Надо Знать

добавить знаний



Беляев Александр Романович



План:


Введение

Александр Романович Беляев (* 4 марта ( 16 марта) 1884, Смоленск - ? 6 января 1942 г. Пушкино Ленинградской области) - русский писатель - фантаст, один из основателей советской научной фантастики. Известен также как "русский Жюль Верн".


1. Биография

О.Беляев родился в Смоленске, в семье священника, в которой царила атмосфера набожности. Родители были людьми верующими. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детстве от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

В детстве Александр рос шалуном, любил разные шутки; следствием одного из которых стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Родители старались приучить мальчика к серьезному отношению к делу. По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую окончил в 1901 г., и вступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи стали ограничены, на образование денег не хватало. Пришлось искать работу - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

С детских лет ему нравилась музыка, он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в весьма странном варианте - съемках "фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "голова человека на тарелке в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался улететь, привязал к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Значительная часть жизни молодого оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать в роли драматурга, режиссера, актера. Домашний театр Беляева в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только городом, но и вне его. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, О.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо него в нескольких спектаклях. Успех был полным, Станиславский предложил О.Беляеву остаться в труппе, но тот по неизвестной причине отказался.

В жизни О.Беляева некоторую роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников, отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр взял с собой кусок глины, из которого стал вылеплять голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо брата, оставшегося на берегу, а вот выражение лица было каким-то застывшим, неживым.

С разочарование Александр бросил слепок в воду, и тотчас почувствовал беспокойство. Он поспешил на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Другие вернулись вместе с ним. Возле дома расстроена тетя сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду бросили слепок. Это событие произвело на всех странное и ужасное впечатление.

После окончания Демидовской лицея О.Беляев получил должность доверенного в Смоленску, и вскоре стал известен как хороший юрист. У него появились постоянные клиенты. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обустроить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив каждое дело, он отправлялся путешествовать за границу был во Франции, Италии, посетил Венецию.

В возрасте тридцати пяти лет О.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - розвинуся паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его оставила, говоря, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые смогли бы ему помочь, О.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.

Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала О.Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте было очень тяжелым, и О.Беляев с помощью знакомых переехал с семьей в Москву, устроился на работу юрист-консультантом. В свободное время он пытался заниматься литературой - в результате чего в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый рассказ "Голова профессора Доуэля" (1925).

Позже рассказ был принят в журнале "Всемирный следопыт". Публикация вызвала установление тесных отношений, а затем и сотрудничество с журналами "Всемирный следопыт" и "Вокруг света". В Москве О.Беляев прожил до 1928 г., за это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел.

В 1928 г. О.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с тех пор занимался исключительно литературой, профессионально. Таким образом появились "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесное око", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они в основном в Московских издательствах. Однако через некоторое время болезнь вновь дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, но для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их отправлять в Москву или Ленинград.

1930 оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а через несколько месяцев обострилась и его личная болезнь (спондилит). В результате, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неприятности мешали писать, и все же О.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики ...", роман "Прыжок в ничто".

Кроме бытовых проблем и проблем со здоровьем, большие проблемы возникли и с изданием произведений: редакторы их безжалостно сокращали, переделывали. В то время в литературе особенно важной темой считался технический прогресс. Поэтому рассказ "Звезда КЭЦ", по воспоминаниям дочери писателя, "был настолько сокращен, что превратился ... в технический справочник". Только значительно позже удалось восстановить, а затем и увеличить предыдущий авторский текст.

Творчество О.Беляева в определенной степени неравномерна: его ранние произведения интереснее поздние; этические вопросы часто оказываются более захватывающими за оригинальные научно-технические гипотезы, а романтический пафос привлекательнее детективный сюжет. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может понести за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют границы в возможности внушения? А в генной инженерии?

Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, который потерял свое лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойт-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, которые помещают человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, благороднее.

"Безосновательные фантазии, отвлекая от актуальных задач социалистического строительства" подвергались резкой критике со стороны властей, в поздний период творчества заставил О.Беляева к созданию произведений, в которых главное - список изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего ("Подводные земледельцы "," Под небом Арктики "," Чудесное око "и др.)..

В художественном отношении эти произведения малоинтересны. Не случайно настоящим завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г. - "Ариэль". Он перекликается с известным романом А.Грина "Блистающий мир", в чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая. Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных объяснений этого таланта со стороны автора. Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие способности человека. В конце жизни О.Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего "земное притяжение".

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы О.Беляев вместе с семьей был оккупирован. В январе 1942 г. писатель умер от голода. Жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.


2. Творчество

Александр Беляев, 1915 г.

Книги Беляева посвящен проблемам науки и техники будущего. Среди известных произведений: "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль", "Звезда КЭЦ" (КЭЦ - это инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов).

Разрабатывал такие жанровые разновидности фантастики, как остросюжетный приключенческий роман ("Остров затонувших кораблей", 1927, "Человек-амфибия", 1928, "Голова профессора Доуэля", 1937), социально направленный сатирический памфлет с элементами гротеска ("Человек, потерявший лицо", "Властелин мира" и "Продавец воздуха", все - 1929), робинзонада ("Мертвая голова", 1928), социальная утопия ("Борьба в эфире", 1928). Роман " Ариэль "(1941) - попытка более условной, сказочной фантастики. Автор научно - критических статей.

Украинский язык вышли на первое и единственное при жизни издание романа "Чудесное око", первое отдельное издание романа "Звезда КЭЦ" (К., 1936).

Опубликовал рецензию на роман В. Владка "Аргонавты Вселенной" (1939). Написал сценарий "Когда погаснет свет" (1940) для Одесской киностудии художественных фильмов.

Произведения Беляева украинском языке переводили В. Козаченко, Д. Пограничный и другие.


3. Украинские переводы

  • Чудесное око. - К., 1935.
  • Звезда КЭЦ. - К., 1958.
  • Голова профессора Доуэля. - К., 1957.
  • Человек-амфибия. - К., 1957.
  • Небесный гость. - К., 1963.
  • Прыжок в ничто. - К., 1969.
  • Человек, нашла свое лицо. - К., 1975.
  • Мертвая голова. - К., 1977.

Литература


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам