Надо Знать![]() | ВведениеАртем Лукьянович Ведель (Ведельский) ( 1767, Киев - ? 14 июля 1808, там же) [1] - Украинским композитор, дирижер, певец, скрипач. 1. Биография1.1. Ранние годыРодился в семье киевского мещанина Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельский, предположительно в апреле 1767 года. Усадьба семьи Ведельский находилась на Подоле в приходе Рождества Предтечинская (Борисоглебской) церкви. Дом с огородом и садом стояла на углу современных улиц Братской и Андреевской. Здесь Ведель жил до 1788, с апреля 1792 до весны 1796 и с лета 1798 до августа 1799. В отцовском доме композитор также закончил свой жизненный путь в 1808. Отец Веделя Лукьян Власович Ведельский (1730-1815) был художником-резчиком, имел собственную мастерскую, изготовлял иконостасы. Фамилия композитора Ведель - вероятно, сокращенная форма от Ведельский. Так композитор подписывал собственноручно написанные письма, по фамилии Ведель выписаны его военным документом. Отец композитора в письме к киевскому генерал-губернатора пишет: "Имею однородного в себя Артема Ведельский" и подписывается: "Киевский мещанин Лукьян Ведельский". Ведель учился в Киево-Могилянской Академии в 1787, прошел курс к классу философии включительно, где получил основательное гуманитарное и музыкальное образование. В Киево-Могилянской Академии Ведель начал писать свои первые музыкальные произведения, дирижировал студенческим хором и оркестром, выступал как солист и скрипач. Певец из хора, которым руководил Ведель в Академии, рассказывал впоследствии исследователю В. Аскоченского: "... это был красивый юноша с глазами, излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный". 1.2. Работа в Москве1788 командирован митрополитом Киевским и Галицким, протектором Киево-Могилянской Академии С. Миславский с малолетними певцами в Москву, где руководил капеллами генерал-губернатора Москвы Петра Еропкиным (до 1790), а после его отставки - Александра Прозоровского. Эти капеллы по художественному уровню и значению в империи занимали выдающееся место вслед за Придворной императорской капеллой. Для руководства ими подбирались самые музыканты. Следовательно, уже тогда талант Веделя был признан музыкальными кругами и получил высокую оценку. Формально Ведель был зачислен на службу и получал зарплату на строительстве в Кремле помещения "присутственных мест" (с 17 марта 1788 к 27 мая 1791), впоследствии он числился в штате VI Депутатского Сената подканцеляристов (от 28 мая 1791 в 1 декабря 1792). Во время пятилетнего пребывания в Москве композитор имел возможность познакомиться с музыкальной культурой России и Западной Европы. 1 декабря 1792 по просьбе Веделя был уволен в чине канцеляриста Сената. 1.3. Возвращение в УкраинуС конца 1792 Ведель живет в родительском доме. Некоторое время снова руководил хором Киево-Могилянской Академии. В Киеве тогда особенно славились церковные хоры, а из светских - хор и музыкальная капелла генерала А. Леванидов при штабе украинского пихотського корпуса. На начале 1794 Ведель возглавил капеллу. Одновременно руководил хором солдатских детей. Леванидов высоко ценил и уважал талант Веделя и всячески способствовал его музыкальной деятельности. Очень быстро продвигался он и в военной службе, 1 марта 1794 был назначен канцеляристом штаба, 27 апреля 1795 - младшим адъютантом, а 24 сентября 1796 - старшим адъютантом штаба с капитанским рангом. Музыкальная деятельность Веделя в это время была очень плодотворной. По 1793-95 он написал 6 концертов, возможно, еще и ряд других композиций, которые не вошли в известного автографа. В марте 1796 Артемий Ведель переехал в Харьков, что было связано с назначением генерала Леванидов генерал-губернатором Харьковского наместничества. Здесь А. Ведель организовал новый наместническим хор и оркестр, преподавал пение и музыку в Казенном училище при Харьковском коллегиуме. Продолжал композитор и творческий труд. Написал 3 концерта: "Воскресни Боже" и "Услишы Господи глас мой" ( 6 октября 1796) и др.. Названо лишь датированные произведения, но в это время композитор мог написать еще ряд других композиций, в частности двохорний концерт "Господь пасет мя". В Харькове очень высоко ценили композитора и его произведения. Концерты Веделя изучались и выполнялись в Харьковском коллегиуме, их пели в церквях. В начале 1797 по приказу императора Павла I корпус Леванидов расформирован, Харьковское наместничество ликвидировано, и Леванидов оставил Харьков. Царским указом все "не положены" по штатному расписанию полковые капеллы было ликвидировано, и Ведель подал рапорт с просьбой об отставке. Указом Государственной военной коллегии от 12 октября 1797 Ведель: "вот воинской службы на собственное пропитание отставлены с тем же образом с ношения мундира". В то время музыкальная культура претерпевает значительные притеснений: повсеместно сокращают штаты хоров и их обеспечения. В церквях запрещают петь духовные концерты (псалмы, молитвы), которые непосредственно не касаются службы, запрещают распространены в Украине канты и колядки - то, что органично вошло и срослось с нашим национальным богослужением. Разбитую Екатериной Украины добивали уничтожением очагов духовной культуры. Талантливые украинские художники, которые не обслуживали режим, а тем более те, что служили во славу своего Отечества, становились неугодными и опасными ... Ведель перешел работать в гражданское ведомство Алексея Григорьевича Теплова, губернатора вновь Слободско-Украинской губернии. Теплов в молодости получил прекрасную музыкальное образование. Он относился к Веделя лучше. Композитор продолжал свою музыкальную деятельность, начатую при генерале А. Леванидови: руководил губернской капеллой, был капельмейстером вокального класса в Казенном училище при Харьковском коллегиуме, его ученики занимали первые места в придворной капелле Санкт-Петербурга, Москвы и Петербургских митрополичьих хорах. Дирижер Санкт-Петербургской придворной капеллы, выдающийся композитор Дмитрий Бортнянский отзывался о веделивськи вокальные классы как о "музыкальную академию". Но постепенно культурно-художественная жизнь Харькова упадок. Ликвидирован театр, губернский хор и хоры в воинских частях, симфонические оркестры, исполнение произведений Веделя в церквях запрещено. В конце лета 1798 Ведель уехал в Киев. Жил в родительском доме на Подоле, работал над новыми произведениями. Написал два концерта: "Боже законопреступницы восташа на мя" ( 11 ноября 1798) и "Ко Господу всегда скорбиты мы". Выполнялись эти концерты в Киевском Братском Богоявленском и Софийском соборах. Но возможностей применить свои способности Ведель, очевидно, не видел. Он писал своему ученику: "Я полностью неустроенный в моей судьбе. Ни то ни се, но что делать?" 1.4. Преследования и заключенияВ начале 1799 он стал послушником Киево-Печерской Лавры. В Лавре художник, по воспоминаниям прот.Петра Турчанинова и иеромонаха Варлаама (Зубковского), вел подвижнический образ жизни, безупречно выполняя послушание чтеца и певца на клиросе. Он был примером для братии в смирении, терпении и добросовестности служения. В конце весны того же года было найдено книгу "Служба Нилу Столбенскому", где на пустых страницах вроде Веделевою рукой в символической форме было написано пророчество об убийстве действующего царя Павла I и назван его убийцей. Против Веделя немедленно нарушили "секретную дело". Именно из-за "секретность" дела все, что происходило в тот период, покрыто тайной: через 200-летнюю отсутствие архивных документов, найденных лишь недавно, распространились легенды, выдумки и откровенные клевету, в частности о "долгое странствие по Малороссии", во время которого композитор "присоединился к секте илюминатов" . Неизвестно, где на самом деле были найдены "Службу" прп. Нила - или в Киево-Могилянской академии, или в Лавре; неизвестно, оставлял Ведель Лавру, или его выход был сфальсифицирован руководством монастыря во избежание личной ответственности за послушника. Митрополит и архимандрит Киево-Печерской лавры Иерофей (Малицкий) 25 мая 1799 года объявил Веделя сумасшедшим и передал киевском коменданту Ф. Л. Вигеля под стражу. "Документы дела, - пишет известный веделезнавець Василий Кук, - свидетельствуют лишь о том, как проходила расправа над композитором и как его, наконец, без вины, без суда замучено. Сути дела они не раскрывают, за что и почему уничтожили именно его, Веделя , не освещают ... По документам формально Веделя никто не арестовывал ... нет акта обвинения, ни протоколов допроса обвиняемого. Все происходило без участия "сумасшедшего отставного капитана" и без него решается его судьба. Но, что очень удивляет, для того, чтобы поместить "больного "в больницу, Киевский губернатор Милашевич просит разрешения на это у Малороссийского губернатора Беклешова, который советует направить дело в генерал-прокурора России, а последний представляет соответствующий документ на санкцию царю". Пока в Петербурге решали дело, Веделя, тяжело заболел гауптвахте и был близок к смерти, отдали под опеку отца. 10 июля 1799 года поступило распоряжение генерального прокурора Санкт-Петербурга, где отмечалось: царь "повелеть соизволил: будет он Ведель выздоровел, взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску". 1 августа 1799 года киевский губернатор П. И. Салтыков рапортовал, что капитан Ведель "в дом сумасшедших для содержания без выпуска отдан". Преемник императора Павла I император Александр I в деле Веделя 15 мая 1802 написал: "... оставить в Нынешний полонениы". В киевской сумасшедшие композитор промучился 9 лет. Лишь накануне смерти отцу удалось забрать его домой. Похоронен Артемия Веделя на подольском Щекавицком кладбище. Сейчас оно полностью разрушено, и где была могила Веделя - неизвестно. 2. ТворчествоПроизведения Веделя долгое время были запрещены и распространялись в рукописях, их знали и выполняли, несмотря на запрет. На сегодня известно около 80 музыкальных произведений. Среди них 31 хоровой концерт, 6 трио, среди которых "покаяния отверзи ми двери", 2 литургии Иоанна Златоуста, Всенощное бдение и один светский кант [2]. В Институте рукописей НБУВ хранятся рукописи неполной литургии Иоанна Златоуста и 12 духовных концертов [3] :
Подавляющее большинство концертов Веделя написаны на слова псалмов, преимущественно умоляющего, скорбного характера, в которых говорится о досаджання человека злыми силами. Три концерта написаны на тексты псалмов исторического содержания и лишь два (№ № 9, 10) - панегиричного. Как Березовский и Бортнянский, Ведель придерживался традиций партесного пения. Концерты многочастную (обычно 3 - и 4-частные), большинство из которых построена по принципу темпового и тонального контрастов, в ряде случаев целостность цикла скрепляется тематическими связями между частями. Нередко части концертов имеют 2-4 относительно самостоятельные разделы, состоящие из экспозиционного изложения, развития и окончания. Мелодика Веделя выразительная, охватывает значительный диапазон и тесно связана со словом. Виразовисть мелодика усиленная ритмикой, который отмечается сложностью и разнообразием ритмических рисунков. С классическим стилем связана четкая расчлененность мелодики, использование построений типа "вопрос - ответ", суммирующих структур. Зато связи с древнеукраинским монодии и украинским фольклором придают ей певучий характер. [4] Гармонический язык имеет все признаки развитой тональной системы, увеличению напряжения способствует использование альтерированные субдоминанты, а также альтерированные доминанты. В ансамблях Ведель часто использует трехголосная аккордовой фактуры, свойственную кантам. Хоровая фактура существенно влияет на образность и формообразования. Свойственное сопоставления ансамблевых звучаний с туттийнимы, изменения в хоровой фактуре является динамизуючимы факторами. Примечания
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |