Надо Знать![]() | ВведениеАмвросий Максимилианович Бучма ( 14 марта 1891, Львов - 6 января 1957, Киев) - украинский актер и режиссер. 1. БиографияРодился 14 марта 1891 года в Львове в семье железнодорожника и прачки. Был последним из девяти детей бедной семьи, где живых осталось только он и старшая сестра Ольга. Отец Максимилиан (Максим) Петрович, человек крутого нрава, возлагал на сына большие надежды, пытался изучить его как следует, отдал в гимназии. Но из нее отличника Бронека исключили из "волчьим билетом" за артистические карикатуры на учителей. Благодаря сестре в 1905 году попал в Львовского театра общества "Русская Беседа", к режиссеру Иосифа Стадника, где впервые ступил на профессиональную сцену. Был талантливым в музыке (самоучка игры на скрипке), пении, танцах, импровизации и использовании окружающих и быстро стал ведущим актером. В 1905-1912 работал в театре. Здесь он подружился на всю жизнь с Лесем Курбасом. Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах воевал в австрийской армии унтер-офицером, был ранен, приговорен к расстрелу за пощечину офицеру, был в осаде Перемышль, где чуть не погиб от голода и холеры. Потом попал в русский плен, работал на Турксибе, на каторжных работах. После бегства из Средней Азии в тендере паровоза попал в Украину и за рекомендациями львовян - художников был принят в Театра Садовского, одновременно получая образование в Киевском музыкально-драматическом институте им. Лысенко. С коллективом театра проработал с 1917 по 1919, но выдающихся ролей в то время не сыграл. В 1919 уехал с театром на Запад, но в Стрые пути Садовского и Бучмы разошлись. В 1919 организовал вместе с давними партнерами и кумирами "Новый львовский театр" в Дрогобыче, который путешествовал Приднепровьем. Зимой театр задержался в Виннице, куда перебралась с "деникинского Киева" семья Гната Юры. 20 января 1920 они объединились и на базе "Нового львовского театра" был образован совместно с Игнатом Юрой и Семеном Семдором, театр им. И. Франко, руководство им передано Гнату Юре (ныне Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко, с 1926 года работает в Киеве). Наиболее значительной ролью этого периода стала роль Барона ("На дне" М.Горького в постановке Г.Юри). Франковцы долго (для того времени) задержались в Виннице - до весны 1920-го, а летом переехали в Черкассы. Здесь стало очевидно, что Г. Юра, после стажировки во МХАТе, своей творческой ориентацией тяготел к МХАТовской життевидтворення. Ему были чужды идеи сценического перевоплощения, образной условности, которую исповедовали Бучма и Курбас. Они с Бучмой оказались художниками различной творческой крови. Бучма ушел от франковцев. Организовал театр-студию им. Франко и поплыл по Днепру до Херсона. Но, вследствие голода на Херсонщине и болезни первой женщины Бучмы Полины Самойленко, спектакли прекратились и театр распался. После долгих скитаний по разоренной войной, революцией и гражданскими потасовками Украины Амвросий Максимилианович попал в Киев, руководил самодеятельным театром Первых железнодорожных мастерских, а когда Курбас организовал свое Художественное Объединение "Березиль" (ХОБ), пришел к старому другу актером Четвертой мастерской. В 1922-26 и 1930-36 - ведущий актер театра "Березиль" (сначала в Киеве, а с 1925 - в Харькове), опора Олеся Курбаса в театральном новаторстве, идеальный "курбасовець" - философ и арлекин. Здесь талантливый Бучма стал тем самым великим, гениальным актером украинской сцены. Здесь он сыграл свои знаменитые роли, ставшие классикой национального театра: Джимми Хиггинс в пьесе по одноименному роману А.Синклера, Пузырь в "Хозяин" Карпенко-Карого, Лейба в "Гайдамаки" по Т.Шевченко, Задорожный в "Украденном счастье" И.Франко, Шут в "Макбете" Шекспира и др.. В 1926-30 работал в кинематографии как актер и режиссер. На Одесской кинофабрике сыграл первую роль - Тараса Шевченко в одноименном фильме 1926 года. После "Ночного извозчика" (1929), где Бучма гениально исполнил роль Гордея Ярощука, украинской немое кино стало известно в мире. Больше всего зрителей поразила сцена, где герой Бучмы, извозчик, узнает о смерти дочери от руки белогвардейца. Он вне идет ночной Одессой, а за ним следует его конь, словно понимая, что произошло. Он много снимается в немом кино - Николай ("Николай Джеря"), Ярощук ("Ночной извозчик"), немецкий солдат ( "Арсенал"), Лейзер и Иоселе ("Пять невест"), Эмиль ("Проданный аппетит"), Саша-музыкант ("Накануне") и другие. ![]() Амвросий Бучма в роли Платона Кречета (в спектакле "Платон Кречет" по пьесе А. Корнейчука). Театр имени Т. Шевченко, Харьков. 1934 г. В 1925 году "Березиль", как лучший театр Украины работал в Харькове, в то время столицы, а "франковцы" - в "провинциальном" Киеве. Вскоре столицу перевели в Киев, и теперь театр им. Франко занимал столичное положение. Гнат Юра, который еще с 20-х годов был оппонентом Курбаса, начал укреплять творческий потенциал театра и первыми, кого он хотел видеть в своем театре, были курбасовцы. После коммунистического разгрома театра "Березиль" в 1933 г. Курбаса сняли с должности руководителя "Березиль", впоследствии арестовали и расстреляли ... А по распоряжению правительства, в 1935 году стали франковцами Березильцы Амвросий Бучма (вторично) с женой Валентиной Бжеский, Наталья Ужвий, Дмитрий Милютенко. В театре им. И.Франко Бучма проработал до самой смерти - 20 лет. Здесь он сыграл выдающиеся роли: Иван Коломийцев ("Последние" М.Горького), Ленин ("Правда" А. Корнейчука, впервые в Украине), Николай Задорожный (Украденное счастье И.Франко). В этой роли наиболее полно выразился его талант, ярко проявились особенности актерской манеры, спектакль был триумфальным. 15 мая 1941 Украина торжественно отметила 50-летие Амвросия Бучмы, а 27 мая коллектив театра выехал на гастроли в Москвы и Ленинград. Мастерство А.Бучмы вызвала восторг у широкой общественности российской публики и получила признание коллег. Война не приостановила работы франковцев. А. Бучма, в то время главный режиссер театра, находился вместе с коллективом в эвакуации (Семипалатинск, Ташкент), выезжал во главе фронтовой бригады франковцев на Сталинградский и Донской фронты (1942-43). Во время пребывания в Ташкенте Бучма поставил на сцене Узбекского театра им. Мукими "Недоросль". Спектакль шел много лет после войны с неизменным успехом у зрителей. По возвращении в Киев совмещал работу в театре с работой художественного руководителя Киевской киностудии художественных фильмов (1945-1948 гг.) Снимался: подпольщик Лещук ( "Подвиг разведчика"), боцман Дзюба ("В дальнем плавании"). За роль Макара Дубравы в одноименном спектакле по пьесе А. Корнейчука получил вторую Государственную премию второй степени (1949). В послевоенный период А. Бучма занимался режиссурой в театре и кино. Консультировал фильмы. Преподавал в Киевском институте театрального искусства им.Карпенко-Карого, профессор. Среди учеников - народные артисты Н.Копержинська, К.Степанков. Он автор статей по проблемам театрального искусства - сборник "Из глубин души" (1959). Выступал на радио и телевидении. Избирался депутатом Киевского горсовета, член первого Президиума вновь после войны Украинских Театрального Общества. Награжден многими правительственными орденами и медалями. Умер 6 января 1957 года в результате длительной болезни Паркинсона. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве (надгробие - гранит; скульптор И. М. Копайгоренко, архитектор Л. А. Лось; установлен в 1964 году) [1]. 2. ПамятьЕго именем назван улицу в Киеве и в Виннице, театральную премию Союза театральных деятелей Украины, был речной "трамвайчик" в Херсоне. Амвросию Бучме установлен памятник на территории Одесской киностудии, памятный знак в Львове на улице Ольжича, в 1962 году установлена мемориальная доска на доме № 14 по улице Владимирской в Киеве, где А. Бучма прожил последние 13 лет своей жизни ( скульптор А. А. Шапран, архитектор В. И. Корнеева). Об А. М. Бучму напечатаны монографии И. Пискуна (1956), Б. Львова-Анохина (1959), А. Бабышкина (1966), В. Заболотной (1984). 3. Фильмография3.1. Режиссер
3.2. Сценарист
3.3. Художественный руководитель
3.4. Актер
4. Звания и награды
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |