Надо Знать

добавить знаний



Бруно Шульц



План:


Введение

Улица Шевченко в Дрогобыче на отрезке от отеля "Тустань" в костела святого Варфоломея. Справа - парк Степана Бандеры. Место на тротуаре (между двумя деревьями), где был убит Бруно Шульц. На дороге - бесконечник и другие писанкарськи символы, которые остались после Большой Гаивки.
Памятная плита на тротуаре на месте гибели Бруно Шульца.

Бруно Шульц (* 12 июля 1892, Дрогобыч - ? 19 ноября 1942, Дрогобыч) - галицкий писатель и художник еврейского происхождения с Дрогобыча, писал польском и немецком языках. Литературные критики ставят книги Бруно Шульца на один уровень с произведениями Марселя Пруста и Франца Кафки. Посмертная слава Бруно Шульца - мирового уровня.

Все творчество Бруно Шульца может рассматриваться как реминисценция тех впечатлений и переживаний, которые он вынес из своего детства, прошедшего в патриархальной еврейской семье, в Дрогобыче - галицком городе с его определенным укладом жизни, традициями и ритуалами.


1. Из биографии

Учился в Львовском политехническом институте и Венской академии искусств (стажировался в Париже, Варшаве).
В 1924-1941 годах работал учителем рисования и ручного труда в государственной мужской гимназии им.Короля Владислава II в Ягайло в Дрогобыче. Одним из его учеников был Анджей Хцюк, который оставил теплые воспоминания о своем учителе.

Бруно Шульц - писатель и живописец, талант которого пробудившийся понадчутливим, необычным восприятием среды, что его окружало. Таким образом детство стало для будущего художника неисчерпаемым источником вдохновения. "Искусство, которое мне ближе - это умение возвращаться в прошлое, в детство. Когда была возможность направить время в обратную сторону, какой-то скрытой тропе попасть в детство, вновь пережить его полноту и всеобъемность - это стало бы достоянием" гениальной, мессианской времени ", которую обещают и какой клянутся все мифологии мира" - признавался Бруно Шульц, который вырос в многоязычной среде: в семье - польский и немецкий языки, а на улице еще и украинского и идиш...

В начале 20-х годов Бруно Шульц работал над циклом рисунков "Книга идолопоклонства", участвовал в коллективных экспозициях в Варшаве и Львове. Тогда же он в Закопане ознакомился с писателями В. риффы и Деборой Фогель. Переписка с этими единомышленниками составили основу первой книги Бруно Шульца "Коричные магазина", которую ему удалось издать при содействии известной писательницы Зофии Налковськои. Дебют Шульца стал сенсацией в Польше. С ним знакомятся представители молодого литературного поколения: Витольд Гомбрович, Юлиан Тувим, Тадеуш Бреза. Его рассказы с радостью печатают в столичных журналах. Возникает дискуссия, в которой Бруно Шульц получает возможность сформулировать свое видение основ поэтики "цинамонового магазинов": "Я считаю" Магазины "автобиографической повестью. Не только потому, что она написана от первого лица и в ней можно найти события и переживания детства автора. "Магазины" - автобиография, а скорее - духовный родословную, поскольку в ней воспроизведен духовное происхождение до тех глубин, где оно переходит в мифологию, тонет в мифологическом сне. Мне всегда казалось, что истоки индивидуального духа, если достаточно глубоко исследовать их, теряются в каких-либо мифических дебрях. Это последнее дно, дальше которого проникнуть нельзя ". Следующего после дискуссии года в программном эссе "Мифизация реальности" Бруно Шульц развил идеи поэтики мифологизування и сделал их основой своей теории литературного творчества. Продолжая линию Мартина Хайдеггера, он ищет связи между причиннонаслидковистю действительности и законами поэтического языка. Слово у Бруно Шульца - носитель першомифу, в связи с этим цель поэзии он видит в раскрытии основ бытия, скрытых в слове, в возвращении к истокам слова и жизни. После выхода в свет "цинамонового магазинов" Бруно Шульц переживал активный период своего творчества: работал над книгой "Санаторий под клепсидрой", переводил "Процесс" Франца Кафки. Как художник, Бруно Шульц формировался под влиянием философских идей Карла Густава Юнга и Франца Кафки. Выходом 1937 года "Санатория ..." завершился период творческих успехов и надежд Бруно Шульца. Его попытки выдать книги в Европе, а также организовать выставку произведений живописи завершились неудачами. Личные проблемы художника развивались параллельно с трагическими европейским событиями: 1939 вспыхнула Вторая мировая война. Бруно Шульц переживает в Дрогобыче приход и уход нацистских и советских войск. Его заставляют рисовать портрет Иосифа Сталина и полотно "Освобождение народа Западной Украины". Затем арестовывают за использование в картине голубых и желтых цветов. При немцах Бруно Шульц находится в еврейском гетто и в конце трагически погибает от пули немецкого офицера.

1992 ЮНЕСКО провозгласила годом Бруно Шульца. Его книги "Коричные лавки" и "Санаторий под клепсидрой" переведены на все европейские языки, а также на японский, еврейский, корейский.

Франция удостоила художника (посмертно) престижной литературной премии, Каннский фестиваль - высокого приза за фильм по повести "Санаторий под клепсидрой", документы, связанные с его биографией представлены в Центре еврейской истории в Манхэттене (США). Израильтяне вырубили пять фресок Бруно Шульца в Дрогобыче и вывезли в мемориального музея Холокоста в Израиле. Эти фрески обнаружил немецкий режиссер Б.Гейсслер.

Несколько стран сегодня соревнуются за право считать Бруно Шульца "своим" мистцем, хотя несколько десятилетий назад его творчество было известно лишь преданным поклонникам его таланта, прежде всего в Польше. Бруно Шульц сегодня считается одним из тех художников мира, которые не только отразили дух современной им эпохи, но и своим творчеством способствовали формированию новой гуманитарной стратегии. Идея мифологизму, возрождена в конце XIX века творчеством Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера, в ХХ веке стала одной из ведущих категорий культуры. Проза Бруно Шульца обращена не столько к личной биографии или истории, сколько к интерпретации вечных мыслей, заложенных в основу библейского мифа.

Галицкие реалии, собственно, дрогобычские улицы, магазины, гимназия, театр были для писателя постоянным источником художественного вдохновения как Витебск для М. Шагала или Дублин для Джеймса Джойса. Создан творческим воображением Бруно Шульца мифологический образ Города - символическое пространство, которому присущи универсальные черты опять-таки созданного Шульцем Вселенной, имеет конкретные черты все того же Дрогобыча.


2. Графика

В своих графиках внутренне он, возможно, наиболее близко стоит к "Капричос" Гойи. Сон разума, высвобожденная подсознание, размытые рамки между воображением и реальностью - характерные признаки, присущие художественном творчестве Шульца, присутствуют и в работах его современника Станислава Игнация Виткевича и целого ряда художников экспрессионистических направлении - Эгона Шиле, Альфреда Кубина. Сам Виткацы видит принадлежность Шульца как графика к Демонологи. И дело здесь не в демонических персонажах, а в том темном фоне, которое скрывается на дне человеческой души, и через которое, лишь благодаря значительным усилием воли и работе самой души, прорастают другие, гуманистические чувства. Известный цикл его рисунков - "Идолопоклонна книга" - вызвал в свое время разную реакцию - от признания Шульца как талантливого художника к обвинениям в порнографии. Часть рисунков выполнена карандашом, а часть тяжелой и употребляемых техникой "cliche-verre" (продряпування на зажженной фотобумаге).


3. Книги

Его литературные произведения начали печататься благодаря писательницы Зофьи Налковський, которая стала его покровительницей в литературном мире Варшавы. Он неожиданно становится сенсацией сезона, с ним переписываются такие значительные фигуры польской культуры, как Станислав Игнаций Виткевич, Юлиан Тувим, Витольд Гомбрович.

Шульц бежал в свое воображение, магически обладая даром при помощи слова и карандаша творить причудливый мир. Он всегда был убежден, что среди всех ценностей земной жизни, наибольшую стоимость имеет духовный мир человека. Как сохранить напряженное духовную жизнь, которому всегда препятствуют тривиальные жизненные обстоятельства и грозит депрессия и меланхолия? В его произведениях и письмах открывается лишь часть того айсберга, которым было напряженное внутреннее жизни художника.

Самые литературные произведения: "Коричные магазине", "Санаторий под клепсидрой".

Першовидання "цинамонового магазинов" Бруно Шульца можно увидеть в музейной комнате в помещении педуниверситета.

Полный перевод на украинский язык этих произведений Бруно Шульца исполнил Андрей Шкрабьюк.


4. Наследие художника

Большинство Шульцевих художественных работ и рукописей потеряна, утраченное даже место, где был похоронен. Самая сборник рукописей, рисунков, график и писем Бруно Шульца сохраняется в Варшавском музее Литературы им. Мицкевича, несколько рисунков у Львовской галерее искусств. Музей "Дрогобичина" имеет сохранении несколько отреставрированных фресок с виллы Ландау. В фондах отдела искусств Львовской научной библиотеки им.В. Стефаника НАН Украины недавно была обнаружена одна из график Шульца, считавшейся утраченной.


5. "Шульцгейт"

"Покровитель" Шульца во время немецкой оккупации, Феликс Ландау, "предложил" Шульцу расписать комнату для своих малолетних дочери и сына. Бруно украсил стены детской сказочными персонажами: принцессой, рыцарем на коне, гномиками, каретой с извозчиком ... В начале ноября 1942 всех евреев Дрогобыча переселяют в гетто. Шульц решает бежать, по инициативе Зофии Налковськои он получает деньги и фальшивые документы. 19 ноября 1942 имея нужные документы Бруно Шульц был бежать. В тот же день, позднее названного "черным четвергом", в гетто возникла перестрелка, в ходе которой Бруно Шульц был убит двумя выстрелами в голову шарфюрер СС Карлом Гюнтером. Место захоронения неизвестно.

Почти 60 лет эти росписи оставались легендой. И вот в конце первой декады февраля 2002 года в одном из частных домов Дрогобыча ( Львовская область) немецкие кинодокументалисты во главе с Беньямином Гайслером нашли "сказочную комнату" "виллы Ландау". А в начале 3-й декады мая более половины этих изображений было демонтировано и вывезено за пределы Украины. Эвакуация "сказочных героев" осуществили представители иерусалимского Института Холокоста "Яд Вашем".


6. Краткое жизнеописание

  • 1892, 12 июля - родился в Дрогобыче. Был самым молодым из детей Якуба Шульца, происходивший из Судовой Вишни, владельца лавки с тканями в Дрогобыче на пл. Рынок 10 и Гендель-Генриетты из дома Кухмаркер, происходившей из семьи дрогобычских торговцев лесом и владельцев лесопилке. В семье Шульц было еще двое детей - Изидор и Ганя.
  • 1910 Получил аттестат с наилучшими оценками и примечанием: "Рекомендовать к обучению в университете". По совету семьи сдает вступительные экзамены не на живопись, а на строительный отдел Львовской Политехники. В этой "связи с болезнью отца была ликвидирована магазин и семья переселилась в дом сестры Шульца Гане Гофмана по ул. Беднарский.
  • 1915 Семейный дом Шульца на площади Рынок 10 был сожжен русскими во время военных действий в Дрогобыче.
    • 23 июня - в ​​возрасте 69 лет умирает отец Шульца, Якуб.
  • 1918 Присоединяется к группе Kalleia, созданной молодыми почитателями искусства из ячейки еврейской интеллигенции Дрогобыча. В это время интенсивно занимается самообразованием, много читает и рисует.
  • 1920 Начинает работу над "Идолопоклонною Книгой" (Xiega ba lwochwalcza).
  • 1922, Март - участвует в сборной выставке в варшавской Zachecie.
    • Июнь - участие в сборной выставке Towarzystwa Przyjaciol Sztuk Pieknych (TPSP) во Львове.
  • 1923 Выезжает в Варшаву. Посредством п. Кейлин, с которой познакомился в Кудове, выполняет там ряд портретов на заказ. Несколько его работ показано на "Выставке работ еврейских художников" в Свободные.
  • 1928, лето - в Трускавце экспонируется выставка рисунков, график и масляных работ Шульца. Его обвиняют в порнографии и требуют закрытия выставки.
  • 1930, Май - выставляет свои работы в одном из залов Львовского Салона, также выставляется в Кракове на выставке еврейских художников. Во время отдыха в Закопане знакомится с Деборой Вогель - еврейско-польской писательницей, переводчицей, историком искусства.
  • 1931 В краковском TPSP показывается работ Шульца, Анны Кжетускей, Станислава Подгурского.
  • 1933, Декабрь - дебютирует в Wiadomosciach Literackich рассказу "Птицы", в то же время издательство "R?j" публикует "Коричные магазины".
  • 1934 В прессе печатаются его рассказ "Вторая осень", "Июльская ночь", "Гениальная эпоха".
  • 1935 Публикация в журналах рассказов: "Книга", "Додо", "Эдя", "Санаторий под Клепсидрой" и др..
  • 1937 В издательстве "R?j" выходит "Санаторий под клепсидра".
  • 1938, Ноябрь - получает Золотой Лавр Польской Академии Литературы.
  • 1939 Последняя публикация при жизни Шульца - статья "Зофья Налковська на фоне своей новой повести" ("Skamander", 108-110). В анкете Wiadomosci Literackich - "В мастерских польских писателей и ученых" Шульц пишет о подготовленную им новую книгу, которая состояла из 4 длинных рассказов.
  • 1940, Сентябрь - по заказу властей Шульц рисует масляную картину "Освобождение Западной Украины". Рисует в желто-синих цветах, за что был арестован и прошел допрос в НКВД как украинский националист.
  • 1941, 22 июня - нападение Германии на СССР.
    • 1 июля немецкие войска возвращаются в Дрогобыч. Школы закрываются, Шульц теряет работу. Начало немецких репрессий против евреев. Шульц попадает под опеку Феликса Ландау, который вовлекает его в малярных работ - выполняет стенопись в детской комнате на вилле, где жил Ландау и в казино гестапо.
    • 27 ноября казнен много евреев в Бориславе, среди них Анна Плоцкер и ее жених, становится страшным ударом для Шульца.
    • Переселение евреев в гетто, Шульц с семьей переселены в одноэтажного барака по ул. Столярского 18.
  • 1942 Шульц хочет спрятать свои рукописи и рисунки, для этого формирует их в несколько папок и передает лицам вне гетто. Больной, изможденный, голодный, находится в глубоком депрессии.
    • Друзья из Варшавы помогли ему выработать фальшивые арийские документы и готовится его побег из Дрогобыча.
    • 19 ноября - обеспечен фальшивыми документами и деньгами, решает бежать из Дрогобыча. По дороге к юденратов, куда шел за хлебом, попадает под "дикую акцию" местного гестапо против евреев. Погибает на улице от пули Карла Гюнтера - гестаповца, противника Ландау.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам