Бидермайер

Карл Шпицвег - типичный представитель живописи эпохи бидермейер (здесь: "Воскресная прогулка")

Бидермайер - направление в немецком и австрийском искусстве 30 - 40-х гг 19 века.

Бидермайер считается переходным периодом между классицизмом и романтизмом. Фактически является олицетворением немецкой мещанской культуры. Считается, что бидермайер, как стиль в искусстве, сформировался в странах Германского союза и в Австрийской империи как антитеза идеям французской революции и ампира наполеоновских времен. На территории Украины был распространен в Буковине и Галичине, которые входили в состав Австрийской империи.


1. Происхождение понятия

Название Бидермайер происходит от вымышленного литературного псевдонима Готлиб Бидермайер, под которым юрист и писатель Людвиг Айхродт ( нем. Ludwig Eichrodt ) Со своим приятелем врачом Адольфом Кусмауля ( нем. Adolf Ku?maul ) Опубликовали в 1850 году сборник стихов-пародий на тогдашнюю мещанскую поэзию под названием "Бидермайерова любовь к песне" ( нем. Biedermeier Liederlust ).


2. Характерные черты стиля

Художники Бидермейер обращались к жизни простых людей, окружающей природы, национального фольклора (Л. Рихтер, Ф. Керстинг, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег и др..). Их стремление к интимности и чуткости приводили зачастую к тематической узости и идеализации быта мещанства, к слащавости, украшения буржуазной действительности.

Несмотря на довольно частое употребление термина "бидермайер", точного его определения не стадии разработки. Поэтому отнесение тех или иных художественных произведений к этому стилю достаточно условным.


2.1. Архитектура

Эпоха начала XIX в. - Это эпоха ранней буржуазии, эпоха скромного материального мира с легким налетом сентиментальности. Поздняя высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" (т.е. "бравый господин Майер" - синоним мещанина, введен в обиход поэтом Айхродта). В стиле проявилось стремление буржуазии к спокойной упорядоченной жизни. Последнее наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. И впервые стиль не был прочно привязан к "старшей сестры" архитектуры, будучи прежде всего стилем интерьера. Холодный аристократизм ампира перерабатывается в духе интимности и домашнего уюта. Бидермайер - хороший пример, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему гармоничного интерьера. Стиль бидермейер пришел на смену холодному, аристократическому ампира. От ампира этот стиль унаследовал основные принципы построения и лаконизм, однако это уже не архитектурный стиль, прежде всего он оказался в мебельном искусстве и интерьере. Основные критерии мебели этого стиля - прочность, добротность и удобство. Характерные признаки мебели Бидермейер - плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точеные ножки столов и секретеров. Никогда раньше мебель не были такими "мебельными" по характеру, то есть свободной от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Простота мебельных форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций. По примеру английских мебельных мастеров столяры Бидермейер создавали различные типы "комбинированных" мебели; раздвижные столы, столики и бюро с выдвижными и откидными столешницей, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу. В начале XIX века розовое или красное дерево выступало в качестве основного материала, тогда как позднее на смену ему пришло фанерования из ореха и светлые породы дерева; черешня, груша, клен, тополь и ясень. Именно тогда в буржуазных домах возникает понятие "чистой комнаты" - представительной комнаты для приема гостей (этакое подражание светским салонам). Естественно, что она обставлялась с особой заботой. Мебель Бидермейер вновь приобретают природных форм и плавных линий. Они уже не предмет украшения, а добрый услужливый друг. Иногда грубоватые и неуклюжие по форме, но зато отличаются выдержанными пропорциями, красивым цветом дерева и удачно подобранными расцветками и рисунками обивок. Никогда еще естественная красота дерева не использовалась в такой степени. Мастера прежнему обрабатывали парадные мебель красным деревом, но в то же время широко использовали ясень, вишню, березу, грушу, клен. Недаром период Бидермейер называли "эпохой светлого дерева". У буржуазии, победившей во Французской революции, был свой образ жизни. В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместны только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка - шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального назначения. Впрочем, это не касается столов. Люди в это время много и охотно пишут, отсюда повышенный спрос на письменные столы. Кроме письменных и обеденных появляются читальные, курительные, рабочие, цветочные и игральные столы. Исчезли распространены в XVIII в. мебель, состоявшие из многих частей, можно было сочетать или использовать отдельно. Исчезли совсем недавно широко распространены балдахины для кроватей. Мебель для сидения кроме диванов представлены стульями и креслами двух типов: одни - легкие, удобные и элегантные, вторые - выполнены в соответствии с мещанских представлений об уюте. Интерьер жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и неизменные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты). В ряде оригинальных стилевых направлений, логически вытекали из хода развития мебельных форм, последним стал стиль бидермейер. Мебельный стиль бидермейер существовал с середины 1810-х годов до революции 1848 года и привнес в буржуазное жилище скромный мебельный мир с налетом сентиментальности. Поздняя, ​​высокомерная эпоха эклектики и дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер". Буржуазной сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности бытовой вещи, мебели, предмета интерьера считались, прежде всего, прочность, качество и удобство. В 1808 году в Англии начал выходить журнал "Repository of Arts", на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Сначала это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно вместе с ними появились предметы мебели в стиле бидермейер, с изогнутыми формами и точеными деталями. Позже, около 1820 года, к ним присоединился еще и псевдоготический резной декор. В оформлении мебели преобладали английские традиции XVIII в.: Изящные округлые очертания, простота и легкость. Самым популярным был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью и цветной Фанерование (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Появились гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки сидений и спинок кресел вместо принятого в эпоху ампира шелка применяли более простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный или в полоску репс. Как настильной элемент использовали конский волос. Ведущими центрами мебельного искусства были Лондон, Берлин и Вену. Широко применялась техника фанерования. Иногда фанерувалися даже стройные ножки и подлокотники кресел, стульев, диванов. В этот пуританский время даже такие украшения казались ненужной роскошью и излишеством. Например, английский писатель А. Штифтера в одном из произведений язвительно пишет: "... все столы имеют простые сосновые ножки, красуются, однако, в штанах из орехового и красного дерева". Около 1830 г. немецкий мастер Михель Тонет открыл новый метод производства мебели: он научился формовать многослойную фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке. Просто и незамысловато изготовлены, элегантная мебель стали уже типичным массовым промышленным изделием. Однако, вместе с ростом дохода у буржуазии росли и запросы. И вскоре уже потомки нарекли непритязательный стиль своих родителей насмешливым словечком "бидермейер".


2.2. Изобразительное искусство

Много работ, преимущественно портретов, сделанных в стиле бидермайер у известного львовского литографа Карла Ауэра "Литографии Ауэра стилистически абсолютно соответствующие тогдашней моде - они прилично сентиментальные, опрятные, наивные, их хочется рассматривать под аккомпанемент спинет и трогательных песенок Шуберта." - Так характеризовала Н. Космолинская [1] суть этого периода творчества художника.

2.3. Музыка

2.4. Литература

В литературе Дмитрий Чижевский оценивал "бидермайер", как "определенную форму романтики, которую определяют либо как" мещанскую романтику ", или как" романтику старческую ". Главные идеологические мотивы романтики в литературном Бидермейер ослабевают и исчезают.

Вместо индивидуализма и революционного порыва имеем здесь уважение к "надиндивидуального порядка" в государстве, религии, обычаях, склонность к традиции, вместо живой жажды, которую может удовлетворить только весь мир, - спокойное сбора, коллекционирования. Вместо резкости, порывистости романтики, - мягкость, спокойствие, вместо порывов к крайней, даже за пределы нормального и дозволенного, - уважение, смирение, смирение как основные добродетели человека, язык становится спокойнее, правильной, умеренной, статичнишою. ". [2 ]

Бидермайер в литературе считают специфической чертой немецкой и австрийской литературы. Практически все исследователи относят к этому течению типичных представителей стиля бидермайер как Улянд, Штифтер, А. Дросте-Гюльсгоф, Грильпарцер, Г. Келлер, А. Людвиг и др..

Попытки искать следы Бидермейер в творчестве украинских литераторов опровергает Д. Чижевский в цитированной выше работе, подчеркивая наличие определенных черт Бидермейер в творчестве М. Шашкевича и поэтов - "меланхоличных лириков" Петренко, Забилы, Чужбинского, С. Метлинского и др.. При этом автор обращает внимание, что "черты стиля бидермайер появились в украинских поэтов не путем органического развития, а путем простого заимствования - в ​​Шашкевича с австрийской литературы; в других - со родственных Бидермейер русских поэтов" [2]


2.5. Театр

2.6. Мебель и интерьер

Примечания

  1. Наталья Космолинская Свидетели: Карл Ауэр, Олег Введенский - www.ji.lviv.ua/n36texts/kosmolinska.htm, независимый культурологический журнал "И", № 36, - 2005
  2. а б "Бидермайер" и "натуральная школа" в Украине - litopys.org.ua/chyzh/chy18.htm

Литература


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.