Надо Знать

добавить знаний



Белокур Екатерина Васильевна


Bilokur.jpg

План:


Введение

Екатерина Васильевна Белокур (* 25 ноября ( 7 декабря) 1900, Богдановка, Пирятинский уезд, Полтавская губерния - 10 июня 1961, Богдановка, Яготинский район, Киевская область) - мастер Украинских народного декоративного живописи, представительница "Наивного искусства".


1. Детство

Точная дата рождения художницы неизвестна. Сама она называла и 23 -е, и 24 ноября, и 1900, и 1901 год. Официальной датой ее рождения итоге признали 25 ноября ( 7 декабря) 1900 года. Это было логично, ведь 25 ноября - день Святой Великомученицы Екатерины.

Отец художницы, Василий Иосифович, имел 2,5 десятин пахотной земли, дед был, очевидно, еще богаче. Семья держала скот, имела дом, крытый железом. Кроме Екатерины, в семье было еще два сына - Григорий и Павел.

Примерно в 6-7 лет Екатерина научилась читать. Отец и дед сначала помогали ей в этом, но были удивлены собственными успехами девочки. На семейном совете было решено - в школу Катю не отдавать, потому читать она и так умеет, а экономия одежды и обуви - огромная.


2. Тяга к рисованию

"Колхозное поле" (1948-1949)

Когда именно будущая художница начала рисовать - сказать трудно, но, очевидно, это произошло не в детстве, а в отрочестве. Рисовала углем на кусочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как все считали, занятием. Ей строго запретили рисовать, приходилось делать это тайно.

Сохранилась, однако, такая легенда. Сосед и родственник Белокуров, Никита Тонконог, владелец водяного мельницы, был страстным театралом. Вместе с единомышленниками он организовал что-то вроде театральной студии. Поставленные Тонконогом пьесы имели в селе немалый успех. Зная, что Екатерина Билокур "умеет рисовать", мельник попросил ее помочь с декорациями. Девушка с удовольствием рисовала, а позже и играла на сцене этого уникального "театра на воде".

В отношении односельчан к увлечению Билокур преобладала точка зрения ее матери, Акулины Павловны: Вот наказал нас Господь таким дочерью ! У людей дочери в таком возрасте уже замужем, их матери зятьев, а наша (не при доме вспоминать!) чертей рисует! "


3. Попытка поступления в техникум

"Гай" (1955)

В 1922 - 1923 гг Екатерина где-то прочитала о Миргородский техникум художественной керамики. Впервые покинув Богдановку, она отправилась в Миргорода, имея при себе два рисунка: "Копия с какой-то картинки "и наброска дедовского дома с натуры, - выполненных уже не на полотне, а на специально для этого бумаге.

Но разговор в техникуме закончилась одним вопросом - документ об окончании семилетки. Такого документа девушка не имела, и на ее рисунки даже не посмотрели.

Екатерина сделала отчаянную попытку - перебросила свои рисунки через забор в сад техникума: вдруг "студенты" поднимут, оценят - и крикнут, предложат остаться. Потрясенная отказом, она вернулась домой пешком.


4. Драмкружок

Несмотря на все, рисовать Екатерина не перестала, а еще и начала посещать драматический кружок, организованный супругами учителей - Иваном Григорьевичем и Ниной Васильевной Калитой. Родители Екатерины согласились на участие дочери в спектаклях, но при одном условии - драмкружок не должен мешать работе по хозяйству. Изучение ролей пришлось совмещать с работой на огороде.

В драмкружке ставили "Наталку Полтавку" Котляревского, "Сватовство на Гончаровке" Квитки-Основьяненко, "Наймичка" и "Бесталанную" Карпенко-Карого, "Мать-служанку" Тогобочного (инсценировку "Наймички" Шевченко), и тому подобное. Екатерина (24-26 лет) играла преимущественно "молодых".

Среди участников драмкружке был Александр Кравченко. Односельчане в воспоминаниях называют его "отвергнутым женихом" Екатерины Билокур. Возможно, отказ связан с подаренным ей букетом и ее словами: "Если ты к цветам жестокий, то на какую милость мне от тебя ждать? ".

1928 года Екатерина узнала о наборе в Киевский театральный техникум и решила еще раз попробовать свои силы. До поездки в Киев готовился основательно - взяла метрику и справку о состоянии здоровья. Но и в Театральном техникуме все затормозилось отсутствием справки об окончании 7-летней школы.


5. Время испытаний

"Дом в Богдановке" (1955)
"Автопортрет" (1950)

В это трудное для нее время отправилась на "Паломничество" к Канев, на могилу Тараса Шевченко.

Поздней осенью 1934 года предприняла попытку утопиться в реке Чугмака. Ее больные ноги - следствие действия ледяной воды. Такой ценой получила фактическую согласие отца на его занятия искусством. Он сказал: "Ну, рисуй, будь ты проклята! Лайки и доброго слова ты не слушаешь. А бить - я уже устал с тобой бороться!" Мать Акулина Павловна была, очевидно, того же мнения.

С этого момента Белокур начала самостоятельно осваивать ремесло художника. Рисунки углем на кусочках полотна остались в прошлом, как и картины, созданные красками собственного изготовления на картоне и фанере. Акварелью и карандашом она работала мало и неохотно. Художницу больше привлекали масляные краски. Кисти она делала сама - выбирала из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины: 9, 12 или 36. Для каждой краски - своя кисточка.

Неизвестно, кто научил ее секретам масляной живописи, например, грунтовать полотно (сначала она пыталась писать непосредственно на полотне, но картины быстро тускнели). Возможно, ей снова помог учитель Иван Григорьевич Калита, тоже художник-любитель, а возможно - иконописец из Смотриков, единственный художник, которого уважал ее отец.

Уже в тот же 1934 года Белокур создала "Березку" - одну из 3 картин, которые принесли ей всемирную известность. Через год появились "Цветы за плетнем - другой прославленный шедевр.


6. Радостные времена

1939 году случай изменил судьбу Катерины Билокур. По радио она услышала песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Услышанное так впечатлило Екатерину, что она обратилась к певице с письмом, заадресувавшы его: "Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко .

Памятник Екатерине Билокур в Яготине

Однако письмо не потерялось и дошло до адресата. Прилагаемый к нему рисунок калины на кусочке полотна поразил Оксану Петрусенко. Посоветовавшись с друзьями - Касьян и П.Тычины, она обратилась в Центр народного творчества. К областного центра поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться ее работами.

Богдановку посетил Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Несколько картин сельской художницы он показал в Полтаве художнику Матвею Донцову. И 1940 года в Полтавском доме народного творчества открылась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки, которая состояла только из 11 картин.

Выставка имела огромный успех. Екатерину премировали поездкой в Москвы. В сопровождении В.Хитька художница посетила Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Некоторое время после этого она даже не могла работать: "Куда мне быть художницей? Я - ничто Моя мазня никуда не годится! Я такое видела! Все такое чудесное, недостижимое для меня Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? И разве я могу что-то стоящее? . Но успокоившись, она снова и снова писала цветы.

1941 - Билокур создала картину "Полевые цветы".


7. Творчество

"Натюрморт" (1960)

1944 - Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай. Предложил выставку и купить картины. Именно его мерами Музей украинского народного декоративного искусства имеет лучшую коллекцию работ Билокур.

В настоящее время художница создала свои самые известные картины: "Декоративные цветы" ( 1945), "Привет урожая" ( 1946), "Колхозное поле" ( 1948 - 1949), "Царь Колос" ( 1949), "Завтрак" ("Завтрак") ( 1950), "Цветы и березки вечером ( 1950), "Арбуз, морковь, цветы" ( 1951), "Цветы и виноград" ( 1953 - 1958), "В Богдановке Роща" ( 1955), "Дом в Богдановке" ( 1955), "Георгины" ( 1957), "Пионы" ( 1958), "Натюрморт с колосками и кувшином "( 1958 - 1959), "Букет цветов" ( 1959).

Цветы рисовала всегда живые, с натуры, нередко объединяя в одной картине весенние и осенние - такая картина с весны до осени. 6 георгинов на картине "Колхозное поле" рисовала три недели.

Кроме цветов, является автором пейзажей и портретов.

Масляные краски, которыми рисовала Екатерина. Яготинский картинная галерея

Долго и очень сильно хотела нарисовать картину-сказку - аистов, несущих ребенка. Несколько раз обращалась к этому сюжету, но недоумение и непонимание окружающих, что ожидало от нее только "цветочных композиций", были такие сильные, что художница отнесла картину-сказку в свою комнату-мастерскую, куда никого не пускала, и никогда ее больше оттуда не выносила.

1949 - художницу приняли в Союза художников Украины.

1951 - награждена орденом Знак Почета, получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины.

1956 - получила звание Народного художника Украины.

Произведения Билокур регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и других городах.

Опальный искусствовед Стефан Таранушенко увидел ее работы в Курске - и именно после этого, потрясенный Царем-колосом, начал с художницей многолетнюю переписку.

"За деревней" (1956)

Три картины Белокур - Царь-колос", "Березка" и "Колхозное поле - были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже ( 1954). Там их увидел Пабло Пикассо. Весь мир услышал его слова:

" Если нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир! "

. Екатерину он сравнил с другой великой представительницей "наивного искусства" - Серафин Луиз из Санли. Это звучало тем удивительнее, что о современном ему искусстве Пикассо отзывался крайне негативно.

Теперь Белокур, когда позволяло здоровье, ездила в Полтаву и Киев. У нее появились многочисленные друзья, прежде художники и искусствоведы, у которых она находила понимание и уважение. Кроме встреч, она вела с ними продолжительную переписку из Богдановки. Многочисленные письма Билокур свидетельствуют о том, что ее литературный талант не уступал художественному. Среди ее корреспондентов - поэт Павло Тычина и его жена Лидия Петровна, искусствовед С.Таранушенко, директор Музея украинского народного декоративного искусства В.Нагай, известная художница Е.Кульчицкая, полтавский художник Матвей Донцов и его жена Юлия Ивановна, художница Е.Гурович и многие другие. В самой Богдановке у художницы появляются ученицы: Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Анна Самарская.

Юбилейная ваза к 90-летию Екатерины Васильевны Билокур. Скульптор - Укадер Ю. А., Яготинский картинная галерея

Не раз у художницы появлялась мысль переехать в Киев, но так и осталась мечтой. За исключением поездок в Киев и Полтаву по делам выставок и двухмесячного отдыха в Доме творчества художников на хуторе Шевченковском ( 1955), Билокур не покидала Богдановки.


8. Скорбь

Между тем в Белокуров начались серьезные семейные проблемы. До войны они не входили в колхоза и вели собственное хозяйство. Василий Иосифович владел ремеслом плотника и подрабатывал в строительной бригаде. Григорий Васильевич, брат художницы, столяром, плотником, чинил музыкальные инструменты. Но после войны Белокуры стали колхозниками. 1948 года Василий Иосифович умер. Некоторое время Катя жила одна с больной матерью. 1951 года, по решению Акулины Павловны, к ним переехали Григорий Васильевич с женой, Христе Яковлевной, и 5 детьми.

Акулина Павловна недолюбливала свою невестку, которая была из бедной многодетной семьи. Кристина Яковлевна имела со свекровью свои счета. Теперь они оказались лицом к лицу. Начались ссоры. Досталось и золовки - Кристина Яковлевна, работавшая в колхозе и "тянула на себе" весь дом, не могла простить Екатерине непонятного "рисования".

Екатерина. Скульптор - Кальченко Г. Н.

Екатерина вновь оказалась в тупике. Оставлять старую больную мать одну в Богдановке опасалась, забрать ее с собой не могла - нигде, кроме родного села, Акулина Павловна не прижилась бы. Да и ехать, собственно говоря, было некуда. При таких обстоятельствах появился последнее произведение мастера - очередной "Натюрморт" ( 1960).


9. Последние годы и смерть

Весной 1961 года до боли в ногах, появилась острая боль в желудке. Домашние средства, которыми обычно лечилась Екатерина, не помогали. В своем последнем письме Ю. А. Беляковой, директору Центрального дома народного творчества, художница писала: "Обращаюсь к вам с просьбой - помогите - пришлите мне 3-4 пачки бесапола. Это чудодейственное лекарство!. Потом не без юмора добавила, что в богдановской аптеке этого лекарства нет, а есть только тансал, ничем не отличается от коровьего кизяка (май 1961 г.).

В начале Июнь 1961 года умерла 94-летняя Акулина Павловна. Тяжело больную Екатерину отвезли в Яготинскую районную больницу. 10 июня ей сделали операцию - то неудачную, или уже бесполезную. В тот же день художницы не стало.

Похоронена в Богдановке. Автор надгробного памятника - скульптор Иван Гончар.

"Пионы" (1946)
"Богдановские яблоки" (1958-1959)

10. Рисунки

  1. Женщина в зеленом корсете. 1920-е гг
  2. В Богдановке, за плотиной. Середина 1920-х гг
  3. Цветы. Конец 1920-х гг
  4. Натюрморт. Конец 1921-х гг
  5. Портрет Оли Билокур. 1928
  6. Портрет Надежды Кононенко. 1929
  7. Пейзаж с мельницей. Начало 1930-х гг
  8. Дорога вьется в даль. Начало 1930-х гг
  9. Портрет колхозницы Татьяны Бахмач. 1932-1933 гг
  10. Цветы за плетнем. 1935
  11. Портрет племянниц художницы. 1937-1939 гг
  12. Цветы в тумане. 1940
  13. Сон. 1940
  14. Георгины (Цветы и калина). 1940
  15. Деревья в лесу. 1940-е гг
  16. Крестьянское подворье. 1940-е гг
  17. На окраине. 1940-е гг
  18. Портрет Софии Журбы. 1940-е гг
  19. Портрет Надежды Билокур. 1941
  20. Полевые цветы. 1941
  21. Цветы. 1942
  22. Цветы вечером. 1942
  23. Цветы на голубом фоне. 1942-1943 гг
  24. Буйная. 1944-1947 гг
  25. Декоративное панно. 1945
  26. Привет урожая. 1946
  27. Пионы. 1946
  28. ХХХ-летия СССР. 1947
  29. Цветы и орехи. 1948
  30. Пионы. 1948
  31. Колхозное поле. 1948-1949 гг
  32. Букет цветов. Конец 1940 - начало 1950-х гг
  33. Воробышки. Конец 1940-х гг
  34. Тихесенький вечер на землю падает. Конец 1940-х гг
  35. Колхозница. 1949
  36. Царь Колос. 1949
  37. Эскиз "Женщина с дубинкой". 1950-е гг
  38. Царь Колос (вариант). 1950-е гг
  39. Розы (Мальвы) 1950
  40. Цветы, яблоки и помидоры. 1950
  41. Автопортрет. 1950
  42. По родным Богданивкой. 1950
  43. Ваза из цветов. 1950-е гг
  44. Счастье (Черногузы ребенка принесли). 1950
  45. Эскиз к картине "Счастье". 1950
  46. Счастливое детство. 1950-е гг
  47. Цветочки и березоньки вечером. 1950
  48. Сердитый мальчик. 1950
  49. Завтрак. 1950
  50. Пшеница, цветы, виноград. 1950-1952 гг
  51. Арбуз, морковь, цветы. 1951
  52. Счастье (не кончен вариант). 1951
  53. Портрет девушки. Начало 1950-х гг
  54. Эскиз "Калина. Мак". Начало 1950-х гг
  55. Цветы. 1952-1953 гг
  56. Цветы и виноград. 1953-1958 гг
  57. Цветы на синем фоне. 1954
  58. Будьте здоровы, с урожаем. 1954
  59. Мальвы и розы. 1954-1958 гг
  60. Богданівські яблука. Середина 1950-х рр.
  61. У старому селі. Зима. 1950-ті рр.
  62. Гарбузи цвітіть. 1950-ті рр.
  63. Ескіз "Будинок". 1950-ті рр.
  64. Гілка полині. Середина 1950-х рр.
  65. На кручі. 1950-ті рр.
  66. Хата діда Савки. 1950-ті рр.
  67. Сосна. 1950-ті р.р.
  68. Дерево. Середина 1950-х рр.
  69. Дерева за парканом. 1950-ті рр.
  70. Гультяї (гумористична сценка). 1950-ті рр.
  71. Хата в Богданівці. 1955 р.
  72. Гай. 1955 р.
  73. Георгіни. 1957 р.
  74. Півонії. 1958 р.
  75. Цветы и калина. 1958 р.
  76. Натюрморт із колосками і глечиком. 1958-1959 р.
  77. Натюрморт "Квіти та овочі" 1959 р.
  78. Букет квітів. 1959 р.
  79. Натюрморт. 1960 р.

11. Памяти

Монета із зображенням Катерини Білокур

В доме Белокуров в Богдановке 1977 году создали Музей-усадьба Екатерины Билокур.

В Киеве есть улица, названная в честь Екатерины Билокур.

Именем известной художницы названа пластовой курень ч. 58 Тернопольской станицы. Девушки из куреня имени Екатерины Билокур стараются побольше познакомить сегодняшнее общество с творчеством большого мастера.


Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Белокур Екатерина Васильевна
  • Екатерина. Издание в 2-х книгах. Киев: Родословная, 2010
  • Детство Катерины описано в книге для детей "Ирэн Роздобудько о Блеза Паскаля, Вольфи Моцарта, Ганса Андерсена, Катенька Билокур и Чарли Чаплина" / Ирэн Роздобудько. - Киев: Грани-Т, 2007. - 160 страниц. - Серия: " Жизнь выдающихся детей" . ISBN :978-966-465-258-9

Ссылки

Источники

100 самых известных Украинских / Бедрик-Билан Х., Безносик А., Гнатюк Н. и др.. - К.: Орфей, 2005. - С. 539-544


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам