Блэк-метал или просто блэк ( англ. Black metal , От англ. black - "Черный"; норв. svartmetall ) - Музыкальное направление, один из экстремальных видов металла.

обложка альбома группы Venom "Black metal", давший название жанра

Блэк-метал появился в начале 1980-х, а первым альбомом направления считается "Black Metal" группы Venom (1982), от которого и происходит название, хотя нередко основоположником считают группа Bathory. В истории блэк-металла выделяют четыре волны. К первой относят ?прото?-блэк-метал, самые известные представители которого - Venom, Sodom (раннее), Bathory, ко второй - группы, окончательно сформировали направление в 85-90-х (в первую очередь, норвежские и шведские). Третья волна - начало 90-х 95-е. После 95 - четвертая волна.


1. Характеристика

Фрагменты композиций, которые относят к Блэк-метал

В музыкальном отношении Блэк-метал характеризуется рядом особенностей. Верхние частоты доминируют над низкими и средними, создавая специфический "металлический" звук.

Широко применяются сильно дисторцийовани электрогитары, часто играют быстрым тремоло - это отличает сорт от дез-метала, где характерный прием Palm muting. Вокал обычно очень высокий (скриминг), встречаются вставки низкого рикливого вокала - гроулинга. Подобное звучание часто определяется как raw black metal (от raw - "сырой") и считается эталонным.

На ударных также используется быстрая игра, нередко вовлекаются бас-барабанов, использование техник blast beat D-beat. Некоторые группы вместо живых ударников привлекают драм-машины.

Бас-гитара и клавишные играют вспомогательную роль в классическом блэка, это отличает направление от симфонического металла.

Формообразования присуща повторяемость мелодических мотивов и относительная простота произведений. На ранней стадии своего развития композиции блэк-металла не были обременены стремлением качества, а следовательно характеризовались наплевательское звучанием. В более поздний период большинство групп блэк-металла развили свою музыкальную мастерство и вернулись к истокам важкометалевои музыки.

В текстах песен доминируют сатанични, антихристианские, языческие и оккультные мотивы. Реже появляется военная тематика, мизантропия и, порой, апокалиптичнисть.

Одной из форм экспрессии направлении является так называемый корпспейнт - особый вид черно-белого макияжа, производит впечатление демоничности членов коллектива, как и символизирует их борьбу против христианства.


2. Ответвления блэк-металла

Со временем появилось много ответвлений направлении. Родоначальников блэк-метала считают прото блэк-металом, в частности это Bathory, Celtic Frost, Hellhammer, Mercyful Fate, Sodom, Venom, Sarcofago.

Примитивный блэк-метал конца 1980-х годов называют Примитив-блеком и считают представителями Blasphemy, Beherit, Archgoat, Abhorer

Радикальный, наиболее "чистый" блэк-метал называют тру блэк ( англ. True Black metal ). Слово "Тру" в среде поклонников блэк-метал чаще характеризует идеологическую верность группы идеологии блэк-металла, тогда как группа, отошел от сатаничнои идеологии расценивается "не искренним". Родоначальниками считаются группы Mayhem, Tormentor, Burzum, Darkthrone. Типичные представители: Carpathian Forest, Gorgoroth, Satyricon (первые 3 альбома), M?tiilation, Lucifugum, Enthroned, Judas Iscariot, Corpus Christii, Dark Funeral и другие.

Мелодический блэк-метал ( англ. Melodic black metal ) Хотя и сохраняет присущие вокальные манеры гроулинг и скриминг, отличается от традиционного меньшим использованием дисторшованих звучаний, усложненной структурой и превалированием "атмосферных" клавишных. Мелодический блэк-метал близок готическом металла. Родоначальниками считаются группы Dimmu Borgir, Dissection.

Симфонический блэк-метал ( англ. Symphonic Black metal ) Подобно мелодическом широко привлекает клавишные инструменты, а иногда и оркестровые аранжировки и женский вокал, однако сохраняет гитарные тремоло и бласт-бит. Родоночальикамы считают группы Emperor, Sariola, Limbonic Art, Dimmu Borgir, Cradle of Filth.

NSBM национал-социалистический блэк-метал ( англ. National Socialist black metal ) Определяется тематикой текстов, идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм, сочетаясь, как правило с сатаничнимы и языческими мотивами. Группы этого уровня является частью субкультуры музыкального андеграунда, не известные широкому кругу слушателей и часто имеют ограничения на свободное распространение в связи с цензурой. Absurd, Nokturnal Mortum, Graveland.

Языческий блэк-метал, Паган блэк-метал ( англ. Pagan Black metal ) Отходит от сатаничних мотивов однако сохраняет враждебное отношение к христианству, также роднится с NSBM расистскими мотивами.

Викинг-блэк ( англ. Viking Black metal ) - Объединяет блэк-метал с викинг металлом. Тексты повествуют о древних битвы северных воинов с захватчиками, характерно обращение к битве рагнарьок. Родоначальником считается норвежский группа Bathory.

Депрессивный блэк-метал, а также атмосферное и ебмиентний разновидности блэк-метала характеризуются менее агрессивными, а более атмосферными звучаниями. Депрессивный блэк также отличается истерическим надрывным вокалом, в тематике текстов - отчаяние, апатия, самоубийство. Среди родоначальников - Burzum, Abyssic Hate. Среди представителей атмосферного блэк-металла - группы Summoning, Drudkh

Индастриал блэк-метал ( англ. Industrial Black metal ) Представляет собой индастриал металл, в который добавляются элементы Блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг как основной тип вокала и типичные для блэк-метала тексты. Среди представителей - группы ... and Oceans, Samael

Пост-блэк-метал ( англ. Post-Black metal ) Возник в середине 1990-х и характерный осложненными структурами, в частности привлечением полифонии, используются и элементы других музыкальных направлений, от индастриала к классической музыке. Пост-блэк-метал иногда называют авангардным блэк-металом и сравнивают с авангардным металлом. Среди представителей - группы Blut aus Nord, Sigh, Mayhem, Arcturus.

Христианский блэк-метал ( англ. Unblack metal или англ. christian black metal ) Возник 1994 года как противопоставление антихристианской тематике блэк-металла. Идеологически это течение продолжает белый металл, однако в большей степени сохраняет свойственные традиционному блэк-металла музыкальные черты, что делает его весьма противоречивым и неоднозначно оцениваемым слушателями.

RABM, Красный и анархистский блэк метал ( англ. Red & Anarchist Black Metal ) Возник на начале 2000-х благодаря канадской группе Iskra, несет определенный идеологический характер (левые и лево-радикальные политические идеи, социальный протест, зеленый анархизм, атеизм, антифашизм и т.п.), частично является ответом засилью NSBM на сцене блэк металла. Для звучания характерны определенная "Припанкованисть", смесь стилей black metal и crust, также известная под названием blackened crust. Самые известные представители: Iskra, Panopticon, Sorgsvart, The Dead Musician, Wolves in the Throne Room.


3. Представители


3.1. В Украине

  • Molphar (Львов)
  • Drudkh (Харьков)
  • Nokturnal Mortum (На альбомов 2009 года приблизились к Паган-метал)
  • Hate Forest (Харьков)
  • Lucifugum (Житомир, теперь Николаев)
  • Лютомысл (Житомир)
  • Gromm (Чернигов)
  • Khors (Харьков) (На поздних альбомах - дарк-метал)
  • Astrofaes (Харьков)
  • Knell (Киев) (близки к Паган-метал)
  • Semargl (Киев) (блэк-металл только на первых альбомах)
  • Underdark (Харьков)
  • Blood of Kingu (Харьков)
  • Dragobrath (Львов)
  • Capitollium (Львов)
  • Great Horn (Нежин)
  • Коса (Житомир)
  • Lamia Culta (Львов)
  • Kurgan (Херсон)
  • Lugburz Sleed (Чернигов)
  • Selvmord (Донецк)
  • Dub Buk (Харьков)
  • Ossadogva (Кременчуг)
  • Reusmarkt (Запорожье, теперь Ужгород)
  • Balfor (Луганск, теперь Киев)
  • Кродо (Львов)
  • Vermis Mysteriis (Мариуполь)
  • Balance Interruption (Киев)
  • Dead Christ Cult (Николаев)
  • Xul (Запорожье)

И многие другие ...


Литература

  • Moynihan, Michael. Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground. Venice: Feral House, 2006. ISBN 0-922915-48-2
  • Kahn-Harris, Keith. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. Oxford: Berg, 2006. ISBN 978-1-84520-399-3
  • (Source: Christe, Ian. Sound of the Beast: the Complete Headbanging History of Heavy Metal. New York, NY: Harper Collins, 2004.)