Надо Знать![]() |
ВведениеДжордж Бернард Шоу ( англ. George Bernard Shaw ) ( 26 июля 1856 - 2 ноября 1950) - английский драматург и публицист ирландского происхождения, родом из Дублин, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1925, умер в Эйот-Сент-Лоренс, Англия. На украинской сцене впервые ставил пьесы Шоу Лесь Курбас в "Молодом театре" ("Кандида", 1918) и Театре им.Т. Шевченко ("Ученик дьявола", 1922), позже в Театре им. И. Франко были выставлены "Святая Иоанна" (1924) и "Ученик дьявола" (1948). Именно Б. Шоу вместе с Г. Ибсена и А. Чеховым был "отцом" остро социальной, интеллектуальной драмы, "драмы идей". Продолжая на новой основе традиции ибсенивського театра, Б. Шоу создал неповторимо своеобразную драматургическую систему. 1. ЖизнеописаниеРодился 1856 года в Дублине ( Ирландия). Мятежный характер юноши восставал против сухой системы школьного обучения. По его словам, он "бежал из классической школы" именно тогда, когда ему "угрожали занятия Гомером" . В 1871 году пятнадцатилетний Шоу начинает работать клерком. В 1876 году переехал в Англию. Но именно Ирландия, где все социальные, национальные и религиозные противоречия эпохи оказывались особенно остро, сформировала характер Шоу - одновременно бурный и насмешливо-спокойный, такой , сочетавший жажду справедливости и язвительный скептицизм. В конце 70-х годов Б. Шоу окончательно выбирает путь профессионального литератора. Сначала он создает романы, интересные прежде всего с точки зрения формирования драматургического метода Шоу. Краткие описания ситуаций, напоминающих сценические ремарки, яркий, часто насыщенный парадоксами диалог - все это предвещает в романисти будущего драматурга. В 80-е годы Бернард Шоу работает литературным рецензентом, театральным обозревателем и музыкальным критиком в нескольких газетах и журналах. Блестящие и оригинальные по изложением мыслей и парадоксальные по форме статьи, подписанные буквами GBS, привлекают внимание публики. Именно в это время сформировались и социальные взгляды Б. Шоу. В 80-е годы он принимал активное участие в деятельности Фабианского общества - социал-реформистской организации, название которой происходит от имени римского полководца Фабия Кунктатор, который нанес решающий удар карфагенскому вождю Ганнибалу именно потому, что перед этим долго выжидал и не спешил. Такой же выжидательной тактики в отношении капитализма и предлагали придерживаться фабианцы. Они считали, что социализм можно построить путем постепенных реформ, а не социальных революций. Борьба за новое общество была для Шоу неотделимой от борьбы за такую драму, которая могла бы поставить перед зрителем насущные вопросы современности. Ничего подобного на английской сцене того времени не было: за исключением традиционных шекспировских спектаклей, в репертуаре театров преобладали мелодраматические и псевдоисторические пьесы. Б. Шоу начал создание новой драматургической системы по пропаганде творчества Ибсена. В 1891 году увидела свет книга Шоу "Квинтэссенция ибсенизма". Главную цель "ибсенизма" Шоу видит в разоблачении буржуазной морали, в разрушении фальшивых идеалов. Новаторство Ибсена в области драмы оказывается, по мнению Шоу, в наличии конфликтов и умных, тонких дискуссий. Дискуссия становится неотъемлемой частью современной драмы. В 1885 году Шоу создает свою первую пьесу "Дома вдовца", с которой началась "новая драма" в Англии. Затем появились "Волокита" (1893) и "Профессия миссис Уоррен" (1893-1894), - все они вошли в цикл "Неприятные пьесы". В предисловии к сборнику "Неприятной пьесы" Шоу писал, что зритель "сталкивается в них с ужасными и уродливыми проявлениями общественного строя Англии". Резкий обличительный пафос отличает выдающееся пьесу цикла - комедию "Профессия миссис Уоррен", злую сатиру на викторианскую Англию. Как и Ибсен, Шоу обнаруживает глубокое несоответствие между видимостью и сущностью, внешней респектабельностью и внутренним убожеством своих героев. Обостряя сценическую ситуацию до гротеска, он делает главной героиней проститутку, которая собрала капитал, занимаясь своим позорным ремеслом. Пытаясь оправдать себя перед дочерью, воспитанной в абсолютном незнании источника семейных доходов, миссис Уоррен рисует ей страшную картину нищенского существования своей семьи, что и подтолкнуло ее к занятию проституцией. Но, как признается она дочери, оставить свой прибыльный "промысел" и пренебречь законами общества, которые оправдывают любые средства достижения богатства, миссис Уоррен не может, потому что "любит наживать деньги". Шоу изображает миссис Уоррен и как жертву несправедливого устройства общества, основанного на безжалостном подавлении и эксплуатации человека, и его воплощение, символ. При построении пьесы Шоу руководствовался принципом ретроспективно-аналитической композиции: в этом чувствуется значительное влияние Ибсена. Пружина действия - постепенное "узнавание" правды, разоблачения прошлого миссис Уоррен. В финале пьесы конфликт решается после острой дискуссии между миссис Уоррен и ее дочерью Виви, образ которой является первой попыткой создания положительного героя в творчестве драматурга. Такими же остросатирические были и пьесы следующего цикла - "Пьес приятных": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживем - увидим" (1895 - 1896). "Пьесы приятные", по словам драматурга, "менее касаются преступлений общества", освещая в основном "его романтические ошибки и борьбе отдельных лиц с этими ошибками". В 1901 году Шоу опубликовал новый цикл "Пьесы для пуритан". Объясняя в предисловии смысл общего заглавия, Шоу подчеркивал, что он не ханжа и не боится изображения чувств, но он против сведения всех действий героев только в любовных мотивов. Если следовать этому принципу, утверждает драматург, "никто не может быть храбрым, хорошим, или великодушным, если он ни в кого не влюблен". Пьеса "Дом, где разбиваются сердца" (1913-1917), закончена в конце Первой мировой войны, открыла новый период в творчестве Шоу. Ответственность за трагические события современности Шоу возложил на английскую интеллигенцию, которая отдала судьбу Европы "под власть коварного невежества и бездушной силы". В подтверждение этой мысли в конце пьесы возникает символический образ корабля, который сбился с курса и плывет в неизвестность с капитаном, который покинул свой капитанский мостик, и командой, равнодушно ждет страшную катастрофу. В подзаголовке Б. Шоу называет свою пьесу "фантазией в русской манере на английские темы", указывая, что образцами для него были пьесы Л. Н. Толстого и А. П-Чехова. Шоу намерена по-чеховски исследовать души, "разбитые сердца" обитателей общего Дома, которые бездумно тратят культурные богатства нации. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" реализм Шоу приобретает новые черты. Драматург обращается к символике, философской аллегории, фантастики, политического гротеска. В дальнейшем парадоксальность гротескных ситуаций и фантастичность художественных образов становятся неотъемлемой чертой его драматургии, особенно ярко проявляются в так называемых политических екстраваганци-ях. Они имеют проблемный смысл и служат сатирической целью, открывая читателю или зрителю глаза на истинное положение дел в современной политической жизни. В одной из таких пьес - "тележки с яблоками" (1929) - Шоу в гротескно-эксцентрической форме раскрывает важные особенности общественно-политической ситуации в Англии первой трети XX века. В центре пьесы - дискуссия о политической власти, которую осуществляют король Магнус и его кабинет министров Демократически избранные министры отстаивают конституционный принцип правления в стране, король - принцип ничем не ограниченной самодержавной власти. Остро сатирическая, пародийная дискуссия позволяет Шоу выразить свое отношение к государственным институтам власти, демократии и парламентаризма, показать, кто в действительности руководит страной. Истинная сущность государственного конфликта не столько в противостоянии самодержавия и разоблаченной Шоу демократии, сколько - "их обоих и плутократии". Плутократия, писал Шоу в предисловии к пьесе, "разрушив королевскую силу под предлогом защиты демократии, купила и уничтожила саму демократию". И король, и министры не более чем марионетки в политической игре. "Король - это идеал, созданный кучкой мошенников, чтобы удобнее было управлять страной, пользуясь королем, как марионеткой", - произносит король Магнус. Шоу широко использует в этой пьесе приемы гротеска и парадокса. С помощью алогичных, парадоксальных ситуаций он показывает искусственность, уродство современной ему английского государства и общества. В парадоксальной, но реалистичную за своими истоками манеру Шоу начинает мощной струей врываться фантастика, которая становится естественным приемом художественного воплощения действительности писателем-сатириком (например, в пьесе "Горько, но правда" (1931)). Парадоксы служат очень серьезной цели: они ежеминутно заставляют мысль читателя работать, вызывают чувство сомнения и недоверия ко всему банальному, общепринятого, остроумно разоблачают стереотипы мышления и социальной жизни, провоцируют читателя к полемике. Драматический конфликт проявляется в Шоу острым столкновением фальшивых представлений о жизни, вымышленных идеалов, созданных обществом для сокрытия правды, с настоящим пониманием жизни. Такой конфликт реализуется в напряженной идейной споре, драматичной дискуссии, перемежается с действием. Обсуждению подлежало все - проблемы, характеры и поступки действующих лиц. Первый акт в драме Шоу - это чаще подготовка к диспуту, который разгорается в полную силу и достигает кульминации во второй или третий действия. Дискуссии, которые ведутся в драмах, обогащаются новыми доказательствами в предисловиях - Шоу посвящает целые страницы анализа новых научных открытий, обсуждает важные гипотезы. Такой прием - своеобразный призыв к тому, чтобы люди учились научно анализировать отношения в обществе, отношения в семье, проблемы воспитания, образования и даже медицины. Отказ от традиционного художественного и сценического достоверности ради широкой философской дискуссии в поздней драматургии Шоу высоко оценил Б. Брехт, который назвал английского драматурга "творцом интеллектуального театра XX века". Среди произведений, написанных Б. Шоу к Первой мировой войне, широкой популярность приобрела комедия "Пигмалион" (1912). Исходной точкой для драматурга был античный миф о скульпторе Пигмалионе, который создал статую морской богини Галатеи. Пораженный красотой собственного сочинения, Пигмалион уговорил богиню любви Афродиту вдохнуть в Галатею живую душу. Статуя ожила и, превратившись в прекрасную женщину, стала женой скульптора. Б. Шоу предложил современный вариант древнего мифа в центре внимания писателя не всесильно любви, а проблемы богатства личности и возможности реализации духовного и интеллектуального потенциала человека. Кроме того, по сравнению с мифологической историей, взаимоотношения современных Пигмалиона и Галатеи такие запутанные и удивительные, что невольно возникает вопрос: а не выбор названия еще одним парадоксом Шоу? "Кто есть кто" в дуэте главных героев? Пигмалион действительности создал свою Галатею, а Хиггинс лишь "шлифует" личность, которая постепенно меняется сама и меняет своего "преобразователя". Профессор фонетики Хиггинс, который в драме Шоу выступает своеобразным Пигмалионом, заключает пари с полковником Пикерингом, что он проведет научный эксперимент - за несколько месяцев научит уличную торговку цветами ЕлизуДулитл правильному произношению и сделает так, чтобы "ее с успехом могли принять за герцогиню". Эксперимент Хиггинса дает блестящие результаты. Элиза, которая знала только горе и нищету, в атмосфере уважения к его личности проявляет недюжинные способности, ум, талант и чувство внутреннего достоинства. "Преображение" Элизы, по мнению Шоу, призвано опровергнуть мнение о том, что социальные барьеры непреодолимы: в действительности они только мешают людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам "прозревшего" Хиггинса, "уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души". Хиггинс ведет Элизу в аристократическое общество, и она затмевает светских дам не только красотой. Пигмалион-Хиггинс, коснувшись своим резцом к этой Галатеи, разбудил спавшие в ней духовные и интеллектуальные силы, и его творение оказалось выше и лучше него самого. Здесь возникает характерная для драматурга тема бедности как силы, которая тормозит интеллектуальное развитие человека. С этой идеей связан настоящий демократический пафос пьесы Шоу. Народ в представлении писателя - необработанный, но ценный материал, ценный мрамор, в котором заложены возможности преобразования на величественный "произведение искусства". Впрочем, "научный" эксперимент Пигмалиона-Хиггинса противоречит моральной ответственности перед Элизой, судьбой которой он так безответственно воспользовался. Хиггинс сравнивает свою роль с ролью Творца. Но для Шоу последовать действия Творца еще недостаточно. Он считает, что творческая деятельность человека должна подчиняться более высокой цели, чем простая игра с жизнью. Фонетический эксперимент Хиггинса происходит по принципу "человек для фонетики", а не "фонетика для человека". Элиза определенное время является для него лишь опытным материалом, и его внутренний мир его никак не интересует. Он не задумывается над тем, какой будет дальнейшая судьба его "Галатеи" и что ей делать с ее умом и красотой в мире, где для нее нет места. Что же делать с Элизой? Этот вопрос встает не только перед Хиггинсом, но и перед самим автором "Пигмалиона". Конечно, можно снова вернуть ее в пучину нищеты и заставить продавать цветы, можно, наконец, отдать ее замуж за кого-нибудь. Впрочем, "Пигмалион" не развлекательная драма, и Шоу лишь насмехается над своим зрителем, намекая на возможность традиционной "счастливой развязки". Правда, в атмосфере комедии витают намеки на чувство любви, зарождающейся, хотя и не совсем осознанно. Но Шоу не намерен завершать свою пьесу браком "Пигмалиона" и "Галатеи". Жениться по Хиггинсом, с Фредци или по князьям герцогом - мало для его героини, настоящее призвание которого быть свободным человеком. Жанр пьесы-дискуссии придает характеру страстной полемики высказываниям и поступкам персонажей "Пигмалиона". В 1950 году Джордж Бернард Шоу умер. 2. Мнения Бернарда ШоуПрочитав "Капитал" Маркса, Шоу сразу и безоговорочно принял идеи социализма. Отныне и навсегда он считал себя пропагандистом социализма, а уже потом писателем, драматургом, общественным деятелем. В 1884 г. он поступил в Фабианского общества, цель которого заключалась в преобразовании общества из капиталистического в социалистическое. В обществе Шоу выступал с лекциями, в которых проявился его уникальный ораторский талант. Принимая участие в митингах, он оттачивал свое ораторское мастерство, дар сатирика и умение взглянуть на привычные вещи под необычным углом зрения. Свои самые значительные работы по 30-летний период общественной деятельности Шоу опубликовал в сборнике Очерки фабианского социализма". В статьях этого сборника он, помимо прочего, выступал в поддержку социализма и против анархизма. Общественная деятельность Шоу не ограничивалась полемическими выступлениями, политическими памфлетами и литературой - он работал также в местном управлении того района, в котором жил, затем - муниципальным советником. На этих должностях он действовал в комитетах здравоохранения, водопроводном, жилищного строительства. Увлекшись такого рода деятельностью, Шоу даже выдвинул в 1924 г. свою кандидатуру в лондонской Совета графства от прогрессивной партии. Однако, отказавшись от обычных методов предвыборной борьбы, не желая идти на компромиссы с оппонентами и не стремясь понравиться рядовому избирателю, он в диалогах с ними обнаружил нежелание мириться с их убеждениями, высмеивал их суеверия и знания. Итак, в результате, оттолкнул от себя всех - католиков, либералов, консерваторов, обычных избирателей и, разумеется, не прошел в парламент. Бернард Шоу в 30-х годах выступал за убийство человека, если она паразитом в обществе и ничего не способен сделать для общества полезного. Он пользовался идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Сначала его идеи сходились с последователями Гитлера, но позднее он отказался от поддержки Гитлера, поскольку считал, что паразиты общества есть не только среди евреев. [1] Бернард Шоу выступал за применение гуманного газа, как способ избавления от "паразитов" общества. Позже, как известно, этот газ будет изобретен и широко применен в концентрационных лагерях фашистской Германии. 3. Личная жизньВ мае 1898 г. миллионерша и социалистка 40-летняя Шарлотта Пейн-Таузенд отдыхала в Европе. Вдруг получила телеграмму от приятеля Лондон. Тот сообщал, что на год старше ее мистер Джордж Бернард Шоу вот-вот отдаст Богу душу в своей квартире на Фицрой-сквер, 29. Шарлотта познакомилась с этим ирландцем два года назад. Он сразу ее очаровал. Он каламбурив без остановки. Искал-сякого стола, чтобы приспособиться и записывать мысли для очередного памфлета. Если Джорджу не напоминали о еде, он мог умереть прямо за письменным столом. Через два дня Шарлотта была в Лондоне. Сразу побежала к Шоу. В его тесной, как каморка, комнате помещались только стол, деревянное кресло-качалка и печатная машинка. Книги, газеты, рукописи, грязные тарелки недоеденной овсянкой, чашки из-под какао, яблочные огрызки загромождали подоконник, пол, стол. Сверху все это было покрыто слоем сажи в палец толщиной, которая летела с распахнутого окна. Услугами уборщицы он не пользовался. Боялся, что и может выкинуть что-то лишнее. Шарлотта предложила переехать к ней. Хотела сама ухаживать за писателем, чтобы он выздоровел. Тот согласился. Решили, что лучше им будет пожениться, ведь иначе бы по городу пошли нехорошие слухи. Брак взяли 1 июня 1898 г. За 45 лет супружеской жизни они ни разу не любили - так договорились еще до свадьбы, потому что они считали секс отвратительной делом. Тем временем весь Лондон гудел: Джордж Шоу, этот неудачливый писатель и смутьян-социалист, прервал жену, сумма приданого которой достигала шестизначной цифры. Чиновник, оформлявший брак, спутал жениха - в очень потертом сюртуке и на костылях - с нищим, который пришел посмотреть на церемонию [2]. 4. Произведения
Украинские переводы произведений Шоу: "Цезарь и Клеопатра" (Коломыя, 1913), "Великая Екатерина" (Львов, 1922), "Сочинения", т. 1, 3, 5, 7 (X. - К., 1931 - 32) , "Ученик дьявола" (К. 1954), "Пьесы" (М. 1956), "Профессия миссис Уоррен" (К. 1957). Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |