Надо Знать

добавить знаний



Венская классическая школа



Венская классическая школа ( нем. Wiener Klassik ) - Художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII - начале XIX веков. Представители - Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х - 1810-х годах, потому что в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.

Деятельность композиторов венской школы подготовлена ​​художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки ( Г.Ф.Гендель, И. С. Бах и его сыновья, Мангеймский школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены - крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагическое и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частных сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы - новый этап в развитии музыкального мышления, для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур - период и др..; индивидуализируется музыкальный тематизм.

Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей - фортепианного трио, струнного квартета и др.., с музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепианная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др.. ("Свадьба Фигаро". "Дон Жуан", "Волшебная флейта").

Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмора, шутки, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - до разнообразных оттенков лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.


Литература

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1990.
  • Ливанова Т. Н. Муз. классика XVIII века М - Л., 1939.
  • Ливанова Т. Н. История зап.-европ. музыки до 1789 г. Т. 2. М., 1982.
  • Конен. В. Д. Театр и симфония. М., 1975.
  • Rosen Ch. The classical style: Haydn, Mozart, Beethoven. NY, [1972].

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам