Надо Знать

добавить знаний



Венера-7



План:


Введение

"Венера-7"

"Венера-7" - автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.


1. Технические характеристики

  • Дата старта 17 августа 1970 года в 8 часов 38 минут 21,745 секунд за Киеву
  • Ракета-носитель: "Молния-М" с разгонным блоком НВЛ
  • Вес КА: 1180 кг
  • Вес аппарата приземления: 500 кг

2. История создания

Автоматическая межпланетная станция (АМС) "Венера-7" была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина.

В конструкции АМС "Венера-7" были учтены данные, полученные предварительным станциями "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6". Из расчетов, сделанных на основании данных, полученных во время предыдущих космических экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты Венера давление может достигать значения 100 атмосфер, температура - 500 ? C и скорости ветра у поверхности - 1,5 м / с. Чтобы выдержать такое давление, корпус аппарата приземления был изготовлен не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как в предыдущих станций "Венера", а с титана, и был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена с Стеклопласт, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ящика склосот. Для уменьшения перегрузок, которые влияли бы на аппаратуру при встрече аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационный устройство.

Высокое атмосферное давление разрешил заменить двухкаскадного парашютную систему на однокаскадные с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м ?. (Это чуть больше, чем площадь купола парашюта торможения на "Венере-4", а основной парашют на "Венере-4" имел площадь в 20 раз больше). Парашют был изготовлен из стекловолокна. Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта был сделан из 4 слоев ткани. После выгорания акрилового волокна обеспечивалась воздухопроницаемость купола, которая гарантировала его надежное функционирование. Соответственно было изменено и автоматику ввода парашютной системы.

Полностью был заменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высоты в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер. В связи с изменениями состава научной аппаратуры в аппарате приземления и циклограммы ее функционирования потребовалось увеличить и емкость аккумуляторной батареи. Вместо кадмий-никелевой батареи были установлены свинцово-цинковую батарею. За 15 суток до подлета к Венере по распоряжению с Земли было проведено ее зарядки от солнечных батарей.

В связи с увеличением на 100 кг веса аппарата приземления по сравнению с аппаратами "Венеры-5, 6" пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него были сняты все научную аппаратуру за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М.

Но и после этого вес всего аппарата (1180 кг) оставалась на 50 кг больше веса "Венеры-5, 6", а значит, превышала возможности носителя "Молния-М". Грузоподъемность носителя удалось увеличить доработкой баков разгонного блока (он получил обозначение НВЛ), что дало возможность добавить 140 кг топлива.


3. Цель экспедиции

Целью экспедиции автоматической станции "Венера-7" было доставка аппарата на поверхность Венеры. Это было первой посадкой работающего космического аппарата на другую планету. Венеры 4-6 также совершили мягкую посадку на поверхность Венеры, но они были рассчитаны на давление в 20 атмосфер, поэтому были сплющенные на высоте около 25 км.

Как обычно, полет планировался с одновременным запуском двух аналогичных по конструкции АМС к Венере. Запуск второй станции был осуществлен через пять дней после "Венеры-7" - 22 августа 1970 года в 8 часов 6 минут 8 секунд (время киевское). Первые три ступени ракеты-носителя отработали в штатном режиме, и АМС была выведена на околоземную орбиту. Но при попытке перевести станцию ​​на орбиту полета к планете Венера, произошел взрыв в двигателе разгонного блока. АМС не вышла на межпланетную орбиту и осталась на околоземной орбите. В то время в СССР было не принято сообщать о неудачных космические запуски. Поэтому оставлена ​​на околоземной орбите АМС Венера была названа - "Космос-359".


4. Состав научной аппаратуры

4.1. Орбитальный аппарат

  • прибор КС-18-4М для изучения потоков космических частиц

4.2. Аппарат приземления

  • гамма-спектрометр ГС-4 для определения типа пород поверхности планеты
  • комплект ИТД для определения температуры и Давления атмосферы
  • прибор ДОУ-1М для измерения максимального ускорения на участке торможения АП

5. Течение космической экспедиции

"Венера-7" была запущена с космодрома Байконур 17 августа 1970.

2 октября и 17 ноября были проведены две удачные коррекции орбиты станции. Эти коррекции проводились с ориентацией по солнцем. Две попытки коррекции (27 и 30 сентября) с ориентацией на звезду Сириус, были неудачными.

15 декабря 1970 года, через 120 дней после старта, станция "Венера-7" достигла планету Венера. При аэродинамического торможения скорость аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,5 км / с до 200 м / с. При этом максимальные перегрузки достигали 350 g.

Парашют торможения аппарата спуска был запущен в действие на высоте 55 км над поверхньоею планеты. Внешнее давление на этой высоте составил 0,7 атмосфер. 15 декабря 1970 в 8 часов 34 минуте 10 секунде аппарат приземления станции "Венера-7" впервые в мире совершил посадку на поверхности Венеры за 2000 км от утреннего терминатора с ночной стороны.

Информация из аппарата передавалась в течение 53 минут, в том числе - 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475 ? C на поверхности планеты.

При входе аппарата приземления в атмосферу отказал телеметрический мультиплексор, в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности.

Одновременно проводились радиовимирювання доплеровский изменения сигнала, принимаемого на Земле от аппарата на Венере. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, "привязать" значения температуры указанной высоты и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м / с, а впоследствии и скорость в момент прикосновения к поверхности (16 м / с), которая превышала расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочекы, вызванное статическим электрическим током, и отстрел парашютных строп.

Постоянный измерения отношения сигнала / шум принимаемого на Земле сигнала позволили зафиксировать уменьшение в момент посадки уровня сигнала почти в 30 раз. Это могло означать влияние ветра на аппарат приземления во время посадки или его опрокидывание.

Основная задача космической экспедиции, мягкая посадка на поверхность Венеры, была выполнена. Но не все запланированные измерения были проведены.

По результатам измерений, проведенных на аппарате станции "Венера-7", были рассчитаны значения давления и температуры на поверхности планеты Венера, они составили 90 ? 15 атмосфер и 475 ? 20 ? C.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам