Бенедикт Андерсон

Бенедикт Ричард О'Горман Андерсон (род. 26 августа, 1936) - американский политолог и синолог, профессор международных отношений, правительства и изучения Азии Корнуэльского университета, наиболее известный по своей монографией "Воображаемые сообщества" (Imagined Communities, 1983).


1. Биография

Андерсон родился в англо -ирландской семье в Куньмине ( Китай), где его отец - Джеймс О'Горман, как британский военно-морской офицер имел службу на таможне. Мать - Вероника Беатриче Мари Андерсон. Семья Андерсон была активной в ирландском национальном движении. 1941 семья переехала в Калифорнии. В 1957 Андерсон получил звание бакалавра искусств с античной культуры в университете Кембриджа (Англия), а позже - степень доктора философии по программе изучения Индонезии в Корнельского университета (США).

Бенедикт Андерсон - является братом историка Перри Андерсона.


2. Древность наций

Согласно Андерсоном, любая нация, только что появилась, считает себя древней. В этом он несколько пересекается с Энтони Смитом, который рассматривает нациеобразующую мифологию и национальные мифы о "происхождении" в функционалистичному разрезе и считает их скорее вымышленными историями, чем реальной историей. Андерсон предполагает, что подобная "древность" в определенных исторических условиях является необходимым условием "новизны".

3. Национализм и печать

Для теории Андерсона особенно важным является акцент на роли печатной литературы и ее распространении. По мнению Андерсона, подъем национализма тесно связан с распространением печатных книг и техническим развитием печати целом.

4. Мультиэтнические империи

Андерсон, более любых других теоретиков, обращает внимание на официальный национализм в мультиэтнических империях. Он вводит в рассмотрение вважливу концепцию "натурализации" европейских королевских династий, которые имели власть над огромными и разнообразными многоязычными территориями.

Некоторые из них, например, империя Романовых, довольно успешно трансформировались в "национальные" империи. Согласно Андерсоном, в 19 веке филологически - лексикографическая революция и развитие националистических движений, которые сами были продуктом не только капитализма, но и гипертрофии династических государств, создали все более возрастающие культурные и политические трудности для многих династий. К тому времени легитимность этих династий не имела ничего общего с национальности. Кроме того, еще до взрыва националистических движений, эти династии, исключительно административных нужд, попытались опереться на отдельные диалекты, которыми уже шло книгопечатания. Одновременно с ростом национализма в Европе, некоторые из балканских, центрально и восточноевропейских монархий попытались переопределить и перелегитимизуваты себя на национальной почве. Такая реидентификация привело, в частности, к хорошо известной кризиса легитимности мультиэтнических империй. Династии и монархии, определяли себя членами обычных этнолингвистических общностей, теряли свою легитимность от Бога и становились просто первыми среди равных.

Исторически материалистическом подходе Андерсона в исследовании национализма можно противопоставить методологический индивидуализм Лия Гринфилда и веберианський подход, изложенных в книге "Национализм: Пять путей к современности".


5. Труда

  • Mythology and the Tolerance of the Javanese. Ithaca: Cornell Modern Indonesia Project, Publication No. 37, 1965, ISBN 0-87763-041-0
  • (В спиваторстви с Ruth T. McVey & Frederick P. Bunnell): A Preliminary Analysis of the October 1, 1965 Coup in Indonesia. Ithaca: Cornell Modern Indonesia Project, Publication No. 52. 1971
  • Java in a Time of Revolution. Ithaca: Cornell University Press, 1972
  • Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. 1983. ISBN 0-86091-329-5
  • Language and Power: Exploring Political Cultures in Indonesia. Ithaca: Cornell University Press, 1990. ISBN 0-8014-9758-2
  • Long-Distance Nationalism: World Capitalism and the Rise of Identity Politics. Amsterdam: University of Amsterdam Centre for Asian Studies, 1992. ISBN 0-7658-0002-0
  • The Spectre of Comparisons: Nationalism, Southeast Asia and The World. London: Verso, 1998. ISBN 1-85984-184-8