Надо Знать

добавить знаний



Васильковский Сергей Иванович


VaslkivskyByUvarov.jpg

План:


Введение

Сергей Иванович Васильковский (* 7 (19) октября 1854, Изюм - 8 октября 1917) - Украинских живописец, пейзажист.


1. Молодые годы

Сергей Иванович Васильковский родился 7 октября 1854 года в живописном городе Изюм Харьковской губернии в семье писаря. Среда и окружение, в котором рос будущий художник на Слобожанщине, было особенно благоприятным для формирования его личности. Его дед- чумак, происходивший из казацкого рода, привил молодому Сергею интерес к украинской древности, а мать - любовь к народным песням и фольклора.

1861 года родители Сергея переехали в Харьков, главного культурного центра Слобожанщины. Первые навыки в искусстве Васильковский получил в Харьковской гимназии от ученика Карла Брюллова в Петербургской Академии художеств - Дмитрия Безперчий. В годы учебы молодой художник имел возможность пользоваться библиотекой своего родственника, поэта Владимира Александрова, в которой были произведения Ивана Котляревского, Тараса Шевченко, Николая Гоголя, которые произвели на него глубокое впечатление.

После пяти лет обучения в гимназии по требованию отца Васильковский поступил в Харьковский ветеринарного училища. Но 1873 он года оставил там обучение, из-за неплатежеспособности и устроился работать некоторое время канцелярским служащим при Харьковском казначействе.

В 1876 ​​- 1885 годах Васильковский учился в пейзажном классе Петербургской Академии Художеств у Михаила Клодта ( 1832 - 1902) и Владимира Орловского ( 1842 - 1914). Успешное обучение дополнялось впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину.

1879 года за этюд с натуры Васильковский получил первую академическую награду - малую серебряную медаль. В студенческие годы он испытывал нужды, жил на чердаке в Академии, в так называемой "казьонци", вместе с Порфирия Мартыновича, Афанасием Сластеном, Геннадием Ладыженским, Николаем Самокишем, Яном Ционглинським, впоследствии выдающимися художниками. 1881 года Васильковский получил вторую малую серебряную медаль.

  • Млечный путь.

  • Украинский пейзаж.

  • Казацкий двор.

  • Весна в Украине.

  • Полтавщина.

  • Деревенская улица.

  • Окраина.

  • На страже.

  • Дом в Опишне

  • Украинская церковь

1883 года, выполнив учебную программу, молодой Сергей часто путешествовал Украина и создал ряд известных пейзажей "Весна в Украине", "Летом", "Каменная балка", "На окраине", которые позволили ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и всероссийской академической выставке. За пейзажные этюды, в которых художник передавал живописность украинской природы, он получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину "На Донце" ( 1885, не сохранилась) - большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального совершенствования.

Фото Сергея Василькиського примерно 1900

В марте 1886 года Васильковский уехал за границу. Он жил в Франции и путешествовал Англией, Испанией, Италией, Южной Африкой и Германией, где познакомился с коллекциями художественных музеев. Художник усовершенствовал мастерство, пользуясь советами В. Орловского и И. Похитонова, которые жили в то время в Париже. Васильковский много работал и выставлял свои произведения в Парижском салоне.

Пребывание за границей укрепило решение мастера направить свой талант на развитие пейзажного жанра в украинском искусстве. Васильковский путешествовал пешком Харьковщиной и Полтавщине, спускался Днепром к Запорожье. Художник рисовал украинский леса и левады, сельские дома и улицы в разные времена года, часто с неприхотливыми жанровыми мотивам, органично вписывались в природу. Избегая упрощения, он углублял тональную пространственность и структуру образотворення. В канву современных образов украинской земли вплетались лирические отступления, исторические пейзажи на казацкую тематику, которые передавали дух ушедшей эпохи.

Начиная с академического периода, Васильковского привлекали мотивы столкновений казаков с татарами. Он посещал батальную мастерскую, где учился его приятель М. Самокиш. Преимущественно, произведения художника были обобщенный характер, в которых отсутствовала динамическое действие или распространенный в то время этнографически-бытовой сюжет, за исключением таких, как "Схватка казаков с татарами" ( 1892, местонахождение неизвестно) и "Свидание" ( 1894, Харьковский художественный музей). Они трактовалися романтично и были родственны по настроению с народным песенным фольклором.


2. Программные работы

С. И. Васильковский. Казачий пикет Дерево, масло. 1888 32,5 х39, 5 см.
С. И. Васильковский. Сторожа запорожских вольностей Холст, масло. Около 1890 98х114 см миом, Киев.
С. И. Васильковский. Казачья левада Холст, масло. 1893 133х99 см


Типичный сюжет Васильковского - вооруженный казак-всадник в степи или группа казаков на страже, в конном походе или на отдыхе "Казачий пикет", 1888, Харьковский художественный музей, "Сторожа Запорожских Вольностей" ("Казаки в степи"), около 1890, Национальный музей изобразительного искусства, "На страже", около 1890, Одесский художественный музей, "Казак в степи. Тревожные признаки", около 1905, Сумской художественный музей. К этой группе произведений близки и пейзажи, в названиях которых народная память сохранила сведения об историческом прошлом ("Казачья гора", 1890, Харьковский исторический музей, "Казачья левада", около 1890, Сумской художественный музей).

В центре картины "Казачий пикет" (1888) - трое коней на рассветной лугу; дело, у костра, сидят казаки, несущие стражу в степи. Пространство неба и глубина необозримых далей, окутанных голубовато-лиловым туманом, сочность степных трав и влажность воздуха передаются тональными градациями цветовых оттенков. Жанровая сцена выступает неотъемлемой частью мира природы, поэтому картина, обозначенная чертами исторического полотна, по сути остается пейзажем.

Картина "Сторожа Запорожских Вольностей" считается самым значительным произведением художника на историческую тему. Два всадника, остановив лошадей, вслушиваются в тишину безлюдной, выжженной солнцем степи. В крепких фигурах - уверенность и достоинство. Изображенные со спины, в легком повороте влево, впереди, на горизонте, блестит полоса Днепра, справа - курган, над ними высокое небо с облаками : неотделимы от пейзажа они усиливают его значимость. Всадники на страже. Их статичность временная и в любой момент может измениться на движение. В общей светлой цветовой гамме зеленовато-охристых и голубоватых тонов сдержанным акцентом выступает контраст красного и белого в казацкой одежде. Направленный вглубь, к горизонту, движение облаков, плавные, спокойные ритмы пространственных планов передают бесконечность свето-воздушной среды, эпичность пейзажа. Отказавшись от внешней повествовательности, художник достигает внутреннего углубления в простой сюжетный мотив, сущностью которого является идея патриотизма.

"Казачья левада" - один из лучших образцов пейзажного жанра в украинском искусстве конца 19 в. Стелется глубину уютный заливной луг. За ним голубеет представлена ​​обобщенно полоса деревьев. (В Украине луг с деревьями возле пруда или реки называют левадой - в таких местах остановились передохнуть или селились казаки, чумаки). Высокое небо в светлых облаках, истинно, точного воспроизведено освещения. Небо и земля почти поровну делят вертикаль формата - это дает простому мотиву величества, а неспешное чередование планов привлекает к созерцанию, к употреблению в напоенный солнцем и воздухом, обновленный голубой дымкой летний пейзаж с характерными приметами сельской жизни. Дело, на втором плане - темно-зеленые высокие тополя (тоже представлены общей массе). Фигуры двух крестьян, которые отдыхают в их тени, и воли в центре композиции, которые пьют воду из озера, гармонично вписываются в него. В колорите царит мягкая насыщенная гамма зелено-голубого цвета, обогащенная оттенками и рефлексами; градации тонов создают иллюзию пространственной глубины. Выраженность картине придает и разнообразная фактура живописной поверхности - травы на переднем плане написаны точно и свободно, луг - пастозно, а небо - более плотным мазком. Сочетание образа неизбежной красоты и величия природы с названием - "казачья Левада" - расширяет ассоциативный потенциал произведения, обнаруживает его надчаснисть.


3. Портретист Тараса Шевченко

Васильковский - автор известного портрета Шевченко с авторской подписью (1910-11), на котором поэт изображен в полный рост, сидя, на фоне удаленной широкой панорамы степи с низким горизонтом и высоким небом. Васильковский является автором портрета поэта (1907), который писал, опираясь либо на один из наиболее тиражируемых в то время фотопортретов, сделанный М. Доссо в апреле 1858, или на портрет Шевченко, помещенный в издании: Шевченко Т. Г. Кобзарь: С портретом и автографом. - М., 1899; или на образ поэта, созданный И. Репиным по той же фотографией. Этот портрет не подписан, однако за надписью на обороте И. Бойко, вероятно потомка бывшего его владельца С. И. Бойко, знакомого Васильковского, созданный художником 1907. По способу моделирования лица и колористическим решением фона портрет близок к подписанного. Оба хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве. Васильковский был членом жюри конкурса на проект памятника Шевченко 1911 [1]. Издано три открытки с репродукцией известного портрета Шевченко.


4. Вклад в развитие украинского искусства

Высоко ценя творческую независимость, Васильковский не связывал себя членством в каком-то одном объединении и представлял работы на выставки различных обществ Петербурга, Харьков, Киев. От Академии Васильковский отошел.

В 1900 г. организовал в Харькове первую персональную выставку (120 произведений). Осознавая общественную роль искусства, участвовал в различных акциях - инициировал и возглавил отделка дома Полтавского земства (1901-1906, с участием Николая Самокиша, М. Ткаченко, М. Беркоса, М. Уварова) вместе с Самокишем издал альбом "Из украинской старины" (1900, русский язык, переиздан изданием "Искусство" в 1991 г. на украинском языке) и "Мотивы украинского орнамента" (1912); был среди организаторов художественного училища в Харькове (1912). С целью сбора материалов для альбома и росписей дома земства в 1890-1900 гг объездил Украину, побывал на Кубани.

Для Полтавского земского дома Васильковский выполнил три крупноформатные композиции, в которых появился исторический образ Полтавщины в характерных сюжетах: "Козак Голота", "Млечный Ромодановский путь", "Выборы полковника Мартына Пушкаря" (погибли вместе с домом во время немецкой оккупации в годы войны) .


  • Полковник реестрового левобережного полка в кафтаны.
    Акварель. 1900.

  • Гармаш времен гетмана Мазепы.
    Акварель. 1900.

  • Писарь военный.
    Акварель. 1900.

  • Кобзарь-слепец с мальчиком-поводырем.
    Акварель. 1900.

  • Мочевой дед, абшитованный (отставной)
    Акварель. 1900.

  • Тип запорожца.
    Акварель. 1900.

  • Тип запорожца.
    Акварель. 1900.

  • Задунайский запорожец.
    Акварель. 1900.

  • Хорунжий

В 1912 г. на второй персональной выставке в Харькове Васильковский представил серию акварельных изображений исторических деятелей (27) - Богдана Хмельницкого, Петра Дорошенко, Василия Кочубея, Петра Могилы и других, при создании которых пользовался старинными гравюрами и живописными портретами (сохранились портреты Дорошенко и Мазепы в Национальном музее изобразительного искусства и Лебединском художественном музее). Того же года экспонировал 33 работы на большой выставке украинского изобразительного искусства в Киеве (383 произведения, 47 участников). В станковой пейзажную канву до конца жизни продолжал вплетать казацкую тематику: около 1905 создана картина "Казак в степи", в которой настороженность всадника сливается с тревожным настроением вечернего степи и беспокойного неба; 1911 г. - "Казак Мамай", где в образе народного героя проступали портретные черты самого художника, около 1915 г. - "Дума о трех братьях" (Харьковский художественный музей), написанная, как панно "Казак Голь", на тему известной исторической думы. В своей последней картине - "Поход казаков" (1917, Национальный музей изобразительного искусства) Васильковский разрабатывает любимый сюжет более обобщенно и возвышенно. Раздолье степи и пространство неба, размеренный уверен ритм потока всадников, насыщенная цветовая гамма - все пронизано музыкой казацкого марша (музыкальность его произведений отмечали современники, он любил рисовать кобзарский пение, играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался народной песней). В своей последней картине олицетворял жизнеутверждающее мироощущение и преданность казацкой истории Украины.

Перед смертью он завещал Музею Слободской Украины более 1340 своих произведений и значительную сумму денег, которые, по его желанию, должны пойти на создание в Харькове крупного национального художественного музея. Художник Васильковский оставил после себя достойный приобретение для украинского искусства - почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них передал Харьковскому художественному музею (большинство погибло в годы Второй мировой войны) сейчас в музеях и частных коллекциях насчитывается около 500 его произведений [2].


Примечания

  1. Нименко А. Памятники Тарасу Шевченко. - М., 1964. - С. 12.
  2. Критические отзывы современников и потомков: если из рам глянет на вас все сиянием облитое широкое поле и послышится оттуда песня жаворонки, как легко, как свободно зитхнеться тем воздухом, который волнами и целыми потоками льет на вас художник. И, который жил одной жизнью с природой, что плакал над звуками и красками, заставляет и вас дрожать перед раскрытыми им тайнами жизни, вслушаться в роскошную песню соловья и ж воркование горлиц ... Г. Хоткевич. 1900.
    В его произведениях все широко и глубоко, в полную силу, лихо и задорно. М. Вороной. 1903.
    Произведения Васильковского - это поэмы в честь солнца, воздуха, нежных цветов Украина. Он как пейзажист заслуживает почетного места не только среди художников тогдашней России, но и среди пейзажистов Запада. М. Бурачек. 1930.

6. Источники и литература

  • Огиевский И. Сергей Иванович Васильковский. - М., 1980.
  • Безхутрий М. С. И. Васильковский. Очерк о жизни и творчестве. - М., 1954.
  • Сергей Васильковский: Альбом. - М., 1987.
Избранная статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам