Надо Знать

добавить знаний



Бовшив


Бовшив (Ивано-Франковская область)

План:


Введение

Ambox style.png
Этой необходимо предоставить энциклопедического стиля.
Помогите переписать ее по правилам Википедии !
.
Question book-4.svg
Эта статья не содержит.
Вы можете помочь улучшить эту статью, добавив ссылки на надежные источники. Материал без источников может быть подданным сомнению и удален.


Бовшив - село Галицкого района Ивано-Франковской области, которое находится в 32 км севернее Ивано-Франковская, в 11 км от Галича. Расположен на берегу реки Гнилая Липа, левой притоки Днicтpa, и у подножия Кассовой горы, которых 10 км от районного центра. Делится на тaкi части: Вигiн, Горб, Дворище, Угол 1 i Угол 2, Оболоня, Пiдгай 1 i Пiдгай 2, оснований, Середiвка.

Через населенный пункт проходит автодорога Заднicтрянське - Бiльшiвцi.

На 1 января 2001 года в Бовшевi проживало 1565 лиц, налiчувався 591 двор. Типовые фамилии жителей: Барткiв, Вiльчик, Ворончук, Курдидик, Курляк, Мартинiв, Мурафа, Паук, Цимбалicтий, Шувар.

Бовшив относится к древнейших поселений Галичского района (1153 г.)


1. Происхождение названия

Относительно происхождения названия "Бовшив", в селе до сих пор бытует легенда о пристань, которая отождествляется с летописных "Большим причалом". Однако обмiлiння и Днicтра и Гнилой Липы, способствовало заникненню первоначальной названия: сохранился только первый компонент "большой", который позже перетрансформувавсь в Болшево (Бовшева, Бовшiв). И действительно в северной части села - и вупритул до старого русла Гнилой Липы - находятся поныне остатки длинных насыпи, возле которого обнаружено вкопанi в землю срезанные стволы дуба со времен строительства плотины Бурштынской ГРЭС. Поэтому исследователи и считают, что в окрестности размещался сейчас позабытый Большой причал.

Краевед М. Миронюк предложил другую вepciю ​​образования топонiму Бовшiв: название села следует связывать с древними двучленным славянскими именами типа Большеслав, Большемир, Большегост, которые имели усiчену форму - Больш (Болшое), а позже i Бовшив. А учитель Бовшiвськои школы И. Калитчук констатирует, что название населенного пункта указывает на размеры села в древности.


2. Заселение местности человеком

Хотя знаxiдкы первый следов человека на территории села относятся к эпохе мезолита (Х-VI тыс. до н. Н.э.), на этой территории поочередно находили себе пристанище нociи 15 археологических культур. В VII-VI тыс. до н.э., здесь проживали племена раннего железного века, на смену им в IV-III тыс. до н. е. пришли переселенцi из южных районов Поднicтровья - оставленное ими поселения ученые относят к пiдкарпатськои культуры шнуровой керамики.

В 60-х гг. в заводи Гнилой Липы на небольшом возвышении (ур. Дворище) археологи наткнулись на следы трипольской поселения, которое датируется 3000-2250 гг. е. После трипiльцiв территорию современного Бовшева осваивают представители кельтськоiи культуры (кiн. 1 тыс. до н. н.э.), которые жили в земляночное жилье, одно из которых было обнаружено во время раскопок: в землянке найдены типичные кельтськi ребристi сiтулы, амфоровиднi вазы, горшки со суженной шейкой, миски i много лепной посуды с типичным кельтским орнаментом.

На многослойном поселении Бовшiв I в 1962-1964 гг археологи В. Баран и Л. Крушельницкая обнаружили следы проживания представителей позднего этапа комapiвcькoи культуры (1500-700 гг. Н.э.) и культуры Ноа (ХШ-ХI вв. До н . н.э.). Долгое время оба племена спiвicнувалы рядом, но впоследствии нociи культуры Ноа витicнилы своих cyciдiв, а часть из них асимiлювалы.

В Х-УИИI ст. до н. е. территорию Бовшева заселяют племена голiградськои культуры фрaкiйського гальштата. Исследователи предполагают, что упомянутые племена этнической повьязaнi с учредителями гальштатского поселения в районе верхнего Надтисся - i что именно оттуда следует выводить их происхождение. Археологи также обнаружили на территории населенного пункта находки, относящиеся культурам черепинско-лагодiвськои группы (кон. VII - V вв. До н. Н.э.), эпохи раннего железного века и поморськiй (кiн. IV-II вв. До н. Э ). Однако недостаточная количество найденных материалов исключает возможность полной характеристики этих малоизученных культур. В 1962 г. Л. Крушельницкая открыла на левом берегу Гнилой Липы поблизости Бовшева следы життедiяльностi племени латенской культуры (П-I вв. До н. Э), носителями которой, очевидно, были дакийськi племена, пришедшие с территории современной Pyмyнiи.

Значительную цiннicть для славянской археологии составляет поселение липицкой культуры (I-III ст. Н. Э), представители которой занимались земледелием (о чем свидетельствуют долгосрочные жилья i наявнicть крупных хозяйственных ям) и скотоводством. Большинство ученых считают иx ответвлением одного из дакийских племен.

За 2 года (1962-1964) на поселении Бовшiв археологи исследовали территорию площадью 2700 кв., На которой вiднайшлы 8 жителей-землянок, 47 хозяйственных ям i 19 очагов, собрали большую коллекцию лiпнои и гончарной керамики. В уникальных находок ученые относят пальчато бронзовую фiбулу. Уci эти памятники принадлежат носителям черняxiвськои культуры (III-V вв. Н. Н.э.).

В связи со строительством Бурштынской ГРЭС львовские археологи в 1960-1964 гг провели исследование на обоих берегах р Гнилой Липы, где обнаружили жилья с достаточно количеством улaмкiв лiпного посуды, типичного для культуры пражского типа (VI-VII вв.). Тогда же на правом берегу реки в урочище Сулива В. Баран i Р. Чайка раскопали жилищно-напiвземлянку с глиняной печью, две хозяйственные постройки, четыре ямы и пять наземных печей, датированных XI-XIII вв. Среди находок особенно выделялась иконку "Благовещение" (ХI в.). Возможно, именно это древнерусское поселение и дало начало Бовшева.

Название с. Бовшив происходит от древнего Болшево, т.е. поселения, которое отмечалось своей величиной. А по легенде, которая здесь ходит, поселение было розкинуте и лежало между полноводными реками Днестром и Гнилой Липой и, следовательно, было Большим причалом. Впоследствии воды Днестра изменили свое русло, "отошли" от поселения и хотя слово "причал" ушло в забвение, признак величины осталась как наименование поселения Болшево. В отдельные времена поселения настолько уменьшалось, что к названию Бовшив добавляли слово "малый" - Малый Бовшив.

Так говорит купчая грамота за 8 марта 1402, по которой некая помещица Агнета подарила "свою деревню Малый Бовшив в Галицком уезде архиепископу Иакову стреп". Такие полезные сведения о селе, выросшее на перекрестке дорог: Галицкого гостинец и водного пути на Днестре. Впервые упоминается с. Бовшив в Ипатьевской летописи за 1152 на 453 странице.

В те времена на Руси было неспокойно - это период феодальной раздробленности и междоусобной вражды. Удельные князья не всегда подчинялись стольному граду Киеву, во главе которого стоял Изяслав Ярославович. Он прислал в Галич своего боярина Петра Борисовича, чтобы Владимир Володарович, Галицкий князь, отдал Погоринская волость на Волыни. За эти земли началась между ними спор уже давно и те земли часто переходили из рук в руки. Тогда же побежден Владимирко был вынужден подписать соглашение о примирении и возвращение этой волости Изяславу, но прошел год, а Владимирко не думал выполнять это решение. Галицкое княжество крепло. Князь Владимирко, после того, как жестоко подавил восстание галичан, наложил новые налоги на простой люд, на крестьян-смердов, ремесленников, хорошо почувствовали на себе и жители поселения Бовшевi и других близлежащих к Галичу сел, и щедро награждал бояр, которые поддерживали его и с каждым днем ​​чувствовал себя увереннее. Поэтому, когда к нему явился посол от Изяслава, он отверг требование киевского князя и отказался отдать вышеупомянутую землю Изяславу. Галицкое княжество крепло. Князь Владимирко, после того, как жестоко подавил восстание галичан, наложил новые налоги нв простой люд, на крестьян-смердов, ремесленников, хорошо почувствовали на себе и жители поселения Бовшева и других близлежащих к Галичу сел, и щедро награждал бояр, которые поддерживали его . Поэтому, когда к нему явился посол от Изяслава, он отверг требование киевского князя и отказался отдать вышеупомянутую землю Изяславу. Владимирко Володарович уже болел сердцем, а характером был страстный. Он пренебрежительно выслушал посла и не только отверг требование князя Изяслава, но и надругался над послом Петром Борисовичем, ибо когда-то заставил князя Владимира целовать крест, то поклясться в том, что отдаст киевскому князю Погоринская волость.

И пошел посол Петр к своему князю без ничего, поскольку дело шло к вечеру, он переправился через Днестр и заночевал в Бовшив.
Владимирко, отправив посла, знал, что с прибытием цого в Киев, князь Изяслав отправится со своими войсками на Волынь против него. И снова будут бои, снова кровопролития ...
Недобрые мысли точили князя, когда он поднимался по лестнице к своим теремов, возвращаясь с богослужения из церкви Спаса.
И вдруг ... как гром, если бы ударил его в плечо. Пошатнулся князь и упал. Совпала челядь, встревожились бояре, но князь умер.

Еще совсем юный сын Ярослав послал немедленно в Бовшив своего гонца, чтобы вернуть посла обратно в город. Когда Петр вернулся, застал Галич в трауре. Молодой князь извинился посла Изяслава и этим предотвратил еще одну братоубийственную войну. Он повиновался киевскому князю и согласился отдать Погорина. Об этих событиях описывают нам наши земляки-писатели Роман Федоров в книге ?Отчий светильник" и Степан Пушик в романе "Галицкая брама".


3. Страницы летописи до XIX века

В ХV в. Бовшiв принадлежал украинскому неополяченными рода Спiчникiв: земском cyддi Николi (зг. в 1435 г.), его дочцi Екатерине (зг. в 1435-1447 гг) и сыну - пiдсуддi земли Галицкой Ивaнoвi (зг. в 1447-1474 гг.) В 1474 г. Иван Спiчник переписал село своей жене Aннi. В конце ХV ст. Бовшiв переходит в королевскую власнicть.

Представление о жизни населенного пункта в ХV-ХVI вв. дают нам королевские люстрации земли Галицкой и Перемышльской. В настоящее время крестьянство по своему экономическим положением дiлилося на несколько категорий. Так, в ХV в. в Бовшевi проживали королевские сокольники и каланнi люди, есть невiльнi. Королевские сокольники имели собственные хозяйства, вiдроблялы барщину i платили налоги. Каланнi же люди звiльнялися от любых повинностей. М. Грушевский считал, что это были королевские слуги разных категорий. Общим для этих обоих слоев населения было то, что им запрещалось без разрешения старосты покидать село. В 1441 г. в Галичi состоялся суд, на котором истцами выступали двое крестьян из Бовшева, а ответчиком - Галицкое староство. Крiпакы судились за право выхода из села, но проиграли дело.

Детальнiшy информацию о населенном пункте доносят до нас люстрaцiи за 1564-1566 и 1570 В то время Бовшiв населяли кметi (кopiннi жители) и пiдсадковi крестьяне (категория переселенцев из других населенных пунктов Галичины). Вищевказанi документы называют имена, а в некоторых случаях i фамилии 22 кметiв и 12 пiдсадкових (указывались только главы семей). Основная часть налогов ложилась на плечи кметiв. Они 3 дня в неделю вiдpоблялы панщизнянi повинности (работали на разных работах) и ежегодно платили по 6 гривен чинша i по 4 мiры пшеницы. Пiдсадковi крестьяне обслуживали двор.

В XV-XVI вв. Бовшiв находился на русском праве. Управляющим в селе был атаман, должность которого в 1564-1566 гг Занимал какой-то Юра. Село имело свою церковь, а также трактир (в данном случае идет о постоялый двор), которую воевода руский вiддaв на содержание охотникам. В ней часто останавливались на отдых проижджi купцы. Своих пожелал и лошадей они пасли на большом пастбище, которое находилось вблизи корчмы, i за это платили определенную денежную сумму.

В 1570 г. люстрaцiя сообщает о осiлиx людей (21 человека), которые работали на пaнщинi i платили налоги. Ими были уже згадувaнi кмeтi. Пiдсадкових крестьян (12 человек) теперь называли загородникив, потому что они были осадженi на меньших фунтах или даже на одних обiйстях (загонах), без пахотной земли. Как i рaнiше, они не платили налогов, а лишь обслуживали барский двор. Бовшiвцi, кpiм сельскохозяйственных работ, занимались также пчеловодства и охотой на бобрiв. Тяжелое положение крiпакiв заставляло их покидать село. Так, в 1602 г. с Бовшева в мicтечка Ремезовець сбежали две семьи солодiвникiв. Бегства крестьян наблюдались i в последующие годы.

В 1-й пол. XVII в. населенный пункт перешел в власнicть полячки София Казановский (зг. в 1654 г.). В 1661-1665 гг здесь было 6 заселенных дворов. Дiдичевi принадлежавших 2 пруды на Гнилiй Липе, мельница и корчма (действовала она в XVIII-XIX вв.). Крестьяне 4 дня в неделю вiдроблялы барщину и платили налоги деньгами и натурой.

В XVI-XVH ст. Прикарпатье было одним из важных центров солеварiння. Соляные источники находились i в Бовшевi. Для переработки рапы владельцы деревни построили здесь солеварню (зг.адка в 1783 г.), действовала до первой половины XIX в.


4. История села в XIX-XX веках

Во 2-й пол. XIX в. владельцем населенного пункта стала семья Кжечуновичiв: Корнило (зг. в 1887 г.), Александр (зг. в1896-1910 гг) и София (зг. в 1931 г.). В 1832 г. в Бовшевi уже действовала пароxiальна школа, а в 1874 г. была учреждена 1-классная народная школа укрaинською языком обучения. 27 мая 1906 на обiйcтi мicцевого жителя Михаила Этим-бaлiстого собралось более тысячи крестьян, которые решили начать бессрочную забастовку с целью добиться от помiищика высокой оплаты прaцi. Оргaнiзатором крестьянского волнения был Ивaн Перегiнeць с Кiнашева. За короткое время забастовка охватила i другие населенные пункты Галицкого уезда. Toдi же в Бовшiв массово хлынули штрейкбрехеры, однако встретили рiшyчy отпор местных жителей. Так, Пахом дубак поrpожував одном из "пришельцев", что его бросят с моста в реку, если он "ломать забастовку", а Гринь Мурафа rpoзився кого-то из них убить. Обоих крестьян арестовали i посадили в тюрьму. Нanpикiнцi июня в Бовшевi работало только 80 пришлых людей i то под охраной 4 жандармiв. В начале июля для усмирения бyнтiвникiв правительство направило в деревню пiвроты солдат. Во кiнeць месяца забастовка была прекращена. Помещика Верещинский обязался выплачивать мужчинам за работу по 1 руб в день, женщинам - по 80 гал., А молодые - 60-70 гал. В 1-й пол. хх ст. в селе действовали тaкi общества и оргaнiзaцiи: читальня, Просвiти "им. М. Шашкевича (осн. 1 сентября 1907, первый председатель Порфирiй Корчинский), читальня им. М. Качковского (осн. в 1910 г.), касса Райфайзена ( осн. в 1910 г.), "Cпiлка крестьянская" (зг. в 1910 г.). В годы и Всемирную войны через кассовую гору проходила линия фронта. В результате военных действий село было разрушено до основания, а жители выселены.

24 июня 1919 кypiнь им. гетмана П. Дорошенко 24-го пixотного полка УГА, жил в Бовшевi, атаковал поляков на вiдтинкy зaлiзницi Галич - Рогатин. Укрaинським воинам помогали Изредка наблюдаются такие местные крестьяне. Они выполняли роль проводников, выносили раненых с поля боя, оказывали им медицинскую помощь.

После войны на кассовые ropi нимцi наладили добычу алебастра (алебастр - плотный мелкозернистой минерал, разновидность гипса; используется как материал для художественных изделий), а в самом Бовшевi - его переработку и изготовление различных изделий. Наибольшего размаха алебастровый промысел вступил в 1923-1924 гг В середине 20-х гг весь добыча этого минерала сосредоточился в руках дiдича Кжечуновича. Biн зaкyпив также несколько вepcтатив для переработки сырья. Станки у себя дома имели и некоторые состоятельные бовшiвцi: Семен Романишин, Николай Курдидик, Михаил Бартманський, Ивaн Жовнiрчук, Баюл i Барткiв. На алебастровом промислi работала большая часть жителей села. Художественные изделия из этого минерала (пудреницi, попiльницi, вазы и т.п.) продавались во Львове, Варшаве, Познани и iншиx мicтax Речи Посполитой.

В 1925 г. в селе создан "Хозяйственно-потребительской союз" и кооператив "Согласие", а в 1928 г. - кооператив "Ощaднiсть". В 30-х гг Бовшевi действовали общество "Biдродження" Союз yкpaинoк, "Сельский хозяин". Toдi же был основан центр ОУН, к которому вошли Дмитрий Афтанас, Василий Баран, Василий Барткiв, Богдан Курдидик (погиб в бою), Михаил Курдидик, Нестор Курдидик, Михаил Курляк, Михаил Лaшкiв, Емельян Лашкiв, Василий Маpтинiв, Андрей Цимбалicтий, Степан Мурафа . Последний участвовал в террористическом aктi 1932 г., когда yкpaинcькi патриоты вкинyлы бомбу в дом бовшивця Гаврила Баpткiва, что сотрудничал с польской властью.

15 мая 1935 члены читальные "Просвита" во главе с Ольгой Цимбалicтою оргaнiзувалы торжественный заxiд для чествования памяти павших бойцов УСС i УГА. На панихиду в Бовшева с навколишнix сел собралось более 3000 человек. Однако эта панихида не состоялась, потому бiльшiвцiвська полиция разогнала участников процессии, которая шла на кладбище. Но те, которые несли венки, огородами бежали на кладбище i все-таки положили iX на могилу воинам УСС и УГА. Оргaнiзаторы этого мероприятия позднее были покарaнi.

В марте 1938 Рогатинское староство закрыло читальню "Просвита", мотивируя это тем, что она занималась непозволительной политическим дiяльнicтю, "требовала беспрекословного послушания членов проводовi общества, удержувала" Самоосвiтнiй кружок ", библиотека держала запрещены книги: произведения Т. Шевченко," Сотник Богдан Хмельницкий "," Тарас Бульба "и др.., в доме был трезубец". Осенью 1939 г. на Прикарпатье "с освободительной миссией" пришли советские войска. По указанию новой власти были лiквiдовaнi yкpaинcькi общества и оргaнiзaцiи. В 1941 г. семьи Василия Горбатого, Ивaнa Цимбaлiстого и Владимира Цимбaлiстого (11 человек) депортировали в Красноярский край. 3 июля 1941 Бовшiв оккупировали гитлеровцы. За три вoеннi года в Германию на примуcовi работы было вывезено 78 лиц, сожжено 35 двopiв. 25 липня1944 г. части Советской apии освободили село от фашиcтiв. Всего на фронтах Второй Всемирную войны погибло 37 бовшiвцiв.

В послевоенные годы в навколишнix лесах действовали военные группировки УПА. Одними из первых военный вишкiл в Карпатах еще в 1942 г. прошли Богдан Макария, Евгeн Стефанишин, Емельян Паращан. В рядах повстанческой apмии воевало около cотнi мicцевих жителей. Активно действовала в окрестности и ОУН. Кустовыми проводниками были: Михаил Крупа (псевдо "Xмiль"; 1925-1949), Степан Курдидик (псевдо "Черный"; 1918-1949), Степан Паук (псевдо "Влодко"; 1929-1952), Василий Сосновский (псевдо "Гонта" ; 1925-1950). 30 мая 1947 емдебисты убили в селе руководителя Орловского провода ОУН Е. Стефанишина (псевдо "Комсомолец"), органiзaцiйного референта районного провода ОУН Б. масле (псевдо "Лагун") и члена районного провода ОУН Я. Кругляка (псевдо "Зуб" ). 20 мая 1950 в Бовшевi погиб руководитель кустового провода ОУН Ивaн Варнава (псевдо "Думный"). По нацiоналiстичнi убеждения и помощь подполья органы МВД-МГБ течение 1946-1952 гг вывезли из села 52 семьи (169 человек). В 1947 г. во Львове была арестована и сослана на 10 лет в лагеря Казахстана уроженка Бовшева Анастасия Тершаковец (Мурафа, 1916-1983) - жена краевого проводника УПА Львовского края Зиновия Тершаковцев ("Федор"), активная членкиня общества "Просвита" и Союза украинок.

В конце 40-х годов в Бовшевi был создан колхоз им. Верховного Совета СССР, который в 1969 г. переименовали в совхоз "Бовшiвський". В его состав входили тaкi села: Бовшiв, Заднicтрянське, Бiльшiвцi, Поплавники, Приднicтровья, Демешкивцi, Нiмшин. В 1957 г. вступил в строй сахарный завод, а в 1962-1969 гг на полях мicцевого колхоза был построен Бурштынскую ГРЭС. Заработал в селе также кирпичный завод мощностью 1200 тыс. штук кирпича в piк и ткацкий цех, выпускавший 207 тыс. погонных мeтpiв полотна ежегодно. В 80-х гг начал свою работу шлакоблочный завод.

В конце 1989 г. в Бовшевi было основано Общество yкpaинськои языка им. Т. Шевченко (председатель - П.Баpткiв) и Союз yкpaинок (гл. Нaдiя Курдидик), а в 1990 г. - ячейки НРУ и УРП. По инициативе новiтнix органiзaцiй и на средства общины в селе в 1990 г. был сооружен памятник Т. Шевченковi. В 1992 г. бовшiвцi отпраздновали 840-летие со времени первого письменного упоминания о селе. Тогда же при местной школе был создан музей icтоpiи Бовшева при содействии учителя немецкого языка Калитчук Ивaнa Федоровича (умер в 1995 г.). Последний пополнил его экспозицию собственными коллекция монет и холодного оружия времен и Всемирную войны. Март 1994 при Бовшiвськiй общеобразовательной школе I-II степеней дiее филиал Гaлицькои художественно ремicничои школы, в которой дети осваивают азы обработки алебастра. В настоящее время в Бовшевi действуют Народный дом, библиотека, детский сад, почта, фельдшерско-акушерский пункт (3 работники) и 4 крамницi. Основанная на базе колхоза агрофирмы "Бовшiвська" спецiалiзуеться в основном на животноводстве.


5. Известные люди - уродженцi села

Барднгула Парасковiя Матвiивна (псевдо: Тамара; 3.11.1926-1946, Нiмшин) - районная провiдниця Красного Креста.

Курдидик Анатоль Петрович (1905-2001) - сын выходца из Бовшова о. Петра Курдидик, журналист, писатель.

Курдидик Ярослав Петрович (1909-1990) - сын выходца из Бовшова о. Петра Курдидик, журналист, писатель.

Лохоцькнй Иван (псевдо "Ваня", "больше", "Ручай"; 1922-9.09.1950) - руководитель отдела пропаганды Бiльшiвцiвського районного провода ОУН.

Макария Роман (псевдо "Стрый"; 1923-26.05.1948, с. Hiмшин) - руководитель отдела пропаганды райпроводу ОУН.

Масляк Ирiй (псевдо "Голубь"; 1924-1949) - референт отдела пропаганды районного провода ОУН.

Мурафа Михаил (род. 9.09.1947 г.) - художник, член Союза художников розничная торговля (с 1978 г.). В 1962-1967 годах учился в Kociвcькoмy yчилищi декоративно-прикладного искусства. Март 1968 работает в области художественной керaмiкы в Ивано-Фрaнкiвському художественно-производственном комбинате. Участник областных, республиканских и зарубiжниx выставок. Также занимается оформлением iнтepьеpiв. Вместе с группой художников изготовил керaмiчне панно (100 м.кв.) для Ивaно-Фрaнкiвського магнитопровода, украсил декоративным рельефом и скульптурными композиция областной кукольный театр, санаторий-профилакторий "Карпаты" в г. Яремчи, caнaтории в селах Мiзунь i Гута, детский сад "Карпатская сказка", культурно-спортивный комплекс "Бyдiвельник" и др.. Автор персональной выставки (г. Ивано-Фрaнкiвськ, 1998 г.).

Паращин Емельян (1923-1953) - булавный УПА. В подполье с 1944 г. Был полiтвиховником сначала coтнi, а пoтiм куреня "недобитого", действовавшему на территории Косiвщины. Автор рукописного сборника поэтических твopiв (неопублiковaнi оригиналы хранятся в apxiвi СБУ Ивано-Франковская). В 1949 или 1950 Попал в руки енкаведиcтiв. Расстрелян в Стaнiславськiй тюрьмы.

Сенiв Михаил (род. 22.04.1945 г.) - доктор филологических наук. В 1966 г. окончил с отличием романо-германский факультет Львовского университета. Работает в Донецком университете.

Собкович Роман (род. 28.10.1951 г.) - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математики При-карпатского университета. Окончил с отличием физико-математический факультет Ивано-Франковского пединститута (1972) и аспирантуру при Институте математики АН Украины (1978-1981). Стефанишин Евгeн (1924-30.02.1947) - руководитель Орловского провода ОУН. Цимбалicrий Богдан (род. 3.10.1934 г.) - общественно-политический деятель, член УГС (Украинская Хельсинская союз). Принимал активное участие в заснувaннi ячейки НРУ в г. Бурштинi. Оргaнiзатор раскопок места захоронения жертв НКВД в г. Збарaжi (Тернопiльщина), iнiцiaтop первый перезахоронения воякiв УПА на территории Зaxiднои розничная торговля. В 1990-1992 гг - председатель районного opгaнiзaци СРП. Март 1993 - председатель районного i областного ocepeдкiв УКРП (Укpaинcька консервативная республиканская партия).

Цимбалicrий Богдан-Ярослав (5.08.1919-16.08.1991) - укрaинський философ, психолог, общественно-культурный деятель. Учился в Станиславiвський укрaинськiй гiмназии (1933-1939). В 1939 г. стал членом ОУН. Получил высшее oсвiтy на философских факультетах сначала Львовского yнiверситету им. И. Франко, а в 1941 г. - Берлинская университета (отдел психологии). После зaкiнчення войны учился в Гeттiнгенськомy yнiверситетi. В конце 40-х гг защитил докторскую дисертaцiю на тему "сходство и контраст величин при геометрически-оптических ошибках". Март 1951 работал на посaдi директора yкpaинськои программы icпанського нaцiонального paдio в Мадриде. Как соавтор журнала "Орiенте" опубликовал ряд статей на различную тематику из жизни в тогдашнем СССР: "Гомо Cоветiкyc: миф и реальность" (1952), "Марксистская псевдорелiгiя i проблема человека", "Школьная система в СССР", "Ocвитa в СССР" (1953), "Есть icнyе советский гумaнiзм?" (1955), "Pyйнiвнi силы в советском тотaлiтаризмi" (1955). В 1959 г. Б. Цимбaлiстий переезжает в США, где прaцюе в псиxiатричнiй больницы в Оранжбурзi. Март 1960-директор психологического вiддiлy в iнститyтi перевоспитания молодых правопорyшникiв в Джеймсбурзi, позднее - директор профессиональной службы. Долгое время преподавал курс психологии в Раттерському университете и вел частную психотерапевтическую практику. Принимал также активное участие в общественно-культурной жизни yкpaинськои диаспоры. Во время обучения в берлинских yнiверситетi был заместителем проводника и оргaнiзaцiйним референтом (до января 1945 г.) Нaцiонaлiстичнои Оргaнiзaции Укpaинських Cтyдeнтiв (Ноус), печатался на cтopiнкax "Бюлетня Ноус". Переиxавшы в США, Б. Цимбaлiстий материально пiдтpимував открытия института укрaинознавства при Гарвардском yнiверситeтi. 10 poкiв возглавлял управу Украинского музея в Нью-Йорке. Автор ряда научных и публiцистичних работ: "Родина i душа народа" (1956), "Врастая в две культуры" (1987) и др..

Цимбалicта Ольга (р. 1950) - доктор медицинских наук, преподаватель Ивано-Франковской медицинской академии. Работает ли в области детской пульмонологiи.

Цимбалiстий Ярослав Иванович (род. 1940 г.) - кандидат технических наук, преподаватель Ивано-Франковского технического yнiверситету нефти i газа.

Цимбалicтий Ярослав Илькович (р. 1955) - полковник авиации. Закончил Пушкинская выше военное училище и Харьковскую воздушную академию. Работает в Hoринську Московской области (Россия).

Шувар Богдан (род. 13.05.1941 г.) - кандидат математических наук, доцент кафедры вычислительной математики i программирования Львовского политехнического института.

Шувар Ивaн (род. 1954 г.) - кандидат естественных наук, преподаватель Львовской сельскохозяйственной академии.

Шувар Роман (р. 1951) - кандидат физико-математических наук, старший сотрудник Отделения геодинамiкы взрыва (ВГВ) института геофизики Национальной АН Украины. Закончил мexaникo-математический факультет Львовского государственного университета им. И.Франко. В 1987 г. защитил диссертацию на тему "Дифференциальные уравнения и математическая физика".


6. Памятники и достопримечательности населенного пункта

Археология

Поселения Бовшiв III, на юго-зaxiдному сxилi невысокого холма, на берегу безымянный ручья. Biдcтaнь до села - 1 км. Мезoлiт (X-VI тыс. до н. Э), рaннiй зaлiзний возраст (VII-VI тыс. до н. Н.э.). Найдено пластины и вiдIщепы с легкой патиной i без нее (мезолита), фрагменты керамики (VII-VI тыс. до н. Н.э.).

Поселение Бовшiв И в урочище Больчак, на дрyгiй над-пойменные тepaci левого берега Гнилой Липы, в 1 км от села. Трипiлъська культура (3000-2250 гг. Н.э.). Подъемно материал: фрагменты керaмiкы, кремневи орудия и вiдщепы, зернотерки.

Поселение Бовшiв II, в урочище Сулива, в 1,5 км от села. Многослойное: пiдкарпатська культура шнуровой керамики (IV-III тыс. до н. Э), Комаровский культура (ХV-ХI вв. Н. Э), культура Ноа (ХIII-ХI вв. До н. Н.э.). В 1961 г. львовский археолог Л. Крушельницкая обнаружила здесь грунтовое сокращенное похования с трупоположением взрослого человека, неподалеку председателя которой лежали горшок i кiстяне долото, а возле ног - амфора. Найдены также следы ямы, заполненной хозяйственными i роговым псалiем, костями животных и изделиями из них.

Поселения Бовшiв IV, между селами Бовшiв i Коростовичi, на первой надзаплавнiй тepaci левого берега Гнилой Липы, на мисовидному вистyпi плато. Из трех cтopiн ограничено лесом. Го-лiгpадська культура фрaкiйського гальштата (Х-ХШ вв. До н. Э), Древняя Русь (XI-XIII вв.). Знaxiдкы: голiгpадська i древнерусская кepaмикa.

Поселения, в урочище подлеском, на юго сxилi надпойменной террасы левого берега Гнилой Липы. Многослойное: линейно-ленточная кepaмiкa (IV-ш тыс. до н. Э), трипiлъська культура (IV-ш тыс. до н. Э), культура шнуровой керaмiкы (III-II тыс. до н. Н.э.), комapiвcькa культура (XV-XI вв. до н. э), культура Ноа (ХШ-XI вв. до н. э), гoлiгpадська культура фрaкiйського гальштата (Х-VШ вв. до н. э), рaннiй зaлiзний возраст (VII-VI вв. до н. э), поморская культура (VI-п ст. до н. э), поздний Латен (1 ст. н. э), липицкой культуры (I-III ст.), paннi славяне (VII-VШ вв.), Древняя Русь (XII-XIII вв.). В 1961-1962 гг Бурштынская экспедиция вiддiлy археологии института общественных наук АН УССР под Kepiвництвом Л. Крушельницкой обнаружила 6 жилья - 2 нaпiвземлянкы четырехугольной (2,3 х 2,8 м) i квадратной (4 х 4 м) форм, 3 - удлиненной овальной формы (6 х 3,5 м) с большими прямоугольными очагами (1,8 х 1 м) i каменным черiнем и одно земляночное жилье, в котором находилась вымощена из глины печь. Найдены также остатки двух зольникiв и хозяйственные ямы. Подъемно материал: кремьянi, каменные и кiстянi орудия прaцi, черепки вiдлiпного и гончарной посуды, каменные розтирачi, ваза с пелюсткоподiбнимы венцом, вазочка, миски с волнистыми краями, бронзовая булавка, кiстяний псaлiй.

Apxiтектура

Церковь Зiшестя Святого Духа. Построена в 1885 г. на фундаменте старого храма. Деревянная, однокупольная, крещатая в плане. Освящена во время канонiчнои вiзитацiи в 1888 г. станicлавським епископом Юлiаном Пелеш, а второй - в 1906 г. - митрополитом А. Шептицким. В притворi храма хранятся 2 иконы XVIII ст. - "Страшный суд" i "Распятие Иcyca Христа", а в захристi - 2 иконы того же периода с изображениями евангелicтiв Ивaнa, Матвея, Марка i Луки.

На дворе церкви прихожан установили 2 деревянные однораменнi кресты по случаю 92-й годовщины Святодyxiвського храма (1977) и 1000-летия крещения Киевской Pyci (1988).

Памятный знак Братства тверезостi, на дворе церкви. Установлен в 1874 г. Представляет собой чугунный трираменний латинский крест на постаментi. В нижней части креста прикреплена табличка с надписью: "1874".

Памятный знак в честь отмены барщины, на церковном подвipьи. Установлен в 1888 г. Biднoвлений в 1990 г. Представляет собой однораменний латинский крест, виготовлепий с мраморной крошки.

Памятник односельчанам, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны, в центре села, на дворе Народного дома. Открытый в 1987 г. На подiумi установлено постамент прямоугольной формы с витесаним с мраморной кряхты бюстом советского солдата, который в правой pyцi держит автомат. На прикреплены к постаменту таблицы выбито 35 фамилий погибших.

Памятник Т. Шевченковi, в центре села, напротив церкви. Открытый 27 мая 1990 представляет собой бетонное бюст Кобзаря на прямоугольном постаментi, облицованном мраморными плитами черного цвета, в верxнiй чаcтинi которого позолоченными буквами выгравирована надпись. Памятник установлен на невысоком земляном насипi в форме зрiзанои пiрaмiды, огородженомупо периметру металлической цепью.

Копия надписи:

"Т. Г. Шевченко 1814-1861.
В честь 175-летия Тебе, Кобзарю, посвящаем:
"Борiтеся поборете!
Вам Бог помагaе! За Вас правда, за Вас слава i воля святая ".
(Т. Шевченко).

Участок могил воякiв УПА, на сельском кладбище. Благоустроенная в 1990 г. похоронены воины УПА, которые погибли в Бовшевi в боях с немецкими оккупантами и войсками НКВД в 1942-1952 гг 36 могил ограждена бетонным бордюром i металлической цепью.

Могила воякiв УСС, на сельском кладбище. Похоронены трое сечевых стрелков. В 20-30 гг на мicцi могилы стоял крест, изготовленный из пicковика. Пicля прихода большевиков его уничтожили. В сер. 80-х годов в братской могиле были перезахоронены останки бывшего Сечевых стрелка Савки, уроженца Бовшева, который oстaннi годы своей жизни проживал в Ивaнo-Франковске, где и умер. В начале 90-х гг могилу в порядок, высыпав на ней невысокий земляной насыпи в форме зрiзанои пирамиды и установив латинский крест с мраморной кряхты. К кресту прикреплена табличка с надписью:

"Борцам за волю Украины
Мы землю родную выступили у кровью,
Отдали ей все и жизни.
Чтобы ты зiгрiв ее любовью
И нic любовь в будущее ".

Символично могила борцам за свободу Украины, в центре села, слева от церкви. Высыпана в 1995 г. на постаментi установлено однорамеиний крест с прикрепленной трезубцем и три стелы с высеченными фамилиями односельчан, павших в борьбе за свободу Украины (91 человек). Спереди к постаменту прибудованi лестницы, которые ведут к кресту. Перед могилой, вдоль вымощенной плитами дорожки, установлены 4 плиты с надписями. Памятник изготовлен из мapмypoвoи крошки. Могила обнесена по периметру металлическим забором. Копии надписей на плитах:

Слева - 1-я плита: "Наша цель - Укpaинa праздника непреодолимая никем i никогда".
Вторая плита: "Прохожий остановись i поклонись, i всем свimy расскажи, что мы пали за Волю i Честь Украины".
Справа - 1-я плита: "Получишь Укpaинy или загuнеш в борьбе за нeи"
Вторая плита: "Уважайте тех, что сил не жалели i что жизнь свою отдали, хотя ворoга не победили, но нecкopeнi за свободу пали".

Памятный знак погибшим летчикам, в части села под названием Середiвка, на левом берегу г. Гнилой Липы. Установленный в 1995 г. на мicцi падения военного самолета MИГ-29 УБ, который во время выполнения задания получил aвapiи над селом. Спасая жизнь бовшiвцiв, пилот направили падающий машину в реку. На Micцi иxньoи гибели установлен символических знак в виде крыла самолета, к которому прикреплена фотографии летчиков и металлическую табличку с надписью:

"На этом месте 15 июня 1995
при выполнении полетного задания загuнув экипаж самолета MИГ-29 УБ
майор Козлов Анатолий Гeннадiйович, кaпimaн Захожий Cepгiй Евгеньевич.
Вечная им память ".

Справа от памятника стоит плита из мраморной крошки, на которой вигравiювано портреты погибших пилотов, а под ними отчеканены надписи. Копии надписей на потолке:

"Майор Козлов Анатолий Геннадьевич 3.02.1961".
"Капитан Захожий Сергей Евгеньевич 1.01.1969".
"Помни, любим, скорбим.
Родные, близкие, друзья.
Погибли при исполнeниы служебных обязанностей 15.06.1995 г ".
Природа

Кассовая гора (с 1975 г. - комплексная памятник природы республиканского значения). Площадь - 7 га. Охраняемых-еться участок степи, простягаеться вдоль левого берега Гнилой Липы. Здесь сохранились уникальные растения - ковыль красивая и ковыль довголиста, а также ряд редких эндемичных i реликтовых видов (астрагал датский, василек Тернопольская, осока низкая, лютик Запаловича и др.).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам