Ботинки (ван Гог) ( англ. A pair of shoes ) - Один из необычных по сюжету натюрмортов голландского художника Винсента ван Гога 1886 года.


1. Новые вещи в натюрмортах

Виллем Класс Хеда. "Суета сует".

Уже в 17 веке мастера голландского натюрморта начали рисовать в них необычные или экзотические вещи. В период господства демократических вкусов и вещи в натюрмортах обычно демократического направления - кухонная посуда, керамическая масляная лампа, люлька курильщика т.д.. Наряду с традиционными цветочными натюрмортами возникают натюрморты с цветами и другими вещами, которые становятся аллегориями мимолетности молодости, наслаждений жизни, быстротечности времени и его разрушительных качеств. В натюрморты входят изображения часов и человеческого черепа, свечи, листы гравюр или рисунков, изображения старых книг по смятыми страницами, изображения карт, глобусов, музыкальных инструментов.

Каждая из вещей этих натюрмортов в сутки барокко несет несмотря визуальный вид - скрытый аллегорический смысл, понятный образованному лицу.

Ян ван Ос. "Натюрморт с рыбами, белыми маками и фруктами"
  • Череп - напоминание о неминуемой смерти.
  • Гнилые фрукты - символ старости. За каждым фруктом закреплялась свой симоличний содержание (свежие фрукты - олицетворение богатства, груши, вишни, виноград - грехопадение, инжир, персики, яблоки - олицетворяли эротизм, сладострастие.)
  • Мыльные Бульбаш - как ссылки на латинскую пословицу homo bulla - "человек есть мыльный Бульбаш". Итак мыльные Бульбаш - намек на случайную смерть.
  • Люлька курильщика - мимолетность, быстротечность человеческих наслаждений.
  • Белый фарфор - чистота.
  • Стеклянные бокалы - уязвимость человека, как и стекла, часто разбивали.
  • Бутылка - намек на грех пьянства.

В новые натюрморты пришли даже медицинские инструменты, как намек на человеческие болезни. Одновременно создают натюрморты, не несут двойного, аллегорического содержания ( Юдит Лейстер, "Цветы в фарфоровой вазе", Виллем калфа, "Натюрморт с рыцарскими доспехами"). В страну, богатеет, везут из-за океана китайский фарфор, арабские ковры, экзотические тропические фрукты. Натюрморты типа "Ванитас" еще теряют популярности. Новые образцы их с приборами художественной мастерской пишут фламандец Себестьян Боннекруа и голландец Корнелис Гисбрехтс. Но система аллегорий не выдерживает давления. Голландское искусство постепенно теряет демократизм и начинает ориентироваться на аристократические вкусы. В натюрморты приходят арабские ковры, китайский фарфор, экзотические фрукты и раковины тропических морей, серебряный и золотой посуды заменяет олово или простые керамические изделия ( Виллем калфа, "Китайский фарфор и стеклянные бокалы", 1662 г., Берлин). Художники Ян ван Хейсум (1682 - 1749) и Ян ван Ос (1744 - 1808) пишут декоративные цветочные натюрморты уже без намеков на любую мимолетность.

  • Мабюз (Ян Госсарт), Ванитас, 1517 год, Лувр.

  • Бартоломеус Брейн старший, "Суета сует", до 1550 года.

  • Балтазар ван дер Аст, "Экзотические фрукты и ракушки", 1620 год.

  • Питер Клас, "Суета сует", 1625 год.

  • Ян Давидс де Хем. "Книги и скрипка", 1628 год.

  • Ян Янс ден Уилл, "Посуда", 1637 год.

  • Якоб Маррел, Ванитас, 1637 год

  • Питер Клас. Ванитас. 1640 год. Маурицхейс. Гаага

  • Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом. 1642 год.

  • Юдит Лейстер. "Цветы в фарфоровой вазе", 1654 год, Музей Франса Галс

  • Виллем калфа, "Китайский фарфор и стеклянные бокалы", 1662 г., Берлин

  • Корнелис Гисбрехтс, "Натюрморт с палитрой и кистями", 1665 год.


2. Описание произведения

Один из первых натюрмортов, созданный молодым Винсентом ван Гогом, чисто цветочный ("Ваза с красными маками, хризантемами и розами", возможно 1886 год). Не нужно быть знатоком живописи, чтобы понять, что это произведение художника - начинающего. Композиция слабая, цветов много, они заполняют всю поверхность полотна настолько плотно, что почти не видно фон или среда, где разместили цветы. Но художник быстро учится. Он способен выбросить все лишнее ради чистоты композиции и показа "вещей с биографией". В период поисков для очередной картины он и увидел пару ботинок на блошином рынке. Чтобы продать старые ботинки, их мыли и чистили, но скрыть старость ношеной обуви не удалось. Винсент ван Гог как посмотрел на них новыми очима. Они станут воодушевленным отображаться шести картин, удивляя необычной вещью для натюрморта и возвращенным демократизмом в довольно спокойный жанр конце 19 века.


Источники

  • 100 шедевров из коллекции Музея Ван Гога.
  • Звездина Ю. Н. эмблематики в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века, М., 2004 г.

См.. также


п ? в ? р Винсент ван Гог
Картины Van Gogh Self-Portrait with Grey Felt Hat 1886-87 Rijksmuseum.jpg
Собрание