Надо Знать

добавить знаний



Бортнянский Дмитрий Степанович


Дмитрий Бортнянский, 1788

План:


Введение

Дмитрий Степанович Бортнянский ( * 28 октября [1] 1751 года, Глухов, Украина - ? 10 октября 1825 года, Петербург) - украинский композитор, певец и дирижер, автор 6 опер, камерно-инструментальных произведений, хоровых циклических концертов, 10 двохорних концертов, херувимский и причастных произведений. Создал новый тип хорового концерта.


1. Происхождение

Род свой предки Дмитрия Бортнянского вели из села бортные (сейчас Лемковщина в восточной Польши). Отец будущего композитора, Стефан Шкурат, переехал на Слобожанщине, где он стал жителем ?города Глухова в числе тамошних глуховских горожан", изменил свою фамилию на Бортнянский (по названию родного села) и там же женился на вдове-казачке Марине Дмитриевне Толстой.

2. Биография

Родился 1751 года в Глухове. Сведений о дате рождения композитора не сохранилось, однако наиболее вероятной исследователи считают 28 октября (по старому стилю), основываясь на том, что наиболее популярным святым по имени Димитрий на территории Украины был Димитрий Ростовский, день памяти которого приходится на этот день [2].

Начальное музыкальное образование получил в Глуховской певческой школе, которая готовила певцов для придворной хоровой капеллы в Петербурге. В юном возрасте его выделил из числа сверстников Марк Полторацкий за сильный голос и музыкальность и забрал к Петербурга в хоровую капеллу, где он учился у ее руководителя, итальянского композитора, аранжировщика Бальдассаре Галуппи.

Впоследствии Галуппи, по указанию царицы Елизаветы Петровны, взял своего воспитанника к Италии, где он учился в течение десяти лет в Венеции, Болонье, Риме и Неаполе. В Италии было с успехом поставлены оперы Бортнянского на итальянские либретто - "Креонт" (1776), "Алкид" (1778), "Квинт Фабий" (1779). Бортнянский принимает участие в деятельности музыкальной академии в Болонье. Его оперы шли в венецианском театре "Сан Бенедетто".

В 28-летнем возрасте Бортнянский вернулся в Петербурга, где получил должность придворного капельмейстера, а 1784 года - капельмейстера "малого двора" престолонаследника Павла Петровича. Находясь на этой службе, Бортнянский написал три оперы на либретто на французском языке, а также ряд произведений для клавесина. 1782 года в Петербурге вышла его "Херувимская", 1784 года - трехголосный хор "Пусть отправится молитва моя". Бортнянский был первым композитором в России, музыкальные произведения которого начали выходить в свет. По Бортнянского петербургская придворная капелла достигла высокого уровня. Во время руководства капеллой Бортнянский написал много инструментальных произведений, оперы на французские либретто "Сокол" (1786), "Сын-соперник" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786) и др.. 1793 года в Петербурге вышедших романсы Д. Бортнянского.

В 1796 году, после возведения Павла I на престол, Бортнянский получил должность директора придворной капеллы, в этой должности композитор служил до конца жизни. Как и его предшественники, Бортнянский пополнял капеллу преимущественно выходцами из Украины, в частности Глуховской певческой школы. 1802 было основано Петербургское филармоническое общество, на концертах которого с успехом выполнялись хоры Бортнянского. 1816 композитора был назначен главным цензором изданий духовных произведений.

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн "Певец во стане русских воинов" на слова поэта М.Хераскова, посвященный событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как "Духовные концерты на четыре голоса, созданы и снова исправлены Бортнянского".

Бортнянский умер 1825 году в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище на Васильевском острове, на могиле композитора был установлен памятник и обелиск. В 1930-х годах в ходе подготовки к уничтожению кладбища значительную часть исторических захоронений было вандализовано [3], в частности потеряно и могилу Бортрнянського.

Полное собрание сочинений Бортнянского было издано в 10 томах 1882 за редакцией П.И.Чайковского.


3. Характеристика творчества

фрагменты композиций Д.Бортнянского

Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велика. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворного среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.


3.1. Духовная музыка

Духовная музыка Бортнянского охватывает 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двохорових концертов, 14 четырехголосных концертов "Тебе Бога хвалим?, 29 отдельных литургических песнопений, трехголосные литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора, обработки древних церковных киевских и болгарских напевов и многие другие.

Наиболее известными среди духовных произведений считаются 35 четырехголосных концертов. Хотя точных сведений о времени написания этих концертов нет, считают [4], что большинство концертов было написано в 1780-х - начале 1790-х годов. В большинстве концертов композитор использует тексты гуслей (как правило, отдельные строфы) преимущественно светлого характера. Исключение составляют концерты № 32 и 33, которые используют скорбные умоляющие строки.

В стилистическом отношении концерты имеют отчетливые признаки классического стиля. В жанровом - связаны с городскими музыкальными жанрами (кант, марш, украинская песня-романс).

В структурном отношении концерты явдяють собой трех-или четырехчастной циклы. В большинстве случаев части должны темповых контраст, причем крайние части - быстрые, но лирические и лирико-драматини по характеру концерты начинаются с медленных частей. Как правило части циклов не связаны между собой тематически (за исключением концерта № 21).

Современник Бортнянского, Гектор Берлиоз так охарактеризовал его хоровую творчество:

"

"... Произведения его свидетельствуют о редком опыт в группировке вокальных масс, превосходное понимание нюансировка, полнозвучность гармонии. А больше всего удивляет свобода размещения хоровых партий ... В этой гармоничной ткани были сочетания, которые кажутся невозможными: то слышались вздохи, то смутное дремотное шепот, время появлялись акценты, по силе напоминающие крик, который захватывает ваш дух, сжимает сердце и грудь, а потом все растворялось в безмерном легком decrescendo, казалось, хор ангелов оставлял землю и постепенно исчезал в небесной вышине ". [5]

"

3.2. Оперное творчество

Бортнянскому принадлежат 6 опер, из которых первые три он создал в Италии на тексты на итальянском языке, а последние три - в России на тексты на французском языке. Из трех итальянских опер только опера "Алкид" была напечатана [6], тогда как третья - "Квинт Фабий" - существует только в рукописи [7], а первая - утеряна. Оперы написаны в традициях оперы-сериа, со значительным влиянием тогдашних новаторских течений, которые приближали оперу к драме. В частности, в опере "Алкид" образ главного героя раскрыт в развитии, показаны различные состояния его души. К новаторских черт можно отнести также тенденцию к драматизации речетативом и усиление драматургической функции хора.

Из трех опер русского периода наиболее известна его вторая опера - "Сокол", которая была поставлена ​​после почти двух веков забвения на сцене Московского камерного музыкального театра в 1970-е годы и записана на пластинку. Все оперы русского периода относят к лирико-комического жанра, отмечают сочетание традиций французской комической оперы и итальянской оперы-буффа.

В Украину из опер Бортнянского выполнялись "Алкид" (концертные исполнения 1984 года в Государственной филармонии УССР итальянском и в 2000 году Обществом камерной оперы в Киеве на украинском языке в переводе Стрихи) и "Сокол" (концертные исполнения 1995 года общество камерной оперы в Киеве и в 1997 году Национальной филармонией Украины, сценическое исполнение 1996 Обществом камерной оперы в Киеве все на украинском языке в переводе Стрихи).


3.3. Инструментальное творчество

Инструментальные произведения Бортнянского были написаны во второй половине 1780-х годов, в то же время когда и оперы на франкоязычные либретто. Сохранилось лишь небольшое количество инструментальных сочинений Бортнянского - три сонаты для клавесина, концерт для чебмало с оркестром, квинтет и Концертная симфония. Эти произведения предназначались для салонного музицирования при "малом" дворе престолонаследника Павла, а клавирные произведения, вероятно, предназначались для выполнения его женой - Софии Доротее Вюртенберзькою.

В стилевом отношении инструментальные произведения Бортнянского принадлежат классическому стилю. На ней сказались влияния клавирных сонат И. К. Баха, итальянской инструментальной сонаты, оперной увертюры, симфонии, а также влияния Мангеймском и венской школы. Образной сфере присущ светлый и жизнерадостный характер, характерны живость движения, динамизм, сосуществует с игривой или кантилену лирикой и не характер конфликтность или драматические коллизии.

Большинство произведений одночастные (две из трех клавирных сонат) или представляют собой трехчастного цикла (квинтет, симфония, одна из сонат), в котором крайние части - быстрые, а средняя - медленная. В первых частях сонат используется старосонатна форма с характерным преобладанием експозицийности и отсутствующим или слабовыраженный тематическим развитием. В финалах применяется форма рондо.

Хотя инструментальная музыка сравнительно легкая с технической точки зрения, исследователи отмечают в ней "необыкновенное богатство художественных образов, высокий творческий интеллект композитора" [8]. Л. Корней отмечает, что в мелодике лирических и танцевальных тем ощутимые украинские национальные черты [9].


4. Влияние на дальнейшее развитие русской и украинской музыки

Памятник Дмитрию Бортнянскому в Глухове (1999), скульптор - И.А.Коломиець
Дмитрий Бортнянский на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде

Творчество Бортнянского имела значительное влияние на дальнейшее развитие как российской, так и украинской музыки.

Почти полвека жизни Бортнянского было связано с музыкальным образованием, с важнейшими процессами становления музыкальной культуры в России, благодаря чему в России Бортнянского считают русским композитором [10]. По оценке российского музыковеда Б. Асафьева, "Бортнянский выработал стиль с характерными оборотами, который сохранил свою силу на несколько поколений вперед. Эти типичные обороты не только попали в Глинки, а далее - до Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина" [11].

В то же время, начиная с 1920-х годов, творчество Бортнянского становится предметом особого внимания украинских музыкантов. Станислав Людкевич в статье "Д. Бортняський и современная украинская музыка" ( 1925) призвал украинских музыкантов развивать традиции, заложенные Бортнянским, "глубже и основательнее погрузиться в большую культурную сокровищницу, которая сосредоточена в произведениях Бортнянского, найти в ней источники и основы нашего возрождения".

Традиционно украинские музыковеды отмечают использовании интонаций Украинской народной песне в хоровом творчестве, что было обусловлено тем, что первые музыкальные впечатления композитором были получены на Украину, украинскую были также большинство друзей Бортнянского в хоровой капелле и его учитель - Полторацкий. В частности, Лидия Корней отмечает: [12]

  • типичные для украинских песен нисходящую лирическую сексту V - VII # - И степени (на примере хоровых концертов № 13, конец II ч., № 28, финал)
  • типичные обороты с уменьшенной квартой между III и VII # ступенью в миноре,
  • типичные для лирических песен жалобные интонации с увеличенной секундой между III и IV # ступенью в миноре.

Влияние творчества Бортнянского отмечают в творчестве украинских композиторов Н. Лысенко, К. Стеценко, М. Вербицкого, М. Леонтовича, М. Дремлюги, Л. Ревуцкого, К. Доминчена, Б. Лятошинского и др..


5. Память

Имя Д. С. Бортнянского носит училище культуры и искусств в Сумах, улица во Львове, камерный хор при Черниговской филармонии.

В Глухове, на родине композитора установлен памятник композитору. Автор - выдающийся украинский скульптор Коломиец И.А.

В начале 1990-х народная артистка Украины Наталья Свириденко (клавесин) создала Трио имени Дмитрия Бортнянского (клавесин, флейта, сопрано), которое активно популяризировало творчество композитора.


6. Список произведений

Оперы
, На либретто на итальянском языке
, На либретто на французском языке
для симфонического оркестра
  • Концертная симфония
камерно-инструментальные произведения
  • Септет
  • Квинтет
  • Квартет
  • 8 сонат для клавесина
  • пьесы для чембало, скрипки.
кантаты
  • в том числе "Певец во станет русских воинов" (сл. В. Жуковского, 1812)
хоровые произведения
  • духовные концерты (35 для 4-громкой смешанного хора, 10 для двойного хора)
  • гимны, посвященные знатным лицам
  • похвальная (4 для 2-громкого хора, 10 для 8-громкого хора, причастники)
  • 2 литургии
  • херувимские (7 для 4-громкого хора, одна для 8-гласного)
  • духовная музыка латинском языке ("Ave Maria", "Salve Regina", мотеты)

Источники


8. Библиография

  • Лебедев М. Березовский и Бортнянского как композитор церковного пения. - СПб, 1882.
  • Доброхотов Б., Д. С. Бортнянского. - М. - Л., 1950.
  • Маценко П. Дмитрий Степанович Бортнянский и Максим Созонтович Березовский. - Виннипег, 1951
  • Рыцарева М. Композитор Бортнянского. Жизнь и творчество. - Л., 1979.
  • Иванов В. Дмитрий Бортнянский. - М., 1980.
  • Вихорева Т. Духовная музыка Д.С.Бортнянского. - Saarbr?cken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 252 с. ISBN 978-3-8484-2962-2
отдельные статьи
  • Волынский И., Дмитрий Бортнянский i Западная Украина / / в сб.: Украинское музыковедение, кн. 6, К., 1971;
  • Xiврич Л., Фугатнi формы в хоровых концертах Д. Бортнянского, там же.
  • Иванов В. Родовид Бортнянского / / Друг Читателя, 1993, 28 января
  • Гордейчук М. Дмитрий Бортнянский / / Музыка, 1983, № 5
  • Степаненко М. Неизвестный произведение Бортнянского / / Музыка, 1983, № 1
  • Некрасова Н. Премьера через 200 лет / / Музыка, 1984, № 5
  • Юрченко М. Два мотеты Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1985, 13 января
  • Цвенграш Г. Гектор Берлиоз о Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1997, 28 мая
  • Костюк Н. Дмитрий Бортнянский и украинская культово-религиозная традиция / / Вестник, 2003, № 1

Примечания

  1. а б Согласно данным сайта findagrave.com - www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&GRid=22202508. Зато украинские и советские источники не указывают точной даты рождения.
  2. Иванов В.
  3. энциклопедия Петербурга - spbin.ru / encyclopedia / cemetries / smolenskoye.htm
  4. Рыцарева. - С. 101-102
  5. цитируется по изданию Ю. Павленко 100 известнейших украинский - ebk.net.ua/Book/biographies/100nu/part2/bortniansky.htm - "Автограф". Книжный дом "Орфей". Киев 2005
  6. Бортнянский Д. Алкид / Общ. редакция М. Берденникова - Украинский перевод либретто М. Литвинцев - К., 1985
  7. Хранится в музее им.Глинки
  8. Рыцарева. - Л., 1979. - С. 179
  9. Л. Корней. История украинской музыки. Т.2. - М.; Харьков; Нью-Йорк: М. П. Коць, 1998. - С.296
  10. см., например, статью К. Ковалева-Случевского Проблемы "украинизации" творчества и имени композитора Д.С. Бортнянского - www.kkovalev.ru / Bortnian_Ukraina.htm
  11. Асафьев. Полное собрание творв. т.1 - М. 1954. - С. 125
  12. Л. Корней. История украинской музыки. Т.2. - М.; Харьков; Нью-Йорк: М. П. Коць, 1998. - С.244

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам