Большевик (завод)

"Большевик" - киевский машиностроительный завод. Основан 1882 года. К Октябрьского переворота 1917 года принадлежал акционерному обществу "Гретер и Криванек", производил паровые машины и оборудование для сахарных и других предприятий. 1903 рабочие завода участвовали во всеобщей забастовке рабочих юга Российской империи, 1905 организовывали боевые дружины, в октябре 1917 вели бои против Временного правительства, в январе 1918 - с войсками Центрального совета за установление Сов. власти в Украина. За активное участие рабочих завода в революционной борьбе предприятию в 1922 присвоено название "Большевик".

В 1929 завершена реконструкция предприятия, введены чугуно-и сталелитейные, механосборочный и кузнечные цеха. 3авод освоил производство химического оборудования, выпуск которого рос быстрыми темпами. 1938 продукция увеличилась по сравнению с 1928 в 13,7 раза. Во время Отечественной войны 1941 - 1945 лет завод был разрушен. В годы 4-й пятилетки были сооружены основные производственные цеха и оборудован их сложным современным оборудованием. Предприятие выпускает валковые машины, каландры, Резиносмесители, шнек-машины, вулканизаторы и форматоры, применяемые в шинной, резинообрабатывющие и пластмассовой промышленности. Продукция завода известна за пределами СССР. Из многих предприятий электротехнической промышленности и приборостроения на "Большевик" поступает оборудование для изготовления поточных линий. 1958 было выпущено продукции в 1,4 раза больше, чем в 1940. По 1959 - 1965 года объем производства возрастает в 2 раза. Большую роль в производственной и культурной жизни коллектива завода играет Дворец культуры, построенный 1934.


1. Производственная история завода

1.1. Начало работы

В январе 1881 г. швейцарский предприниматель Яков Гретер, проживавший в Киеве, приобрел у наследников полковника Леоновича право на пожизненное пользование четырьмя десятинами (около 4,4 га) казенной земли по западной окраине Киева - на Шулявке. Вместе с Гессенская подданным, инженером Филиппом Мозером на этом участке Гретер 26 июля 1882 (по новому стилю) открывает новое предприятие - Киевский чугунолитейный i механический завод. Предприятие начинает производить кровати, простую чугунную арматуру, рафинадные формы, фильтр-прессы, болты, гайки, скобы и другие крепежные изделия.

Сначала на заводе работало 30 наемных рабочих. Сложной продукции не производили, так как оборудование было слишком примитивное - 2 вагранки и несколько простых станков. Энергооснащения предприятия оценивалось в 1620 лошадиных сил. Однако направление работы владельцами был избран правильно, конъюнктура складывалась очень удачно, i за достаточно небольшой промежуток времени годовой объем производства завода достиг 100-165 тыс. руб. Но, очевидно, способ распределения прибыли вызвал конфликт между компаньонами, i в 1888 Филипп Мозер, который выполнял еще и обязанности директора завода, вышел из дела i выехал за границу. На его место Гретер пригласил подданного Австро-Венгерской империи, выпускника Пражского политехнического института Иосифа Криванека. Вместе с Криванеком в Киев приехал еще один инженер-специалист по паровым котлам Фердинанд Витачек. Они и стали содиректор нового предприятия, созданного на базе "Киевского чугунолитейного i механического завода" i оформленного как "товарищество на вере" (что-то вроде общества с ограниченной ответственностью) - акционерного общества "Киевский машиностроительный i котельный завод Гретера, Криванека i K ?" с основным капиталом в 1 млн. руб. Такой мощный экономический фундамент нового общества создали взносы не только учредителей предприятия, но и менее значительных акционеров: немецких, швейцарских и чешских предпринимателей Е.Лидке, В.Кукша, X.Гедекера, И.Отта и других. Председателем общества опять-таки стал Яков Гретер. А инженерные и Среднетехническое состав предприятия был укомплектован выходцами из Чехии. Оттуда на работу в Киев были приглашены и некоторых рабочих высокой квалификации.


1.2. Развитие производства

В 1890 году началась коренная реконструкция завода. Вскоре основными его цехами стали чугунолитейный, котельный, токарный, модельный, кузнечный и рафинадных форм. Главным направлением работы было производство оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности (прежде всего - для сахарных), оборудование для кирпичных и лесопильных заводов, а также выпуск различных резервуаров, насосов, чугунного и медного литья, рафинадных форм и трансмиссий.

В течение короткого времени завод становится одним из крупнейших в своей отрасли и в городе. Достаточно отметить, что в конце XIX века работало на нем до 900 наемных работников. По численности он в Киеве уступал только Главным железнодорожным мастерским. Уже в 1893-1894 годах стоимость изготовленной на заводе Гретера и Криванека продукции составила около 50% стоимости продукции всех машиностроительных предприятий Киева вместе взятых.

В 1896 году завод получает золотую медаль на ярмарке, проходившей в Нижнем Новгороде, по экспонированную там паровую машину новой конструкции.

Из рекламы 1899 видно, что это был очень мощный завод. Надо отдать должное членам правления и дирекции: они пристально отслеживали технические новинки и внедряли современные технологии. Так в 1903 году завод снова был модернизирован - по немецкому проекту на нем было построено мартеновская печь кислородной плавкой, еще за несколько лет - монтажный цех и "материальный магазин" (так тогда называли заводской склад).

Незадолго до этого, в 1902 году, Гретер и Криванек благодаря своим блестящим техническим возможностям и содействию высоких чиновников выиграли тендер на изготовление конструкций крыши для строящегося здания Киевской конторы Государственного банка на ул. Институтской.

Завод Гретера и Криванека стал почти монополистом в области поставок оборудования для сахарных заводов. Среди основных клиентов предприятия были такие сахарные гиганты как Товарищество сахарной и рафинадных заводов братьев Терещенко, Грушевский и Смолянский заводы графов Бобринских, сахарные заводы братьев Бродских. Но Гретер не удовлетворяется одной ?сладкой? отраслью. Он своевременно обращает внимание на железнодорожное строительство, вокруг которого крутились просто огромные по тем временам деньги. Завод начал делать рельсы и подвесные мосты, поставлялись на Московско-Киево-Воронежская железная, Киевскую городскую железную дорогу, Польскую и Николаевскую железной дороги.

Этот стремительный прогресс стоил работникам недешево. Рабочая смена для рабочих основных специальностей на заводе Гретера и Криванека начиналась в шесть утра и заканчивалась в половине седьмого вечера, а то и позже. Машинисты же паровых машин должны были приступить к работе еще раньше - в пять утра и оставлять ее в семь вечера - после окончания работ на всех участках. Однако далеко не всегда рабочие успевали за смену выполнить определенную мастером норму и их оставляли на внеурочные часы. Кстати, практика эта была широко распространенной и по данным фабричной инспекции в Киевском фабричном округе в 1899 году 56,5% всех рабочих отработали по 208,9 внеурочных часов, вместо разрешенных законом 120 часов. Средняя заработная плата на заводе Гретера и Криванека составляла в те годы для рабочих основных специальностей 30-35 руб., Ученик-подросток зарабатывал до 7 руб., А мастер получал 130 руб. в месяц.

Управленческий костяк завода составляли менеджеры-чехи. Криванек был заинтересован в привлечении квалифицированных кадров и своих земляков. Но дело было не столько в землячестве, сколько в том, что в России в то время ощущался дефицит инженеров. Иностранные менеджеры всегда стоили дорого, и владельцы завода были вынуждены раскошелиться на солидные зарплаты (в разы и десятки раз выше, чем у остальных сотрудников) для спецов из-за рубежа. Вместе с тем предприниматели понимали перспективность воспитания местных, киевских кадров. Их предприятие имело некоторое отношение к появлению в Киеве Политехнического института, главный корпус которого возвела в 1898 г. варшавская фирма "Кукш и Лидке", чьи владельцы были одновременно акционерами завода Гретера и Криванека.

Гретер и Криванек НЕ довольствовались малороссийским рынком. Пора было создавать предприятие общеимперского масштаба. Но без представительства в Санкт-Петербурге и надежного столичного поверенного в делах успеха не достичь. Нужен был человек известный и в чиновничьих кругах, и среди петербургской бизнес-элиты. Им оказался Рингольд Кальнинг, имевший репутацию весьма влиятельного лица. Он начал сотрудничать с Гретером и Криванеком в момент расцвета их предприятия - примерно в 1908 году Консалтинговые услуги Рингольда Кальнинга обходились недешево - ежегодно около 19 тыс. руб. (По данным на 1909). Руководство завода было завалено письмами от столичного представителя с предложениями принять участие в том или ином прибыльном тендере. Кроме этого, Кальнинг занимался поставкой производственного сырья на завод. Да и сбыт продукции зачастую осуществлялся не из Киев, а через петербургский офис Кальнинга. Он уделял большое внимание рекламе в печатных изданиях. В 1910 году им была размещена информация о производственной номенклатуре завода Гретера и Криванека в престижном столичном журнале "Указатель по внутренней и внешней торговли и промышленности".


1.3. История завода во времена Советского Союза

После революции 1917 года владельцы завода, убедившись в продолжительности экономического и неотвратимости политического кризиса, продали предприятие и покинули Украину. На собрании акционеров, состоявшемся в декабре 1918 года, фамилия Гретер не фигурирует. Потом собрания акционеров и вовсе вышли из моды. Завод Гретера и Криванека большевики национализировали и назвали его в 1919 году "Первым государственным машиностроительным заводом", а к годовщине революции в 1922 году дали ему имя ?Большевик?, которое он сохранил и по сей день.

Предприятие быстро развивается. С 1926 года на заводе внедряется новый тогда технологический процесс - электросварки. Здесь начинает свои исследовательские работы по электросварке будущий академик Е. А. Патон, в то время - профессор КПИ. Сварочная лаборатория "Большевика" стала первоосновой для создания всемирно известного Института электросварки НАН Украины им. Е. О. Патона.

С 1930-х гг завод выбирает свою стратегическую "профессию" - производство техники для химической промышленности. В это время здесь создается оборудование для первых советских заводов синтетического каучука, на которых была изготовлена ​​первая в СССР автомобильная шина. Начинается поставка продукции на экспорт. Рабочие завода К. И. Ващенко, И. С. Григорьев, Б. Д. Грозино, В. И. Дятлов впоследствии становятся учеными. В 1935-1938 годах главным инженером завода работал М. А. Доллежаля, в дальнейшем - главный конструктор атомного реактора, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий, Герой Социалистического Труда.

В 1939 году на заводе начинается выпуск артиллерийских снарядов, а с первых дней Немецко-советской войны он как оборонное предприятие подвергается жестоким бомбардировкам фашистской авиации. Эвакуирован на Урал предприятие уже с 1942 года налаживает массовый выпуск минометов калибра 122 мм, дает начало известному ныне "Уралхиммаш" (г. Екатеринбург, Россия). 7 ноября 1943, через день после освобождения Киева, завод как предприятие Наркомата минометных вооружений возобновляет свою работу.

Оккупанты уничтожили его полностью, включая фундаменты, инженерные i подземные коммуникации. И все-таки уже в 1948 году возрожденный завод достиг довоенных мощностей сначала по производству химического, а затем - полимерного оборудования.

1950-60-е годы отличаются особым подъемом в развитии предприятия. На завод ежегодно приходят молодые высокообразованные специалисты. В основном, это - выпускники Киевского политехнического института. Создаются Специальное конструкторское бюро полимерного машиностроения (СКБполимермаш), Научно-исследовательский институт "УкрНИИпластмаш", которые становятся ведущими разработчиками полимерного оборудования в бывшем Союзе. На базе этих организаций и завода организуется Научно-производственное объединение "Большевик". Первым генеральным директором объединения назначается бывший руководитель Львовского совнархоза Петр Яковлевич Костина (выпускник КПИ). Под его энергичным руководством в течение почти 10 лет завод коренным перестраивается, расширяется, технически перевооружается.

На смену П.Я. Костин в 1974 году к руководству приходит талантливый инженер и организатор производства, бывший заместитель директора завода "Ленинская кузница" Виталий Алексеевич Извеков (выпускник КПИ), который завершает реконструкцию завода. Во время его пребывания генеральным директором завод осваивает десятки новых видов оборудования, в том числе и уникальных, первых в СССР и в мире.


2. Завод в новые времена

В 1980-е годы коллективом НПО "Большевик" разрабатывается и производится комплекс оборудования для производства крупногабаритных шин диаметром до 5 м для автосамосвалов и автопоездов грузоподъемностью до 220 тонн. За эту работу коллектив конструкторов, технологов, других специалистов был награжден Государственной премией Совета Министров СССР. В эти годы специализация предприятия резко расширяется. Выпускается также техника для Министерства обороны, составляет более 20% общего объема продукции. Значительно расширилась и география поставок. Потребителями продукции внутри СССР были 19 шинных комбинатов, около 60 заводов резинотехнических изделий, 15 кабельных заводов, 24 предприятия стройматериалов, 33 завода по переработке пластмасс, 21 химкомбинат и др.. Осуществляется экспорт в страны Восточной Европы, США, Францию ​​, Данию, Великобританию Германию, Австрию, Кубу, Индию, Республику Шри-Ланка, Китай, Вьетнам, Югославию и другие страны.

В 1990-е годы, после распада СССР, состояние потребительского рынка продукции завода "Большевик" резко меняется в худшую сторону. Исчезают заказ на технику оборонного назначения. Экономический кризис в России, других странах СНГ приводит к значительному падению спроса на продукцию объединения. За первое полугодие 1993 г. только поставки в Россию сократились в 14,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли почти нулевого уровня. В результате в период 1993 - 95 лет завод "Большевик" находился на грани полной остановки. Началась затяжной экономический кризис.

НПО "Большевик" как единая структура распадается, и на его базе в 1996 году создается Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие" Большевик ", сто процентов акций которого принадлежало государству. Усилия руководства предприятия, которое возглавил кадровый работник, в прошлом главный инженер завода, Виктор Кузьмич Решетов, по созданию управления маркетинга приводят к появлению в 1996 году первых признаков остановки падения производства, а в 1997 году - некоторых положительных сдвигов. В дальнейшем намечается постепенное наращивание объемов производства, расширение рынков сбыта. Сертификация производства завода в соответствии с правилами Американского общества инженеров-механиков (ASME) в конце 1990-х годов позволила поставить в США большую партию (13 ед.) форматоров-вулканизаторов крупногабаритных шин. Для увеличения объемов производства завод расширяет свою специализацию за счет освоения новой продукции, которая бы позволила украинским предприятиям избежать импорта машин с России и дальнего зарубежья. Было освоено производство пилорам, передвижных буровых установок, другого нефтепромыслового оборудования.

Завод также производит продукцию для нужд Киев на заказ городской госадминистрации. Было освоено изготовление туннельных эскалаторов нового поколения, обеспечивающих снижение энергопотребления на 30%, металло-и трудоемкости - на 30%. 2 таких эскалаторы установлены в подземном переходе на Майдане Независимости, 4 - смонтированы на станции метро "Академгородок". Изготовлено первый в СНГ тунелепроходной комплекс, что дает возможность строить метротунели в неустойчивых, насыщенных водой грунтах. Комплекс в 3-4 раза повышает скорость проходки, уменьшает стоимость строительства метро, ​​исключает необходимость разрушения городской застройки над трассой, бурение скважин с поверхности, дорогого замораживания грунта, больших затрат ручного труда. С учетом дефицита нефтересурсов в Украина, большое экономическое и экологическое значение будет иметь внедрение оборудования производит ОАО НПП "Большевик" для изготовления топливных смесей с использованием рапсового масла. Для переработки изношенных покрышек, в том числе с металлокордом, отходов резиновых производств на заводе освоено изготовление принципиально нового агрегата типа "ДЭКЧЕР", производящей мелкодисперсный резиновый порошок - полноценную сырье для новых изделий. Разработан также измельчитель типа "Шредер". Обе эти машины включены в разрабатываемую технологическую схему полного цикла переработки резиновых отходов, и завод готов полностью обеспечить его соответствующим оборудованием.

Сейчас Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие Большевик" сохранило универсальные технологические возможности, свою базовую специализацию и продолжает удерживать по ряду видов продукции монополию в странах СНГ, а с отдельных типов изделий конкурирует на мировом рынке с высокоразвитыми в техническом отношении странами. Большую часть продукции, производимой ОАО НПП "Большевик", не выпускает ни одно предприятие Украина.


Источники