Блэк-метал или просто блэк ( англ. Black metal , От англ. black - "Черный"; норв. svartmetall ) - Музыкальное направление, один из экстремальных видов металла.
Блэк-метал появился в начале 1980-х, а первым альбомом направления считается "Black Metal" группы Venom (1982), от которого и происходит название, хотя нередко основоположником считают группа Bathory. В истории блэк-металла выделяют четыре волны. К первой относят ?прото?-блэк-метал, самые известные представители которого - Venom, Sodom (раннее), Bathory, ко второй - группы, окончательно сформировали направление в 85-90-х (в первую очередь, норвежские и шведские). Третья волна - начало 90-х 95-е. После 95 - четвертая волна.
1. Характеристика
-
"Hades" описание файла группы Bathory с одноименного альбома
-
"In conspiracy with Satan" описание файла группы Bathory с одноименного альбома
В музыкальном отношении Блэк-метал характеризуется рядом особенностей. Верхние частоты доминируют над низкими и средними, создавая специфический "металлический" звук.
Широко применяются сильно дисторцийовани электрогитары, часто играют быстрым тремоло - это отличает сорт от дез-метала, где характерный прием Palm muting. Вокал обычно очень высокий (скриминг), встречаются вставки низкого рикливого вокала - гроулинга. Подобное звучание часто определяется как raw black metal (от raw - "сырой") и считается эталонным.
На ударных также используется быстрая игра, нередко вовлекаются бас-барабанов, использование техник blast beat D-beat. Некоторые группы вместо живых ударников привлекают драм-машины.
Бас-гитара и клавишные играют вспомогательную роль в классическом блэка, это отличает направление от симфонического металла.
Формообразования присуща повторяемость мелодических мотивов и относительная простота произведений. На ранней стадии своего развития композиции блэк-металла не были обременены стремлением качества, а следовательно характеризовались наплевательское звучанием. В более поздний период большинство групп блэк-металла развили свою музыкальную мастерство и вернулись к истокам важкометалевои музыки.
В текстах песен доминируют сатанични, антихристианские, языческие и оккультные мотивы. Реже появляется военная тематика, мизантропия и, порой, апокалиптичнисть.
Одной из форм экспрессии направлении является так называемый корпспейнт - особый вид черно-белого макияжа, производит впечатление демоничности членов коллектива, как и символизирует их борьбу против христианства.
2. Ответвления блэк-металла
Со временем появилось много ответвлений направлении. Родоначальников блэк-метала считают прото блэк-металом, в частности это Bathory, Celtic Frost, Hellhammer, Mercyful Fate, Sodom, Venom, Sarcofago.
Примитивный блэк-метал конца 1980-х годов называют Примитив-блеком и считают представителями Blasphemy, Beherit, Archgoat, Abhorer
Радикальный, наиболее "чистый" блэк-метал называют тру блэк ( англ. True Black metal ). Слово "Тру" в среде поклонников блэк-метал чаще характеризует идеологическую верность группы идеологии блэк-металла, тогда как группа, отошел от сатаничнои идеологии расценивается "не искренним". Родоначальниками считаются группы Mayhem, Tormentor, Burzum, Darkthrone. Типичные представители: Carpathian Forest, Gorgoroth, Satyricon (первые 3 альбома), M?tiilation, Lucifugum, Enthroned, Judas Iscariot, Corpus Christii, Dark Funeral и другие.
Мелодический блэк-метал ( англ. Melodic black metal ) Хотя и сохраняет присущие вокальные манеры гроулинг и скриминг, отличается от традиционного меньшим использованием дисторшованих звучаний, усложненной структурой и превалированием "атмосферных" клавишных. Мелодический блэк-метал близок готическом металла. Родоначальниками считаются группы Dimmu Borgir, Dissection.
Симфонический блэк-метал ( англ. Symphonic Black metal ) Подобно мелодическом широко привлекает клавишные инструменты, а иногда и оркестровые аранжировки и женский вокал, однако сохраняет гитарные тремоло и бласт-бит. Родоночальикамы считают группы Emperor, Sariola, Limbonic Art, Dimmu Borgir, Cradle of Filth.
NSBM национал-социалистический блэк-метал ( англ. National Socialist black metal ) Определяется тематикой текстов, идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм, сочетаясь, как правило с сатаничнимы и языческими мотивами. Группы этого уровня является частью субкультуры музыкального андеграунда, не известные широкому кругу слушателей и часто имеют ограничения на свободное распространение в связи с цензурой. Absurd, Nokturnal Mortum, Graveland.
Языческий блэк-метал, Паган блэк-метал ( англ. Pagan Black metal ) Отходит от сатаничних мотивов однако сохраняет враждебное отношение к христианству, также роднится с NSBM расистскими мотивами.
Викинг-блэк ( англ. Viking Black metal ) - Объединяет блэк-метал с викинг металлом. Тексты повествуют о древних битвы северных воинов с захватчиками, характерно обращение к битве рагнарьок. Родоначальником считается норвежский группа Bathory.
Депрессивный блэк-метал, а также атмосферное и ебмиентний разновидности блэк-метала характеризуются менее агрессивными, а более атмосферными звучаниями. Депрессивный блэк также отличается истерическим надрывным вокалом, в тематике текстов - отчаяние, апатия, самоубийство. Среди родоначальников - Burzum, Abyssic Hate. Среди представителей атмосферного блэк-металла - группы Summoning, Drudkh
Индастриал блэк-метал ( англ. Industrial Black metal ) Представляет собой индастриал металл, в который добавляются элементы Блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг как основной тип вокала и типичные для блэк-метала тексты. Среди представителей - группы ... and Oceans, Samael
Пост-блэк-метал ( англ. Post-Black metal ) Возник в середине 1990-х и характерный осложненными структурами, в частности привлечением полифонии, используются и элементы других музыкальных направлений, от индастриала к классической музыке. Пост-блэк-метал иногда называют авангардным блэк-металом и сравнивают с авангардным металлом. Среди представителей - группы Blut aus Nord, Sigh, Mayhem, Arcturus.
Христианский блэк-метал ( англ. Unblack metal или англ. christian black metal ) Возник 1994 года как противопоставление антихристианской тематике блэк-металла. Идеологически это течение продолжает белый металл, однако в большей степени сохраняет свойственные традиционному блэк-металла музыкальные черты, что делает его весьма противоречивым и неоднозначно оцениваемым слушателями.
RABM, Красный и анархистский блэк метал ( англ. Red & Anarchist Black Metal ) Возник на начале 2000-х благодаря канадской группе Iskra, несет определенный идеологический характер (левые и лево-радикальные политические идеи, социальный протест, зеленый анархизм, атеизм, антифашизм и т.п.), частично является ответом засилью NSBM на сцене блэк металла. Для звучания характерны определенная "Припанкованисть", смесь стилей black metal и crust, также известная под названием blackened crust. Самые известные представители: Iskra, Panopticon, Sorgsvart, The Dead Musician, Wolves in the Throne Room.
3. Представители
- Abazagorath
США
- Abruptum
Швеция
- Dimmu Borgir
Норвегия
- Satyricon
Норвегия
- Immortal
Норвегия
- Marduk
Швеция
- Darkthrone
Норвегия (Раннее творчество со второго альбома, позже добавили в музыку элементы панка)
- Burzum
Норвегия (Альбомы второй половины 90-х - в направлении эмбиент)
- Behemoth
Польша
- Gorgoroth
Норвегия
- Emperor
Норвегия
- Mayhem
Норвегия
- Bathory
Швеция (Считается одним из родоначальников направления, поэтому музыка не полностью вписывается в общую картину блэк-метал)
- Dark Funeral
Швеция
- Carpathian Forest
Норвегия
- Rotting Christ
Греция (На первых записях играли грайндкор, на поздних - существенные примеси готического металла)
- 1349
Норвегия
- Anaal Nathrakh
Великобритания (Смесь из грайндкор)
- Venom
Великобритания (Одни из родоначальников, поэтому их музыка ближе к трэш-метала)
- Dissection
Швеция (Смесь из дет-металлом)
- Samael Швейцария (Блэк-метал лишь на ранних записях и альбоме 2009 года, остальные - индастриал-метал)
- Umbrtka Чехия
3.1. В Украине
- Molphar (Львов)
- Drudkh (Харьков)
- Nokturnal Mortum (На альбомов 2009 года приблизились к Паган-метал)
- Hate Forest (Харьков)
- Lucifugum (Житомир, теперь Николаев)
- Лютомысл (Житомир)
- Gromm (Чернигов)
- Khors (Харьков) (На поздних альбомах - дарк-метал)
- Astrofaes (Харьков)
- Knell (Киев) (близки к Паган-метал)
- Semargl (Киев) (блэк-металл только на первых альбомах)
- Underdark (Харьков)
- Blood of Kingu (Харьков)
- Dragobrath (Львов)
- Capitollium (Львов)
- Great Horn (Нежин)
- Коса (Житомир)
- Lamia Culta (Львов)
- Kurgan (Херсон)
- Lugburz Sleed (Чернигов)
- Selvmord (Донецк)
- Dub Buk (Харьков)
- Ossadogva (Кременчуг)
- Reusmarkt (Запорожье, теперь Ужгород)
- Balfor (Луганск, теперь Киев)
- Кродо (Львов)
- Vermis Mysteriis (Мариуполь)
- Balance Interruption (Киев)
- Dead Christ Cult (Николаев)
- Xul (Запорожье)
И многие другие ...
Литература
- Moynihan, Michael. Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground. Venice: Feral House, 2006. ISBN 0-922915-48-2
- Kahn-Harris, Keith. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. Oxford: Berg, 2006. ISBN 978-1-84520-399-3
- (Source: Christe, Ian. Sound of the Beast: the Complete Headbanging History of Heavy Metal. New York, NY: Harper Collins, 2004.)