Надо Знать

добавить знаний



Бобы



Розлущений боб
Бутерброды с бобами и яйцами

Бобы - растение, в Европе культивировалась с очень давних времен и принадлежала к так называемым тотемных растений, которых культ был особенно распространен на юге Европы.

Тотемное растение или животное, считалось у древних людей за Кревняки того или иного рода, в ней то род возрождается и символизируется. В Риме, например, существовал род Фабии, - то есть Бобби, что, очевидно, выводили свой ​​род от той растения, была когда-то у них тотемом. Тотемное растение, или зверей, членам этого рода, что вязал себя с ней, не только нельзя было есть (кроме. Специальных дней) (запрет есть бобовые существовала в древних египтян, в питагорийцив и в части римлян), - или в тот или иной способ погубить. ( Пифагор хотел дать себя убить, чем спастись, убегая от врагов через поле бобов, которые должен попрать), но даже и называть.

Интересно, что у нас существовала в свое время запрет упоминать бобы на Рождество, мол, "бросаться Гелка на шее" (Зап. Юж. Зап. Отд,, 11, 381).

В тотемных народов часто встречаем верования, души покойников входят в тотемное растение или животное, поэтому один орфический стихотворение утотожнював поедания бобов, с поеданием председателей родственников, Кревняки. Но с другой стороны, из него верования развилось и верования в охранительную силу бобов: в древнем Риме, во время праздника Лемурий (праздники мертвых), каждый отец семейства должен был идти полуночи до ближайшего источника колодца, или водопою, и делать обрядовое омовение. Возвращаясь назад, он должен был бросать, не оглядываясь, через голову бобы, которые перед тем держал во рту. Ударяя в медные, он восклицал десять раз: - "Тень такого-то. Иди прочь!"

Замечает, что у нас бобы считали охранным средством против нечистой силы и поэтому в ночь под Ивана Купала рвали, вместе с другим охранным зельем, и бобы: "В моем купайло кустик Бобко, бросило бы ведьму в болезнь" (Сумцов в "Киев. Стар." 1889, VIII).

Плачкам в Украине в древние времена платили за плач по покойнику бобами: - "Скорблю, скучаю по решето боба, - дадут или не дадут Да мои слезы даром пропадут" (Зап НТШ. Т. 132, ст. 8).

Этот обычай тоже надо поставить в связь с древними римскими верованиями и обычаями праздников Лемурий и Парентелий (праздников умерших родственников), по которым бобы принадлежат покойникам. Римляне считали, что бобы носят на себе знак траура (Ваккай: "Святая древних римлян", ст. 78). И у нас на Гуцульщине, под Рождество, перед самой ужином, на котором бобы должны быть первым блюдом (Матф. Укр. ЕТН. НТШ, VII, 11) хозяйка "принимает боба в руку и бросает его по четырем углам комнаты. Это все - ангелам и умершим душам , что в эту ночь приходят поживиться "(Матф. Укр. ЕТН., НТШ, VII, 14).

В связи с древними тотемистическими верованиями надо поставить и выражение, находим среди сербов и наших людей в Галичине о беременной женщине, что она, мол, - "наелся боба" (Матф. Укр. ЕТН., НТШ, XVIII, ст. 94). Здесь боб выступает как символ оплодотворения. Видимо, и верования, бобы способствуют росту ребенка, тоже сюда относятся: "Как бы нашел боб на дороге и дал ребенку съесть, быстро научилась бы ходить" (Матф. Укр. Э НТШ, XV, ст. 101). Здесь, правда, логическое ударение ставится на "ходить", ибо мысли ассоциируются с "дорогой", но нет сомнения, настоящая, главная идея, скрытая в этом веровании, лежит собственно в возможности быстрого физического развития, роста ребенка, благодаря которому ребенок начнет быстро ходить.


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам