Бон (религия)

Бон ( тиб. བོན་ , Уайли : bon, кит. 苯教 / 本 [波] 教 / 钵 教 , Произношение (лхаський диалект): [P ʰ ? (n)] ) - Национальная религия тибетцев. Фактически была официальной религией Тибета в период царей (VI - IX века) [1], и продолжала доминировать в регионе до вытеснения буддизмом в XIII веке. В настоящее время [ Когда? ] последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кхам, а также в Сиккиме и Бутане.


1. Слово "бон"

Тибетский термин "бон" можно перевести как "ритуал", точнее "ритуальная языковая действие". Под этим словом подразумеваются литургические песнопения, декламация религиозных текстов, "призвания божеств" и другие. В современной тибетской языке бон, bon - глагол, употребляемый в качестве синонима bzla - "начитывать", "петь" [2].

Джузеппе Туччи указывает на возможную связь слова bon с древним названием Тибета - bod, bod yul [3].

Относительно названия религии бон возможно уточнение - бонпо (один из вариантов перевода - "навороченный бон"). Поскольку в тибетской и, отчасти, в западной и российской науке (тибетологии, религиоведении) существует раздел "духовных традиций" Тибета на архаичные народные [прото] религиозные представления / практики - ми-чой ( тиб. mi chos , "Религия людей"), и сложные религиозные системы - лха-чой ( тиб. lha chos , "Религия богов"), с целью подчеркнуть, что бон принадлежит ко второй группе (это религия, в точном значении термина), к слову был добавлен суффикс "по" (po), что в определенной интерпретации указывает на наличие организации, института . Однако, понятие "бонпо" чаще используется в качестве названия служителей культа бон, жрецов [2] [3] [4].


2. История религии бон

Научное изучение истории религии бон связано со значительными трудностями, главным образом из-за отсутствия исторических источников. Как отмечает тибетолог Д. И. Бураев, единственный Боннский текст, который в той или иной степени можно считать источником - это изданный в 1915 году Сарат Чандра Дасом Боннский летопись Royal rabs bon gyi a'byung gnas, составленный в конце XIV - начале XV века и посвящен изложению генеалогий монарших родов Тибета и Монголии, а также собственно истории бон. В начале XX века небольшая часть ее была переведена на немецкий язык Бертольдом Лауфер ( нем. Berthold Laufer ) [5].


2.1. Традиционная история

Согласно одному из тибетских переводов, учение бон 15-16 тысяч лет до н. н.э. было принесено из центральноазиатской страны Олмо Лунгринг пробужденным Тонпа Шенраба. Шакабпа рассматривает несколько иные датировки: по одной из упомянутых в нем версий Шенраба Мивоче (Тонпа Шенраба) был современником исторического Будды Шакьямуни, по другой - его перевоплощением. По третьей же Шенраба Мивоче является перевоплощением одного ревностного буддийского пандитами, который впоследствии стал противником буддийского учения [6]. Последняя версия, вероятно, связана с взглядом на бон как на оппозиционное буддизма учения.

В Тибете учение бон сначала обосновался в государстве Шанг-Шунга (западный и северный Тибет). В дальнейшем его магические и шаманские обряды, по мнению некоторых западных исследователей, повлияли на буддийскую школу Ньингма. Другое мнение заключается в том, что буддизм повлиял на древние шаманские практики бон, в результате чего возник реформированный бон.

Последователи религии бон говорят о трех "исторические формы" своего учения:

  • древнейший (шаманский) бон
  • реформированный бон
  • "Вечный бон", или "бон Свастики" (gyung drung bon).

3. Особенности учения

В традиции бон есть много учений, которые отличаются друг от друга формой и уровнями доступности: для разных людей одни и те же вещи были объяснены по-разному, в одних и тех же целей они были направлены разными путями. Таким образом реализовывалась насущная во все времена идея "каждому по возможностям".

См.. также

Примечания

  1. Исключая годы правления Тисрондецана и Ралпачана.
  2. а б Норбу Н. Драгоценное Зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета / пер. с тиб. В. Батарова. - Москва: Шечен, 2008. - С. 31. - ISBN 5-93980-019-X
  3. а б Туччи Дж. Религия бон / / Религии Тибета. - Санкт-Петербург: Евразия, 2005. - С. 266-309. - ISBN 5-8071-0168-5
  4. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с Древнейшей времён до наших дней. - Москва: Вост. лит., 2005. - С. 43. - ISBN 5-02-018365-2
  5. Бураев Д. И. Религия бон и проблемы сакрализациы власти в Тибетский государстве VII-IX вв - dissertation1.narod.ru/avtoreferats2/av138.htm. - Реферат. - Улан-Удэ: БГУ, 2001.
  6. Цепон В.Д. Шакабпа: Политическая история Тибета. - Санкт-Петербург: Нартанг, 2003.