Надо Знать

добавить знаний



Бандура


Бандура

План:


Введение

Бандура - Украинской народный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Классический (диатонические) и современный (диатонические или хроматический) инструмент из семейства арф, гуслей и псалтирионив. Музыкант, играя на старинный или современной бандуре, не прижимает струны на грифе, а, подобно арфы, щипком пальцев (левой руки и т.д.) в нужный момент добывает звук определенной струны.

В широком смысле к бандур причисляют кобзу - старинный украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых. Музыкант, играя на гуслях, прижимает струны на грифе, держа ее подобно лютне, и щипком пальцев в нужный момент добывает звук определенной струны.


1. История

1.1. Происхождение

Бандура (19 век).

Существует несколько тезисов относительно происхождения украинской бандуры. Вероятно она эволюционно связана с кобзой, а не с гуслями. Древнерусские гусли имели небольшое количество струн (4-5), на которых играли "бряцаньем". Такой способ игры присущ балалайке, не зафиксирован в Украине. Кстати, как не найдено ни образцу самых древнерусских гуслей. После объединения с Литовским княжеством ( 1321 г.) ориентация русинских земель была направлена ​​на западную культуру. Имперская культурологическая ассимиляция началась с конца XVIII в., Когда многострунный украинский музыкальный инструмент "бандура" уже сформировался и бытовал ( 1740 г.).

В пользу тезиса о происхождении бандуры от кобзы говорят такие факты:

  1. в XIX в. бандуры были симметричны, что присуще лютнеподибним инструментам;
  2. основные струны расположены на корпусе бандур зовутся "пристрункив", то есть как часть струн ПРИ основных Струны на грифе;
  3. функциональные названия струн на грифе кобзы кое-где сохранились на бандурах;
  4. общность традиционного репертуара и форм деятельности кобзарей и бандуристов;
  5. конструктивные неудобства для исполнения на пристрункив бандуры "думового порядка" по сравнению с абсолютным удобством его игры на грифе кобзы. Появление бандуры как инструмента гомофонно-гармонической музыкальной формации не могло произойти раньше появления и формирования самой системы в европейской музыке.

1.2. Использование

Gnome-speakernotes.svg
К. Мьясков. Концерт для бандуры с оркестром
Фрагмент каденции бандуры


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справке.
Бандура Харьковского образца конструкции братьев Гончаренко (1948)
Киево-харьковская бандура конструкции И. Скляра - (1968)

Кобза-Бандура родственна центрально пандури или Мандор. Все эти инструменты через средневековую лютню происходят от тюркского копуза и ближневосточного уда. Изображение кобзы-бандуры известны с 12 в.

Еще в 15 в. украинских кобзарей приглашали ко двору Польши, а в 18-19 вв. - К российскому императорскому двору. Крупнейшие давние кобзари - Т. Билоградський (известный лютнист, 18 в), А. Шут (19 в), О. Вересай (19 в) и другие.

В начале 19 в. * Старосветская * бандура вытеснила кобзу. В разное время бандура была от 7-9 до 20-30, а то и больше струн, изготовленных из жил, позже их обвивали медным проводом. Большое распространение бандура получила среди украинского казачества. На бандурах играли странствующие слепцы-бандуристы, которые исполняли песни специфических жанров - исторические, думы, псалмы, канты и т.д..

Диатоническая многострунные бандура-это музыкальный инструмент с арфоподибним способом игры (без пережима струн на грифе). Образец 1840 (ошибочно датирован 1740) года находится в Санкт-Петербургской консерватории под названием "бандура Недбайло".

Происхождение названия бандуры - из латинского (пандура) через старопольскую (Barduny, ie Лютня).

В 17-ом столетии кобза была популярна в Украине, а с начала XVIII в. мода на нее пришла также в аристократические круги России. Именно с целью отмежеваться от "холопской" названия "кобза" в барской среде и стали называть ее благородным и модной западной названием "бандора" на * латинском манер *. Такое название зафиксировано во многих польских источниках 17-го века, и в царском приказе 1738 года о создании музыкального учебного заведения в г. Глухове. "В польских словарях и описаниях инструментов бандура толкуется как казацкая лютня" (А. Фаминцын). О том, что по городам играют на бандурах, "а крестьяне ... на гуслях", объясняя в скобках, что это "род бандуры" сообщал 1788 г. А. И. Ригельман. Большинство свидетелей (Бергхольц, Штелин, Беллерман т.д.). Извещали о бандуре XVIII ст., Как "инструмент похож с лютней, но меньшей по размеру и по количеству струн", "только ручка немного короче", "тон абсолютно схож с тоном лютне ". Итак, речь шла именно о "казацкую лютню" - кобзу. Но рядом существовали настоящие бандуры на "20 и более струн ... на последних (многострунных бандурах) не все струны натягиваются вдоль грифа, половина - на самом корпусе" (А. Фаминцын).

Так, в начале XIX в., Рядом с лютнеподибнимы существовали и многострунные музыкальные инструменты, которые "украинизируется", стали зваться бандурами, а исполнители на них - бандуристами.

Сравнивая бандуры с Вересаев бандурой можно констатировать, что на бандурах основными струнами для игры были коротенькие пристрункив, расположенные справа от грифа над декой инструмента, а басы на грифе несли второстепенную роль. На бандуре О. Вересая основные функции в исполнении мелодии и басов заложены в способе игры на грифе (как на гитаре), а шесть пристрункив выполняли дополнительную функцию - увеличение диапазона при игре в одной позиции (народный способ игры, при котором рука не двигается вверх по грифу, а находится в одном месте).

Любая открытая струна (особенно жильная) звучит лучше прижатой без выкладках к грифу. Овладеть игрой на инструменте со стабильной высотой звука гораздо легче. Поэтому первые пристрункив и подтолкнули музыкантов к созданию нового многострунной музыкального инструмента, который в XIX в. вытеснил лютнеподибну кобзу, переняв от нее определенные исполнительские традиции, а в некоторых сельских регионах и название самого инструмента.


1.3. Современные бандуры

Бандура Харьковского типа конструкции В. Герасименко (2000)

В советские времена бандура трансформирована в тяжелый, немобильных многострунный инструмент. Однако сохранилась в первозданном виде благодаря усилиям архитектора и музыканта Георгия Ткаченко и сегодня восстановлена ​​молодежью с Киевского кобзарского цеха под руководством художника и музыканта Николая Будника.

Сегодня концертные бандуристы в Украине используют инструменты Киевского типа преимущественно производство Черниговской или Львовской музыкальной фабрики. Эти инструменты сделаны по конструкции И. Скляра и В. Герасименко. Стандартная бандура прима имеет 55-58 струн и настроена в тональности соль мажор. Концертные инструменты отличаются от бандуры примы в тем, что имеют механику для перестроения пристрункив. Концертные инструменты имеют 61-65 струн. Обе фабрики производили инструменты детских размеров. Львовская фабрика выпускает еще бандуру подростковую которую тоже можно заказать с механической перестроювачем.

В диаспоре популярные бандуры харьковского типа конструкции братьев Гончаренко. Инструменты бывают диатонический (34-36 струн), на пол-хроматические и хроматические. Они имеют механику для быстрого перестроения отдельных струн.

В 60-х годах были сделаны экспериментальные Киево-Харьковские бандуры конструкции И. Скляра которые, однако, не укоренились в Украине. Инструмент был построен на основе Киевской бандуры и для грання харьковским способом не был удобен. Сложная механика для перестроения тональности негативно влияла на акустические свойства концертных вариантов этого инструмента.

В последнее время предприняты попытки возродить харьковскую бандуру в Украине. В. Герасименко сделал несколько вариантов харьковской бандуре, последний имеющий тотальную механику для перестройки бандуры, но инструменты еще несовершенны и их еще не начали производить серийно.


См.. также

2. Учебники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам