Надо Знать![]() | Боб Марли
Боб Марли (Bob Marley), настоящее имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley; 6 февраля 1945, Санкт-Энн, Ямайка - 11 мая 1981, Майами, Флорида, США) - культовая фигура, выдающийся исполнитель регги, первый артист Ямайки, который сумел добиться международного признания. В своих песнях он рассказывал о трудностях и ежедневной борьбе народа Ямайки, создавая портреты людей угнетенных и обделенных, но искренних, светлых, одухотворенных, что было неисчерпаемым источником их силы. Его талант и темперамент оставили яркий след в творчестве многих поколений этнических музыкантов. Благодаря ему солнечная музыка Ямайки стала неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры. Родился 6 февраля 1945 года в селе Найн-Майл (Nine-Mile), провинция Святая Анна, Ямайка. Его отец, Norval Sirclay Marley, служил офицером морского флота, когда познакомился с 18-летней туземной девушкой, будущей матерью Боба Марли. Слишком большая разница в возрасте и социальном статусе не принесла этой семье счастья. Роберт был еще ребенком, когда остался без отца. После нескольких лет жизни в Найн Майлз 14-летним подростком он отправился на поиски счастья в Кингстон, столицу Ямайки. Роберт стал учеником местного певца Джо Хиггса (Joe Higgs) и тогда же познакомился и близко сошелся с Невиллом О'Райли Ливингстоном (Neville O'Riley Livingstone), по прозвищу Банни (Bunny). Сблизила их, причем на долгие годы, конечно же, любовь к музыке. В 1962 году Боб Марли записал первый сингл "Judge Not", но, не сумев поделить гонорар с продюсером Лесли Конгом (Leslie Kong), порвал с ним отношения. В 1963 - Марли собрал свой первый ансамбль, который назвал Teenagers. Участниками группы были Питер Тош (Peter Tosh), Банни Ливингстон, Джуниор Брейсвейт (Junior Braithwaite), Бенерли Келсо (Benerly Kelso) и Черри Смит (Cherry Smith). Группа не раз менял название, назывался Wailing Rudeboys, пока наконец не превратился в The Wailers. Вскоре в легендарной Studio One команда уже записывала свою первую серьезную работу - сингл "I'm Still Waiting" с продюсером Коксон Доддом (Coxsone Dodd). В начале 1966 года, несмотря на первоначальный успех и около 70 уже готовых песен, участники Wailers разбежались кто куда. В феврале Боб Марли женился Ритой Андерсон (Rita Anderson), вокалисткой группы Soulettes, и перебрался с ней в США, где жила его мать. Молодые семейство поселилось в Нью-Йорке, и Боб нашел работу на фабрике. Его энтузиазма едва хватило на полгода. Вернувшись в октябре 1966 года на Ямайку, он реанимировал Wailers при участии Ливингстона и Тоша. Все трое музыкантов к этому времени примкнули к растафарианив, адептов доминирующей на Ямайке вере Rastafari, что значительно повлияло на мировоззрение Боба Марли и все его музыкальное творчество. В 1968 году Wailers наладили отношения с продюсером Дэнни Симсом (Danny Sims) и записали с ним массу нового материала, хотя их сотрудничество продлилось всего год. Его заменил Ли "Скретч" Перри (Lee "Scratch" Perry), под руководством которого музыканты сделали новые версии известных своих песен: "My Cuр", "Duppy Conqueror", "Soul Almighty", "Small Ахе" и других. С помощью бэк-группы Upsetters, привлекавший Ли Перри, в этот период Wailers придали звучанию регги те характерные черты, которые позволили ему уверенно выйти на мировой музыкальный рынок: оригинальные ритмы, мощный вокал и изобретательное продюсирование. Музыканты Upsetters, басист Эстон Барретт (Aston "Family Man" Barrett) и его брат, барабанщик Карлтон Барретт (Carlton Barrett) в 1970 году влились в ряды Wailers. Через год команда основала собственный независимый лейбл Tuff Gong и успела выпустить несколько синглов, прежде чем отправиться в Лондон, где были узаконены их отношения с компанией звукозаписи Island Records, которая взяла под свою опеку новосозданный лейбл. Альбом 1973 года " Catch a Fire ", дебют на Island Records, был в то же время и первый альбом группы, изданным за пределами Ямайки. Пластинка принесла Wailers удачу, интерес к регги обнаружили меломаны за пределами Ямайки, что подтвердили гастроли группы в Америке и Великобритании. Wailers продолжали завоевывать европейскую и американскую аудитории, выступая на разогреве у таких ведущих артистов, как, например, Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Укусив первых плодов настоящего успеха, Ливингстон и Тош решили отправиться в сольное плавание. Боб Марли продолжил творческую карьеру, заручившись поддержкой трио I - Threes, в котором, кроме его жены Риты Марли, играли также Марсия Гриффит (Marcia Griffith) и Джуди Моватт (Judy Mowatt). Коллектив Марли с заново перетасованным составом получил название Bob Marley and the Wailers. Они продолжали много ездить с концертами до 1975 года, когда подошло время разобраться с накопленным материалом. Из новых наработок вышел крепкий альбом "Natty Dread" (1975), первый в карьере группы финалист британский Тор 40 и американский Тор 100. Самым эффектным номером на альбоме был сингл "No Woman, No Cry", классический образец творчества Марли, поднявшийся на первую позицию английского чарта. Триумфом Bob Marley and the Wailers в Великобритании стали два шоу в лондонском зале Lyceum Ballroom, прошедшие с большим ажиотажем. Блестяще отыграв концерты для зрителей всех рас и оттенков кожи, по материалам двух выступлений группа подготовила концертный альбом "Live" (1975). Популярность экзотического команды росла по нарастающей, подкрепляемая все более высоким качеством новых релизов. В 1976 году пластинка "Rastaman Vibration" стремительно взлетела в чартах многих стран мира, попав в Тор 10 США. Сингл "Roots, Rock, Reggae" покорил Тор 40 R & B-чарта США. Игнорировать это явление, занявшее свою уникальную нишу в поп-мейнстими, было уже невозможно. Важным свидетельством признания стало звание лучшей группы 1976 года по результатам опроса читателей журнала "Rolling Stone". По мере роста интереса к творчеству чернокожего музыканта в мире, менялось и отношение к нему на родине. Боба Марли начали воспринимать как культовую фигуру, национальный символ, почти мифический персонаж, каждое слово которого подхватывалось и передавалось из уст в уста. В 1977 году появился блестящий альбом Bob Marley AND The Wailers "Exodus", кульминационная точка в карьере артиста. По всему миру разлетелись хиты " Jamming "," Waiting in Vain "," One Love / People Get Ready ", а сингл" Exodus "стал высшим достижением команды в американских рейтингах продаж, отметив в Тор 20 чарта R & B. В создании альбома участвовал расширенный коллектив музыкантов, который включал, кроме фронтмена и трио I-Threes, и братьев Баррета и лид-гитариста Джулиана "Джуниора" Марвина (Julian (Junior) Marvin). Через год Марли представил еще один LP "Kaya" ( 1978), включавший яркие композиции "Is This Love" и "Satisfy My Soul". В Великобритании диск приняли великолепно, он отметился в первой пятерке национального рейтинга продаж, а сингл "Is This Love" зафиксирован в английском Тор 10. В США интерес к альбому был гораздо ниже, в эфире американских радиостанций к этому времени доминировали диско и новая волна. Новый студийный лонг-плей "Survival" Марли записал в 1979 году. Британские поклонники команды гарантировали ему попадание в Тор 20. В июне 1980 года свет увидел 12-й альбом артиста - "Uprising", что в переводе означает "восстание". Диск стал следующим коммерческим успехом музыканта, в первую очередь в Великобритании. Альбом "Uprising", и хит-сингл "Could You Be Loved" покорили Тор 10. Последнее восстание Боба Марли закончилось трагически. Открыв большое мировое турне великолепным выступлением в только что освобожденном Зимбабве, Bob Marley and the Wailers начал объезжать страну за страной, причем с огромным успехом. Например, их концерт под открытым небом в Милане собрал более 100 тысяч зрителей. С не меньшим восторгом музыканта приветствовали на Ямайке, но из-за плохого самочувствия он не смог сыграть на родине все запланированные концерты. Весной 1981 году команда приехала в Соединенные Штаты. Во время шоу в нью-йоркском Central Park артист прямо на сцене потерял сознание. В госпитале выяснилось, что у него тяжелая форма рака - болезнь зашла слишком далеко. Боб Марли ушел из жизни 11 мая 1981 года. Ему было 36 лет. Его смерть и конец карьеры The Wailers не остановили новую волну интереса к творчеству этого гениального сына Ямайки. Рита Марли, которая всю жизнь поддерживала и сопровождала мужа, после его смерти попыталась начать сольную карьеру. Некоторые ее песни, например, "One Draw", "Many Are Called" и "Play Play", обратили на себя внимание меломанов, но к середине 80-х она почти полностью отошла от шоу-бизнеса и посвятила себя семье - ведь за годы музыкальной активности Боба Марли Рита параллельно с концертами и студийными записями успела родить семерых детей. Дэвид, старший сын Боба Марли, известный больше как Ziggy, достаточно успешно выстроил свою артистическую карьеру и стал популярным поп-исполнителем, возглавляя группу Melody Makers. Это семейный "бизнес": в коллективе привлечены еще трое детей Боба Марли - Седелея (Cedelia), Стивен (Stephen) и Шэрон (Sharon). Сингл Melody Makers 1988 года "Tomorrow People" покорил Тор 40 США, превзойдя все достижения самого короля регги. Еще трое отпрысков Боба Марли - Дэмиан (Damian), Джулиан (Julian) и Кай-Мани (Ky-Mani), тоже выбрали музыкальную карьеру. Дискография
Также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |