пытался самостоятельно управлять своей сектой, он назначил 18 учеников, что вместе с ним создали священный для баббитов число 19. Эти ученики разъехались по Персии, распространяя веру, и в течение нескольких лет вера баббитов охватила всю страну.


3. Восстания и резни

С ростом популярности, баббиты начали раздражать религиозных лидеров страны. Баб был впервые арестован в Ширази в 1846 году, затем переехал в Исфахан, но и там был вновь арестован и доставлен в Тегеран. Шах Каджар хотел увидеть его, но премьер-министр Хаджи Мирза Акаси, который опасался излияния Баба на шаха, убедил отправить Баба к удаленной тюрьмы. Так он просидел в тюрьме в Мак, а затем Чихики, к 1850 года.

Впрочем, благодаря активной пропаганде его учеников, бабизм продолжал распространяться. Сам Баб продолжал тайно общаться со своими сторонниками из тюрьмы, и даже усилил свои утверждения. Теперь он заявлял, что он не "врата" в Имама Махди, а сам Имам, и что новый пророк, еще выше, скоро придет.

При анархии, наступившей после смерти шаха Каджар в сентябре 1848, началось активное преследование баббитов. Вооруженное сопротивление, которое они делали, привело к нескольких крупных столкновений с правительственными войсками, самые известные из которых произошли в Форте Табас, Занджани и Найризи. В результате, по разным оценкам, в то время погибло от 2 до 20 тысяч баббитов.

Чтобы остановить сопротивление баббитов, 9 июня 1850 года Баб был привезен в Тебриз и расстрелян на его центральной площади. Это не остановило поддержки его обучения, но активность столкновений снизилась, особенно после смерти его врага, премьер-министра Хаджи Мирзы Акаси. Однако после того, как 15 августа 1852 года три баббита совершили покушение на шаха, новая волна преследований привела к практическому уничтожению бабизм в Персии и переноса его в изгнание за границу, большинством в Османской, и частично к Российской империй.


4. Тексты

Главные тексты баббитов включают Кайюмул-Асма (комментарий Суру Юсуфа), и Персидский Баян, который баббиты рассматривают как замену Корана. Последняя книга была переведена и издана французском языке, других европейских переводов не существует.

5. Наследие

Смотри также: Раскол бабизму

После смерти Бабы его преемником должен был стать один из его 18 учеников. Поскольку первые два были убить, им должен был стать Мирза Йахья Субхи-и азалий, бежавшего в Багдада вместе со своим сводные братом по имени Мирза Хусейн-Али.

Именно Мирза Хусейн-Али, также известный как Бахаулла, постепенно стал заметной и влиятельной фигурой среди баббитов. В 1863 он провозгласил себя "Тем, с кем разговаривать Бог", мессианской фигурой, которую предсказал Баб. Большинство баббитов поверили, с тех пор приняв название бахаистив. Но часть баббитов во главе с Субхи-и азалий (около 3% от их числа) отказалась признать его божественное происхождение, создав секту азалитив (езелитив) или баянитив (по названию священной книги баббитов).

В 1863 обе группы были, по просьбе персидского правительства, удалены из Багдада в Константинополя, откуда их вскоре переместили в Адрианополя. В 1868 Бахаулла и его последователи были сосланы в Акра в Сирии (сейчас Акка, Израиль), а Субхи-и азалий с его немногочисленными сторонниками - до Фамагусты на Кипре.

Субхи-и азалий умер в Фамагусте в 1912 году, и движение его последователей впоследствии исчез. Начиная с 2002, в Интернете была замечена новая активность баянитив, но их отношение к оригинальному сообщества неясно.