Беленко Виктор Иванович

Беленко Виктор Иванович (Биленко, 15 февраля 1947, Нальчик) - американский инженер аэрокосмической отрасли, бывший советский военный летчик -перебежчик. 6 сентября 1976 бежал в Японии на служебном МиГ-25 и получил политическое убежище в США.


1. Ранние годы

Родился в Нальчике в украинской рабочей семье. После развод родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а потом у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омская. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ.

2. Служба в ВВС СССР

В 1967 Беленко поступил в Армавирского высшего училища летчиков, которое успешно закончил в 1971 году. Был направлен на службу летчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях протяжении всей службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. По собственной инициативе энергично просил командование перевести его из училища в боевую часть авиации ПВО для службы на новейших тогда МиГ-25. 1975 переведен по его желанию на Дальний Восток и получил назначение в авиаполк истребителей 11-й Отдельной армии 23-го корпуса ПВО (авиабаза Чугуивка, Приморский край, 200 км северо-восточнее Владивостоке). В должности старшего летчика летал на истребители-перехватчики "МиГ-25П" (бортовой номер - "31").


3. Последний полет

6 сентября 1976 в 6:45 Беленко вылетел с военного аэродрома Соколовка-Чугуевка вместе с еще двумя мигами для выполнения обычного тренировочного полета. Вскоре после взлета Беленко оторвался от строя, снизил до высоты 45 м, чтобы уйти из поля зрения радаров советской ПВО, пролетел на минимальной высоте примерно 400 км и набрал высоту 6000 м, взял курс на авиабазу ВВС США в Титосэ, где была самая длинная на Хоккайдо взлетно-посадочная полоса [1]. (По другим данным он летел над территории и СССР на высоте 250 м течении 130 км [2]) Отлетев от советского берега на 100 км пилот был вынужден вновь поднять машину на высоту 500 м, иначе ему бы не хватило топлива долететь до Японии. Здесь его засекла радары советской ПВО, но приняли за другого цель - один из иностранных самолетах-разведчиков.

При отсутствии карт и визуальных ориентиров, и через плотный туман над островами Биленко вместо Титосэ наткнулся на японский гражданский аэродром в Хакодате. В баках его МиГа практически уже не осталось топлива, и поэтому он без обязательных дополнительных маневров и радиопопереджень, с риском для жизни посадил машину, едва не столкнувшись с взлетающих пассажирским самолетом Боинг 727.

В 9:15 японское радио передало, что самолет МиГ-25 П, пилотируемый советским летчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное сообщение, что Беленко после приземления сразу пригласил политического убежища в США. 9 сентября он вылетел в США, где получил американское гражданство. Самолет был подвергнут детальному изучению американскими и японскими специалистами и возвращен в СССР 15 ноября 1976 года в разобранном состоянии. Согласно сообщениям прессы, американские специалисты похвалили основные механические конструкции самолета (двигатели), но авионику назвали "вчерашним днем" авиации.


4. Расследование

Для расследования побега Беленко КГБ СССР была создана специальная группа. С целью всестороннего изучения его личности было опрошено сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собранные данные о состоянии здоровья, взаимоотношения с командованием и в семье, морально-политические качества, отношение к советской действительности. При этом данных о предательские намерения не было обнаружено. Не было замечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего летчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, что перелетел в Иран в 1973 году.

По словам жены, передач иностранных радиостанций не слушал сам и не позволял слушать ей. Запретил ей переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды выразил недовольство условиями жизни летного персонала, нерегламентированных рабочим днем, частыми отмене выходных. При этом он говорил, что американские летчики заняты по службе меньше. Не были подтверждены различные инсинуации, которые выдвигались на Западе, о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. Очевидно, они были сделаны в пропагандистских целях.

Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований подозревать, что Беленко совершил перелет за границу, руководствуясь корыстными соображениями.


5. Последствия побега для СССР

Самолет МиГ-25 был совершенно секретным оружием Советского Союза, о существовании которой даже не знало гражданское население СССР. Помимо морально-политических потерь побег Беленко нанесла СССР и значительным материальным убыткам, которые оцениваются примерно в 2 млрд. советских рублей. СССР был вынужден заменить всю аппаратуру системы распознавания самолетов "свой - чужой" по всей стране. В то же время, новая система "Пароль" была в 1976 уже разработана и запущена в серийное производство.

Чтобы предотвратить возможность дальнейших побегов, военное командование СССР издало инструкцию, согласно которой запрещалось полностью заправлять баки горючим пограничным перехватчикам на Дальнем Востоке, чтобы те не могли долететь до Японии. В будущем это стало одной из основных причин сбивания корейского гражданского Боинга-747 1 сентября 1983 советским военным летчиком Г. Осиповичем. Ни Осипович над Японским морем, ни его предшественники советские перехватчики над Камчаткой и Охотским морем не имели достаточно топлива, чтобы приблизиться к Боинга его сопровождать, перехватить и принудить к посадке.


6. Жизнь в США

Получив у американцев политическое убежище при активном содействии президента США Джеральда Форда, Беленко несколько лет преподавал в одной из военных академий технику и тактику воздушного боя.

Беленко был включен в сложившейся ЦРУ группы специалистов, которая занималась изучением магнитофонных записей переговоров советских летчиков с землей во время инцидента с корейским пассажирским самолетом, сбитым на Дальнем Востоке в сентябре 1983 года.

Известно также, что в 1982 году Беленко имел контакты с сотрудниками советского военного атташата в США по вопросу возвращения на Родину. Однако по неизвестным причинам своего намерения до конца не довел.

Женился на американке, завел троих детей. После развода по условиям брачного контракта оставил второй жене дом. В 1980 вместе с писателем Джоном Баррон издал книгу "Пилот Мигу" (John Barron, "MIG Pilot"). Сейчас живет в Калифорнии, занимаясь торговым бизнесом, в том числе и с Россией.


Литература

  • John Barron. Mig Pilot: The Final Escape of Lieutenant Belenko. - New York: Reader's Digest Press: McGraw-Hill, 1980. ISBN: 0070038503; 9780070038509
  • Lambert M. Surhone. Viktor Belenko. - Vdm Edition Dr. Mller Ag & Co. ISBN 10: 6134712795; 9786134712798
  • Michael Cunningham. The life of a Soviet pilot. - Washington: Defense Intelligence Agency, 1977. Defense intelligence report, DDI-1300-98-77