Вера (социальная)

Вера (социальная) (Social Belief) - рациональная социальная категория, непосредственно касается доверительного процесса, а потому выражается в количественной плане через категорию доверия, как ее максимальное значение. Есть вера (С) является абсолютное доверие (или 100% - на доверие). В большинстве современных европейских языков слово "вера" (с), как социальная категория, а не различается от слова "вера" (Р), как религиозная категория, довольно часто приводит к различным спекуляциям.


1. Вера - как основной фактор социального прогресса

На ранних этапах развития общества категория веры совмещала в себе категорию доверия, то есть принадлежала к синтетической семантической пракатегории "вера + доверие". Это тривиально определяло состояние неопределенности во взаимоотношениях как внутри социальных групп, так и во внешних доверительных процессах. Поскольку категория веры связана с социальным комфортом (уверенностью в безопасности внутри социальной группы), поэтому выделение самостоятельной категории вера с пракатегории "вера + доверие" способствовало поступательному социальном развитии человечества. Дело в том, что жизнь общества в состоянии неопределенности вызывает постоянный стресс в отдельных его членов. Перманентный состояние стресса нередко приводит к дистресса, что очевидно сокращает жизнь членов социальных групп. Поэтому появление социальной категории вера способствовало снижению состояния неопределенности, что в свою очередь уменьшало количество стрессовых ситуаций и продлению продолжительности жизни членов социальных групп. В свою очередь, увеличение продолжительности жизни приводило к накоплению большего социального опыта членов социальных групп, а последнее очевидно ускоряло усложнения социальных отношений (их поступательное развитие) внутри групп.


2. Вера - как основа философской теории познания

Вера, как рациональная социальная категория не имеет никакого отношения к сфере трансцендентного, или иррационального. Она выполняет роль "краеугольного камня" в философской теории познания, основанный на аксиоматическом подходе. Действительно, в рамках аксиоматического подхода используются первичные понятия - аксиомы, которые принимаются на веру без подтверждения, а затем с помощью формальной логики создается достаточно полная система теоретических знаний о предмете исследования. Доверительный процесс в аксиоматическом подходе не выходит за пределы рационального, поскольку исследователи в любой момент времени могут изменить любую аксиому, добавить новую, или отказаться от старой. Например, в геометрии тривиальная отказ от аксиомы параллельности прямых привела к появлению новой математической дисциплины - неевклидовой геометрии, и т.д.


3. Дихотомия вера - предательство

Следует отметить, что доверительный процесс взаимодействия между двумя субъектами, основанный на категории доверие, никогда не трактуется в рамках этической категории измены. Дело в том, что по определению, категория доверия связана с определенной неопределенностью может быть оценена в рамках теории вероятностей, поэтому недостоверность по умолчанию включается в сам "доверительный процесс". Другое дело, когда доверительный процесс между субъектами базируется на категории веры. В этом случае стороны 100% - но доверяют друг второй, и поэтому невыполнение доверительных ожиданий одной из сторон здесь воспринимается как измена, то есть относится к социальной категории зла.


3.1. Псевдовирчий парадокс "измены"

Возникает вследствие социальной неграмотности субъектов доверительного процесса, обусловленной неразличением категорий вера и доверие обеими сторонами взаимоотношений или только одной. Частично объясняется сходством терминов вера и доверие, однако глубже - неразличимость семантических ниш вера, доверие на уровне подсознания субъектов взаимодействия. В этом случае они воспринимают слова вера и доверие, как синонимы семантической праниши вера + доверие, что являются архаичными реликтами ранних этапов социального развития человечества.

Этот парадокс возникает в случае, когда один из субъектов доверительного процесса, основанный на доверии, различает социальные категории веры и доверия (и потому сам "доверительный процесс" рассматривает как вероятностный / индетерминированных), а другой - нет (то есть категории веры и доверия у него еще не разобщены, поэтому от доверительного процесса он требует 100%-й релевантности / детерминированности). В случае, когда первый субъект в ситуации изменения внешних обстоятельств считает для себя лучшим не выполнения принятых ранее обязательств, воспринимается другой стороной как "предательство", которая на самом деле не является изменой, поскольку доверительный процесс проводился на основе категории доверие, а не вера.

Псевдовирчий парадокс имел распространение на ранних этапах развития общества при контактах между социальными группами с не просто различным уровнем социального развития, а с разным отношением к двух социальных категорий вера и доверие. Сегодня он может возникать в т.н. молодых демократиях, в которых различные социальные группы / партии сознательно или бессознательно не различающих эти две социальные категории веры и доверия. Поскольку в современную эпоху большинство политических акций по своей форме превратилось в шоу для всех членов общества, поэтому псевдовирчий парадокс тривиально используется в пиар компаниях для поддержания интереса к самому шоу, которое должно продолжаться (Show must go on!).


См.. также


Социология Это незавершенная статья социологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
Аристотель Это незавершенная статья философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.