Бас-кларнет

Бас-кларнет

Бас-кларнет ( итал. clarinetto basso ; фр. clarinette basse ; нем. Bassklarinette ; англ. bass clarinet ) - деревянный духовой музыкальный инструмент, басовый разновидность кларнета.


1. История развития

Попытки создать подобный кларнета инструмент басового регистра предпринимались с середины XVIII века. Ранний из сохранившихся инструментов хранится в мюнхенском музее и является работой мастеров с Пассау братьев Антона и Михаэля Майрхофера начале 1770-х годов. По строению он напоминает бассетгорн, но имеет дополнительную крону, что позволяет извлечь нижний звук "к" (при этом клапан для добычи "ре" отсутствует). Известны бас-кларнеты работы Генриха Грензера 1793 и его дяди Августа - 1795. Они были настроены in B и обладали диапазоном, расширенным вниз к A 1 (Ля контроктавы по реальным звучанием), при этом нижняя часть клапанного механизма была диатонической, а не хроматической. Эти инструменты напоминали по форме фагот и и, вероятно, предназначались для замены фаготов в военных оркестрах.

Современный вид бас-кларнет приобрел в конце 1830-х годов усилиями Адольфа Сакса, который также усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, создав, таким образом, полноценный музыкальный инструмент. В 1836 году бас-кларнет был впервые введен в оркестр, это сделал Джакомо Мейербер в опере "Гугеноты", поручив этому инструменту ответственное соло в пятом действии. Со второй половины XIX века бас-кларнет - почти постоянный участник симфонического оркестра, где он обычно дублирует басовые голоса. Иногда специфический густой, мрачноватый тембр бас-кларнета используется композиторами в сольных эпизодах, например в таких произведениях как: Ф. Лист - симфоническая поэма "Тассо", Р. Вагнер - опера "Тристан и Изольда" (второе действие), Дж. Верди - опера "Эрнани" (начало третьего действия), П. Чайковский - симфония " Манфред" , опера "Пиковая дама" (сцена в казармах), Б. Барток - Концерт для оркестра, Д. Шостакович - Симфония № 13 и другие. Ответственные партии бас-кларнета также в произведениях Г. Малера, А. Шенберга, И. Стравинского, Б. Лятошинский и других композиторов. В оркестре используется, как правило, один бас-кларнет (реже два) причем часто его партия является временной заменой одного из кларнетов (обычно последнего по номеру).

С начала XX века композиторами нововенской школы бас-кларнет стал применяться в камерных ансамблях, а с наступлением эпохи авангарда - и как сольный инструмент (первое произведение для бас-кларнета и фортепиано - Соната Отмаром Шека, 1931). Произведения для этого инструмента также писали София Губайдулина, Лучано Берио (концерт для бас = кларнета с оркестром) и другие композиторы. Многие произведения посвящены выдающемуся исполнителю Иосифу Гораку.

Отдельными исполнителями бас-кларнет используется в джазе. Одним из первых джазовых музыкантов, игравших на нем, был Эрик Долф, среди современных известный Джон Серман.


2. Техника игры на бас-кларнете

Техника игры на бас-кларнете практически идентична таковой на обычном кларнете, но в силу больших размеров и несколько иного строения системы клапанов бас-кларнет отличается меньшей технической подвижностью. Атака звука в нижнем регистре слегка запаздывает.

Подобно кларнета, бас-кларнет обладает широкими градациями силы звука: ему доступен как пианиссимо, так и фортиссимо. В последнем такте экспозиции первой части Шестой симфонии Чайковского четыре ноты, написанные для фагота в нюансе pppppp, часто выполняются именно на бас-кларнете, который с легкостью может достичь такой динамики.

Бас-кларнет записывается преимущественно in B (в строе си-бемоль): ноты записываются либо в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания, либо в басовом ключе на один тон выше. В произведениях XIX века встречаются партии бас-кларнетов in C и in A, но эти инструменты вышли из употребления, и в наше время [ Когда? ] все подобные партии играют in B.

Применяемый диапазон бас-кларнета по действительному звучанию - от D (Ре большой октавы, на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B 1 - си-бемоль контроктавы) к b 1 (Си-бемоль первой октавы). Более высокие звуки используются сольными исполнителями, в то время как в оркестре востребованы обычно только нижний и средний регистры инструмента (своеобразным исключением является симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра", где в партии бас-кларнета указана нота соль третьей октавы, что звучит как фа второй).


Литература

  • Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. - СПб.: Композитор, 2005