Бар "Фоли-Бержер"

Бар "Фоли-Бержер" - картина художника Эдуара Мане (1832 - 1883).


1. Известный бар

Это популярное кафе и кабаре, до сих пор носит название "Фоли - Бержер". Среди его посетителей был и художник Эдуар Мане. Администрация бара, чтобы сильнее задеть посетителей, приглашала артистов и циркачей. В самом баре на работу брали только элегантных и очень красивых девушек. Задетый привлекательностью хозяйки в баре - девушки по имени Сюзон (ее фамилия осталось неизвестным), Эдуард сделал ее главной фигурой своей картины. В благодарность за позирование художник нарисовал и портрет Сюзон пастелью, который тоже сохранился.


2. Работа по свидетельству современника

Тяжело больной в то время художник рисовал картину прямо в баре, есть с натуры. Он только осветил краски и сделал Сюзон более русой. Об этом оставили записи свидетели, современники сеансов художника. Вот свидетельство коллеги Эдуарда, художника Жанньо: "Когда я вернулся в январе 1882 года, мой первый визит был в Мане. Он как раз рисовал" Бар "Фоли - Бержер". Модель - красивая девушка - позировала, стоя у прилавка, уставленном бутылками и хрусталем. Он сразу узнал меня ... Я взял стул ..., и начал смотреть, как он работает. Мане, хотя и писал свои картины с натуры, совершенно не воспроизводил модель документально точно. Я сразу увидел его смелые упрощения. Все было облегчено, тон был светлым, краски - ярче, буйковые - более легкими. Все это делало гармонично светлый и нежный ансамбль. Пришли другие посетители, и Мане покинул рисовать, трудно перебравшись на диван справа у стены. Только теперь я увидел, как усилилась его болезнь. Он перебрался на диван медленно, тяжело опираясь на палку, и весь дрожал. Но его настроение было бодрым, и он даже говорил о скором выздоровления. "

Через год художник умер.


3. Одиночество в парижском толпе

Г. Кайбот. Париж. Дождь в квартале Батиньоль, 1877 Художественный институт Чикаго

Париж быстро становился мегаполисом. Престижная представление о Париж как город богачей, сладостей и искусства привлекала сюда множество крестьян из провинций, ученых, актеров и художников, иностранцев - от Российской империи в Соединенные Штаты Америки. Париж быстро строили, что давало новые рабочие места и побудило к высасывание рабочей силы французских провинций. Жители быстро разбились на классы и группировки. Богатые буржуа роднилися с аристократами, торговцы с промысловиками, а еще были пролетариат, служанки и прачки, проститутки, криминалитет и полиция, беднота и нищие. Для богачей были Гранд Опера и Елисейские поля, для промысловиков - фабрики и парижские пригород, для богемы - Монмартр, для избалованных - сифилис, для всех - всемирные выставки, праздники и базары. В Париже доживали лет писатель Бальзак и его жена из России Эвелина Ганская, выброшенный из кощунственного общества Англии Оскар Уайльд, больные художники Шопен, Эдуард Мане ... Как нигде здесь чувствовалась зависимость человека от денег. Именно здесь родился горький пословица "Париж - пустыня для бедных". Именно здесь остро чувствовалась одиночество человека среди парижского толпы.


4. Одиночество Эдуара Мане

Огюст и Эжени Мане, родители художника. 1860-1961 г. год.

Свою одиночество и непризнанность остро чувствовал и Эдуар. Худшим было непризнание в семье родителей. Отец, Огюст Мане, придерживался буржуазных представлений о порядочности, благородство и целесообразность поведения сына. Огюст не одобрял профессиональный выбор сына, художник для него не было достойным внимания и уважения мсье. Это отец скупо давал горше на содержание сына, а Мане страдал от финансовой зависимости во взрослом возрасте. Это отец стал в пути, когда сын решил жениться на Леоной Леенхоф, а брак с ней считал нежелательным и ненужным для их семьи мезальянсом. Неудержимый в чувствах Эдуард Мане стал отцом внебрачного ребенка, а через сопротивление Огюста не мог признать своего отцовства.

Лишь после смерти Огюста в 1863 году Эдуард женится с любимой женщиной и становится финансово независимым как законный наследник.

Не лучше было и с официальным признанием. Эдуард Мане получил 20 лет унижения и обид от критиков, газетных писак и буржуазного общества. Мане публично позорили словами - "кровопийца", "революционер", "красное (кровавое) чудовище". Эдуард тоже претерпел значительную одиночества в парижском толпе.


5. Картина Эдуара Мане

Привлекательная продавщица стоит у прилавка в ожидании покупателя. Элегантная черно-синеватая платье подчеркнута кружевом воротника и букетиком живых цветов. В зеркале за девушкой - толпа в зале кафе, шум и хохот. Удивляет выражение лица девушки, перестала на мгновение принадлежать этому миру дешевых вечерних развлечений, дешевого флирта, необязательных обещаний и непродолжительных отношений. Она тоже гост чувствовала одиночество в парижском толпе, так удивило художника в молодой и внешне привлекательной лицу.

Картина давно покинула пределы Франции и принадлежит центра художественных исследований в Лондоне, института Курто и Варбурга.


См.. также