Бюст императора Филиппа Араба


Бюст императора Филиппа Араба - один из лучших портретов римских императоров, созданный из мрамора в 3 в. н.э.



1. Портреты Филиппа Араба

Император Филипп Араб вышел на политическую арену с преторианцев провинциального легиона и был императором всего четыре года. Об императоре мало отзывов, а те, что сохранены - неодобрительные. О нем также сохранено мало биографических сведений, однако было создано много официальных портретов, значительное количество которых случайно сохранилась. Их хранят -

К официальным портретов относится и бюст из сборников скульптур Эрмитажа.


2. Римские скульптурные портреты и тогдашняя реальность

Это была эпоха так называемых "Солдатских императоров". Большинство из них происходили не из местной, столичной аристократии, а с римских, варварских окраин империи. О происхождении императоров или их службу говорили и их прозвища - Максимиан Фракиец, Филипп Араб т.п..

Воспоминания современников свидетельствуют, что римляне 3 века благосклонно относились к скульптуре и охотно заказывали и их копии, и создание новых портретов. Созданию новых портретов способствовали и трагические события века, чрезвычайно частая смена императоров. Приход на трон нового правителя Рима вызвал необходимость его официальных портретов с мрамора или бронзы, которые размещали в официальных учреждениях и частных домах столицы и провинций. Существовало постоянное противостояние как между аристократами Сената и солдатскими императорами, так и противостояния между властными структурами и угнетенным римским обществом. Реальность была густо настоянная на социальных конфликтах и мятежных настроениях, скрытых до поры. Изменение императора, устранение очередного из них от власти через политическое убийство, сопровождалось сбросом его скульптур из постаментов, а многочисленные бюсты или хоронили сторонники, или разбивали противники. Известно, что по убийству императора Максимиана были немедленно сброшены с постаментов его портретные скульптуры и бюсты.

  • Максимин Фракиец и Юлий Цезарь, Прадо, Мадрид.

  • Император Филипп Араб. Нью-Карлсберзька глиптотека, Копенгаген

  • Император Бальбин.

  • Максимин Фракиец, бронза, Археологический музей (Аквилея)

Упавшие, повреждены или тщательно скрыты, они станут ценными археологическими находками на территории бывшей Римской империи на территориях современных Германии, Болгарии, Италии, Франции, Испании. Остатки римских портретов разных веков, найденных на развалинах вилл или домов при хищнических раскопок 16-18 веков, станут предметами как заядлого коллекционирования, так и широкой продажи за пределы Италии. Мраморный портрет императора Филиппа Араба найден в Риме и происходит из сборников авантюриста и скульптора Бартоломео Кавачеппи, занимавшийся как реставрацией античных скульптур, так и созданием подделок, которыми активно торговал. Портрет императора из сборников Бартоломео Кавачеппи приобрел Ллайд Браун и вывоз и Британию. Всю коллекцию скульптур Ллайд Брауна приобрела свое время российская императрица Екатерина II и коллекцию доставили в ее парадную резиденцию в Царское Село. В 19 веке скульптуры передали во вновь залы только что построенного так называемого Нового Эрмитажа.


3. Описание произведения

Перед зрителем предстает мрачное и подозрительное лицо очередного "солдатского императора". На нем тога с широкой поперечной складкой на груди как указание на его высокое социальное положение.

Он занял трон властителя, пройдя страшный путь воина в провинции. Филипп среди тех, кто никому не доверяет. Неизвестный скульптор искусно, реалистично передает как его портретные черты, так и жестокий характер. Реализм характеристики не сбивается на идеализацию и при этом сохраняет торжественный и официальный характер. Вероятно, мастера спешили с созданием официальных портретов нового императора. Поэтому для этого произведения использовали не белый и качественный, а серый мрамор, подчеркнувший мрачную характеристику обладателя. Мастер не сосредоточен на мелочах, смело обобщает объемы, что особенно заметно на воспроизведении прически. Это общая масса, детализированная только быстрыми, небольшими рисками - насечками. Реалистично воспроизведено и грубое лицо воина с резкими морщинами.

Бюст сохранилось достаточно полно, были реставрированы только нос в кончики ушей.


Источники

  • Альбом "Сокровища Эрмитажа", Л, "Советский художник", 1969
  • Соколов Г.И. "Римский скульптурный портрет 3 века и художественная культура Тоо времени", М, "Искусство", 1983, с. 70 - 71
  • же "Художник", апрель, 1964, (Соколов Г.И., статья "Римский скульптурный портрет")
  • Капитолин. "Двое Максиминов", XIII. Писатели истории Августов.-Вестник древней истории, № 4, 1958

См.. также