Надо Знать

добавить знаний



Бронислав Малиновский


Bronislawmalinowski.jpg

План:


Введение

Бронислав Малиновский
англ. Bronisław Kasper Malinowski
Bronislawmalinowski.jpg
Родился 7 апреля 1884 ( 18840407 )
Краков, Австро-Венгрия
Умер 16 мая 1942 (58 лет)
Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США
Область научных интересов социальная антропология
Alma mater Ягеллонский университет
Ученое звание профессор

Бронислав Каспер Малиновский (польск. Bronisław Kasper Malinowski, * 7 апреля 1884 года, Краков - 16 мая 1942 года, Нью-Хейвен) - польско-английский антрополог, этнограф и социолог. Основоположник функциональной школы в антропологии и социологии. Доктор философии ( 1908), доктор физико-математических наук (1908), профессор ( 1927).

Исследовал проблемы сексуальности (в том числе связь сексуальности с мифологией и культурой), проблемы психологии, родства, обычаев, права, магии, религии, этики, экономики и т. д.

Влияние на развитие социологического психологизма и ряда направлений философии, социологии, антропологии, культурологии и этнографии.


1. Биография

Родился в Кракове ( Польша). После окончания школы поступил в Краковского университета, где изучал физику и математику. Получил докторскую степень ( 1908), два года занимался физической химией в Лейпциге, но потом отказался от юношеской страсти к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии. Изучал антропологию и этнографию в Лондонской школе экономики ( 1910 - 1914), общаясь во время учебы с Джеймсом Фрэзером, Ч. Зелигман, Е. Вестермарк и другими виднейшими специалистами в избранной им области. В 1913 начал преподавательскую деятельность. Проводил полевые этнографические исследования в Новой Гвинее и на островах Тробриан ( 1914 - 1918), а затем провел год на Канарских островах два года в Австралии. Вернувшись в Европы, Б. Малиновский стал преподавать социальную антропологию в Лондонском университете и получил там звание профессора ( 1927). В 1938 г. выехал в Америкидля преподавания в Йельском университете и проведения полевых исследований в Мексике. Умер в Нью-Хейвене ( США).


2. Основные положения функционализма Малиновского

  • 1. Исторический процесс непознаваем. Попытки исследования эволюции культурных элементов - бессмысленны.
  • 2. Задача этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.
  • 3. Этнология отталкивается от концепции "социальных институций", под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения. С их помощью и в их рамках индивиды реализовывают свои взаимные ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. В своей совокупности "социальные институции" формируют социально-функциональную структуру общества.
  • 4. Культура служит потребностям индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении других физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше целей.

Например, магия, по мнению Малиновского, дает психологическую защиту от опасности, миф - добавляет исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и ненужных элементов.


2.1. Аксиомы функционализма

  • А. Культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей.
  • B. Культура является системой объектов, действий и установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для какой-то цели.
  • С. Культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы.
  • D. Все эти объекты, виды деятельности и установки организованы для решения жизненно важных задач в форме институтов, таких как семья, клан, община, племя. Эта организованная структура создает почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности.
  • E. С динамической точки зрения, есть такой, который рассматривается как род деятельности, культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности.

Культурный процесс, рассматриваемый с точки зрения его конкретных проявлений, всегда включает человеческий фактор, который определяет соотношение различных видов деятельности между собой. Люди организуют культурные элементы, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или с помощью символических действий. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов - вот три составляющих культурного процесса.


3. Магия, религия, наука

Как профессор в Лондонской экономической школе Малиновский стал защитником молодой науки, которую он решил назвать "Социальная антропология". Он не пренебрегал никакой возможностью, чтобы подчеркнуть важность этой дисциплины перед финансистами, и его значение для антропологии не было лишь интеллектуальным. Но и в этом плане Малиновский постоянно заботился о том, чтобы показать оригинальность отстаиваемой им новой методики. Это особенно проявлялось в его подходе к одному из главных вопросов эволюционистской антропологии - вопрос о связи между магией, наукой и религией. В этой сфере Малиновский начинает с защиты рациональности дикарей. Цель активного наблюдение заключается, по его убеждению, именно в том, чтобы трансформировать видимое хаос в хорошо упорядоченные сообщества, которые соответствуют строгим и четким правилам. Он отмечает, например, огородничество всегда связано с магией, а магические ритуалы считаются необходимыми для хорошего урожая. Это, однако, никак не мешает тромбриандцям быть ловкими огородниками и, например, хорошо знать почвы. Они знают, что на песке ничего не вырастет, и они могут давать почти научные объяснения бесплодия почвы. Иначе говоря, им не придет в голову попробовать удобрить их магическими обрядами ( 1974). Магия не может также заменить труд людей, чтобы вырастить зерно. Их глубокие агрономические знания не противоречат утверждению о то, что магия необходима для хорошего урожая. Однако магия полностью отделена от работы, она никак не заменяет умение, усилия и удобрения. Роль магии ограничено единственной сферой, а именно - отводить насланы и призвать удачу. Относительно того, каким было бы земледелие без магии, то никто вопрос таким образом не ставит. Из этого хорошо видно, где черпал вдохновение Эванс-Притчард для своих исследований магии. По утверждению Малиновского, тробриандци считают, что природу необходимо контролировать трудом: чтобы свиньи не лезли в город, надо поставить забор, а не прибегать к магическим ритуалам. Если забор сломается, надо его поладить, а не просить о помощи оккультные силы. Но, с другой стороны, они также уверены, что некоторыми случайными событиями можно управлять с помощью духовных сил: нужно, чтобы вовремя прошел дождь, чтобы Солнце светило длинными отрезками времени, т.е. речь идет о все те вещи, которые не являются постоянными в разные годы и которые нельзя регулировать физическими средствами. В вопросах мореплавания и строительства судов тробриандци тоже обладают немалым умением. При этом они знают, что лучше всех судов и лучший моряк не застрахованы от большой волны, от опасных штормов или смертельных рифов. Малиновский выделяю две роли: тот или иной человек может быть магом, огородником или ремесленником, но он не смешивает эти две работы, они скорее дополняют друг друга, а не противоречат. В отличие от Фрейзера, которого он открыто не критикует, Малиновский показывает, что "Первобытное человеку" не хватает рациональности, а его знания некоторыми своими аспектами являются своеобразными формами науки : строя лодки, тробриандци способны объяснить законы гидродинамики и равновесия и применить их на практике. Малиновский показывает, наконец, что магия - это не религия, и они не заменяют друг друга. Чтобы понять разницу между этими двумя институтами, можно сравнить два обряда: в первом случае представим обряд, который осуществляется с целью уберечь от смерти роженицы. Во втором случае представим церемонию празднования рождения ребенка. Первый обряд направлен на практическую цель, он предусматривает осуществление чего-то конкретного. Вторая церемония не имеет такой практической цели. Это различие влечет за собой другую - более общую, а именно различие между магией и религией. Магический акт направлен на осуществление чего-либо. Хотя религиозный акт и не имеет практической цели, Малиновский считает, тем не менее, он имеет внешнюю причину, то есть его функция служит способом укрепить сплоченность группы. Религия нейтрализует центробежные тенденции, она обеспечивает восстановление морали. Религия требует, между прочим, наличие отдельного сообщества и проявляются через регулярные праздники. На этом социальном аспекте говорили Робертсон Смит Эмиль Дюркгейм. Относительно Малиновского, он отрекается от этой позиции, отмечая, что значительная часть религиозного опыта является личным и даже одинокой, в том числе и в "Первобытное обществах". В религии функции отличные от социальных: она служит для того, чтобы придать мужества человеку, укрепить его уверенность, она поощряет все полезные мысли. Не такой является роль науки и магии: в первом случае люди пытаются контролировать силы природы, во втором - восполнить недостаток знаний. Религия, магия и наука не являются, следовательно, различными стадиями эволюции обществ, а соответствующие специфическим запросам.


4. Дневник этнографа

Когда вдова Малиновского опубликовала дневник своего мужчины в 1960-х годах, этот документ произвел эффект маленькой бомбы в мире антропологии. Тот, кого справедливо считают истинным полевым исследователем и одним из основателей культурного релятивизма, признается в своих записках, что ему было тяжело среди тробриандцив. Более того, Малиновский называет их черномазых, есть чрезвычайно пренебрежительно. Он говорит также о своей "общую сразу от черномазых", и это дает возможность "понять все колониальные зверства бельгийцев и немцев". Можно понять озабоченность представителей науки, которая склонна отождествлять с некоторой апологией Первобытное людей. Однако было бы ошибкой воспринимать эти высказывания буквально. Видно и писались не для того, чтобы публиковаться (и Малиновский не публиковал их), и лишь отражают усталость, одиночество, уныние, раздражение и все личные трудности, которые обязательно сопровождают работу на месте, особенно если она ведется в условиях изоляции, в которых работал Малиновский. Во многих местах своего дневника Малиновский опровергает такие свои настроения. Он пишет, например: "Я снова радуюсь, что нахожусь среди настоящих людей природы". Малиновский испытывает тоску по Родиной. Такой дневник может помочь освободиться от тяжелых мыслей и утолить ностальгию. И тем не менее публикация его провоцирует некоторые вопросы. Можно, например, задуматься, каким, наконец, есть настоящий Малиновский. Тот, кто воспоет достоинства Тробриандских общества, тот, что жалуется на свою жизнь среди дикарей?


5. Библиография

  • "Семья у аборигенов Австралии. Социологическое исследование" (1913),
  • The Trobriand Islands (1915),
  • "Аргонавты западной части Тихого океана" (Argonauts of the Western Pacific, 1922),
  • Crime and Custom in Savage Society (1926),
  • Myth in Primitive Society (1926),
  • The father in primitive psychology (1927),
  • "Отцовство в первоначальной психологии" (1927),
  • "Секс и подавление в первобытном обществе" (Sex and Repression in Savage Society, 1927),
  • "Основания религии и морали" (1929),
  • The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia (1929),
  • "Магия коралловых садов" (Coral Gardens and Their Magic: A Study of the Methods of Tilling the Soil and of Agricultural Rites in the Trobriand Islands, 1935),
  • "Основы веры и морали" (1936).

5.1. Изданные посмертно

  • "Научная теория культуры и другие очерки (The Scientific Theory of Culture, 1944),
  • "Свобода и цивилизация" (1944),
  • "Динамика культурных изменений" (The Dynamics of Culture Change, 1945),
  • "Магия, наука и религия и другие очерки" (Magic, Science, and Religion, 1948),
  • "Секс, культура и миф" (1962),
  • A Diary In the Strict Sense of the Term (1967).

Источники

  • Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон +, 1998. - (История философии в памятниках). C. 359.
  • Кравченко А. И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
  • Bronislav Malinovski. A Scientific Theory of Culture. Chapell Hill: The University of North Carolina Press, 944, p. 150.
  • Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.
  • Дельеж. Очерки по истории антропологии. - М.: Издательский дом "Киево-Могилянская академия", 2008. - 259 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам