Надо Знать![]() |
ВведениеБуддизм - одна из мировых религий [1], которая зародилась в Индии и распространена преимущественно в Азии : от Шри до Бурятии, и от Калмыкии в Японии [1]. Больше последователей имеет в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Тибете [1]. Предмет науки буддологии. Оригинальное название: Дхарма (Закон, Учение) или буддхи-дхарма (учение Будды). Слово "буддизм" создано европейцами в XIX веке [1]. 1. ВозникновениеБуддизм возник на северо-востоке Индии, на территории государств Магадга, Кошала и Вайшали, где проповедовал исторический будда Сиддгартха Гаутама [2]. Время появления этой религии связывается с датой смерти Гаутамы, которых в буддистской традиции существует два- 544 до Р.Х. и 486 до Р.Х. [3]. Первая дата была принята ЮНЕСКО как дата основания буддизма. Однако она отрицается буддологами [3], которые считают, что Будда умер около 400 до Р.Х., до походов Александра Македонского в Индию. Соответственно, появление буддизма следует датировать началом 4 век до Р.Х., серединой "Осевого времени" [3]. Причиной возникновения буддизма называют кризис традиционного ведического брахманизма в середине 1 тысячелетия до Р.Х. [3]. Место зарождения буддизма - северо-восточная Индия - была форпостом альтернативных религиозно-философских движений, которые поддерживались состоянию воинов- кшатриев для борьбы за власть с жрецами- брахманами [4]. Соответственно социальной опорой буддизма в Индии стали воины, а точнее их лидеры - правители раджи [2]. Сам Будда Гаутама также происходил из сословия воинов [4]. 2. Основы ученияОсновные положения буддизма изложены в Четырех истинах благородных [5] :
Хотя существует много направлений и школ буддизма, существуют его главные философские основы, которые разделяют все буддисты, Трилакшана (Три признака Буддийского учения):
Буддизм учит делать добрые и умелые поступки, избегать злых и неумелых поступков, а также очищать и развивать ум. Цель этих практик - положить конец страданиям и достичь угасания (Ниббана) жадности, злобы и лжи, и тем самым достичь Пробуждения (Бодхи). Буддизм отрицает существование абсолютного трансцендентного Бога -творца, который отмечается в аврамичних религиях, в частности в христианстве. Зато буддисты допускают существование многих божеств или богов, которые являются частью мира и зависящие от его законов. Эти божества так же как люди, стремящиеся стать буддами - существами, вышедших из круга перерождений и смертей, достигнув пробуждения. Общим для всех буддистских деноминаций является отрицание существования индивидуальной души человека. Вера в ее существование считается большим грехом - основным препятствием на пути к достижению состояния пробуждения. 3. Этика в буддизмеБуддийская этика построена на принципах непричинение вреда и умеренности. Воспитание при этом направлено на развитие нравственности (села), сосредоточенности (самадхи) и мудрости (панно). С помощью медитации буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными и психическими процессами. Благородный путь к спасению включает 8 шагов:
В буддистской этике существует 10 неумелых поступков, которые приводят к страданиям, как самого буддиста и окружающих его лиц. Их разделены на три категории: телесные, словесные и духовные неумелые поступки. К телесным относятся: убийство, воровство и ложные сексуальные отношения (супружеская измена, педофилия и т.п.). Словесные неумелые действия: ложь, сеяние раздора (разговоры, которые ведут к ссорам), обидные слова и бессмысленная беседа. Духовными неумелыми действиями являются: корыстолюбие, недоброжелательное отношение к другим и неверные взгляды.
4. ТекстыВозникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Трипитака [6], это слово означает на языке пали "три корзины". Трипитака были кодифицированы в 1 ст. до н. е. Тексты Трипитака разделен на три части - питака: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитака составляет Сутта-питака. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений. В третьей "корзине" - Абхидхамма-питака - содержатся главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
5. Течения и школыСуществует несколько десятков течений буддизма, которые можно в целом сгруппировать в три типа: Никая, Махаяна и Ваджраяна. Из школ Никая до наших дней сохранилась лишь школа Тхеравада. Каждая из ветвей буддизма считает, что она представляет истинное учение Будды; вместе с тем в некоторых школах считается, что гибкий характер буддизма позволяет ему изменять формулировку, терминологию и подходы согласно современным обстоятельствам. Школа Тхеравада, что означает "Учение Старейшина", строит учение и практику исключительно на Палийский каноне. Он считается старейшим из существующих буддийских канонов, его тексты воспринимаются как аутентичные во всех ветвях буддизма. Практика Тхеравады опирается на развитие "обстоятельного внимания", что приводит к развитию умелых качеств. Буддизм Никая, и в том числе Тхераваду, иногда называют Хинаяной ("Низко колесницей"), хотя это вообще считается невежливым. Тхераваду сегодня исповедуют в Шри Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде, частично в Вьетнаме и Малайзии, в целом в мире около 124 [7] миллионов человек. В Украине есть отдельные последователи Тхеравады [8], проводятся семинары по Випассаны [9]. В Махаяне (Большой колесницы") подчеркивается сочувствие ко всем и самоотверженный идеал Бодхисаттвы. В дополнение к текстам школ Никая, школы Махаяны признают в целом или частично ряд текстов, записанных возле первого столетия нашей эры. Эти поздние тексты написаны на санскрите, и посвящены достижению состояния Будды через следование путем Бодхисаттвы на протяжении бесчисленных веков. В связи с такими огромными отрезками времени, в некоторых школах Махаяны принимается идея достижения перерождения в "Чистой земли", не является само по себе Пробуждением, но как среда максимально способствует достижению Пробуждения. Буддизм Махаяны исповедуют сегодня в Китае, Японии, Корее и большей части Вьетнама, в целом в мире около 185 [1] миллионов человек. В Украине Махаяна представлена последователями японской школы Нитирэн-Сю (Ниппондзан Мьоходзи) Дзен [2]. Ваджраяна ("Алмазная колесница") разделяет многие из основных концепций Махаяны, но вместе с тем использует большое количество техник, предназначенных для совершенствования буддийской практики. Одна из составляющих Ваджраяны - использование психофизической энергии как средства достижения глубоких состояний сосредоточения и осознания. Эти глубокие состояния в свою очередь используются как путь к состоянию Будды. Утверждается, что с помощью этих техник можно достичь состояния Будды всего за одну жизнь. В дополнение к текстам Тхеравады и Махаяны, буддисты Ваджраяны признают большое количество текстов, в том числе буддийские Тантры. Ваджраяну сегодня исповедуют в основном в Тибете, Непале, Бутане, Монголии, Калмыкии, северной Индии, частично в Китае и Японии, в целом в мире около 20 [3] миллионов человек. Самым известным духовным лидером Ваджраяны является Далай-лама. В Украине Ваджраяна представлена общинами Карма Кагью (И. С. Гьялва Кармапы Тхайе Дордже, Шамара Ринпоче и Оле Нидала [4], ламы Пунцог, а также И. С. 17 Кармапы Ургьена Тринле Дордже и Чогьяма Трунгпы), общинами Нингма и Дзогчен.
6. Образование
7. РаспространениеСейчас в мире около 360 млн. мирян, исповедующих буддизм [10], и около 1 млн. монахов и монахинь. Буддисты мира объединены в две международные организации - Всемирное Братство буддистов [11] (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия). В Украине по государственной статистике [12] насчитывается 42 буддийские общины и 2 центра, есть 35 служителей этой религии. Работает интернет-форум "Буддизм в Украине" [13]. См.. такжеПримечания
9. Источники и литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |