Надо Знать

добавить знаний



Верховный Совет РФ


Заседание Верховного Совета Российской Федерации. 21 сентября 1993.

План:


Введение

Верховный Совет Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года - Верховный Совет РСФСР) - высший орган государственной власти РСФСР (1938-1990 гг.) В 1990-1993 - постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Верховный Совет РСФСР была учреждена по подобию Верховного Совета СССР в 1938 году вместо Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) как высший орган государственной власти.


1. Устройство

Срок полномочий Верховной Рады по Конституции 1937 года составлял 4 года, по Конституции 1978 года - 5 лет. Избирался населением (до 1989 года), затем - Съездом народных депутатов РФ (после 1989 года) Сначала был однопалатным, однако впоследствии (в 1989 году) было установлено, что Верховная Рада состоит из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей (что более отражало федеративное природу РСФСР), был определен статус палат (равноправные):

" Верховный Совет РСФСР избирается тайным голосованием из числа народных депутатов РСФСР Съездом народных депутатов РСФСР и ему подотчетен. Верховный Совет РСФСР состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета РСФСР равноправны. Совет Республики избирается из числа народных депутатов РСФСР от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов РСФСР от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой автономной республики, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Съезд народных депутатов РСФСР ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме. Каждая палата Верховного Совета РСФСР избирает Председателя Палаты и его заместителя. Председателя Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета РСФСР, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. "

Поскольку депутатов от национально-территориальных округов хватало для обеспечения равной численности палат, Совет Национальностей на практике пополнялся из числа депутатов от территориальных округов. 1 ноября 1991 эта практика закреплена поправкой к Конституции:

" При невозможности представительства республик в составе РСФСР, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета РСФСР депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов. "

1.1. Президиум

Работой Верховной Рады руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 17 заместителей (в число которых входят заместители Председателя - по одному от каждой автономной республики), секретаря и 20 (в 1975 году - 17, в 1937 - тоже 20) членов.

По поправками 1989 года было установлено, что "в состав Президиума Верховного Совета РСФСР входят по должности: Председатель Верховного Совета РСФСР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР, заместители Председателя Верховного Совета РСФСР, Председателя Совета Республики и Совета Национальностей, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР. Президиум Верховного Совета РСФСР возглавляет Председатель Верховного Совета РСФСР ", т.е. Президиум стал формироваться по должности.

Президиум Верховного Совета РСФСР с 1940-х годов располагался в здании бывшего особняка графов Остерману (Москва, ул. Делегатская, д. 3) [1], которое в 1981 году было отдано под "Музей на делегатских".


2. Полномочия

Поскольку советское право отрицало разделения властей, то вплоть до 1989 года Верховный Совет РСФСР был определен как верховный орган власти, правомочен решать любой вопрос, отведенное к ведению РСФСР. Однако первое время компетенция Верховной Рады все-таки была ограничена. Например Конституция РСФСР 1937 года устанавливала, что "Верховный Совет РСФСР осуществляет все права, РСФСР согласно статьям 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Народных Комиссаров (Министров) РСФСР и Народного комиссариата (министерства) РСФСР. ".

Конституция 1978 года ушла с принципиально иным путем. Статья 104 этой Конституции говорила, что "Верховный Совет РСФСР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению РСФСР. Принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом РСФСР. Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР . ". Тем самым Верховная Рада получил возможность вмешиваться в компетенцию других республиканских органов государственной власти (раньше это было отдельно запрещено Конституцией 1937 года - см.. Выше).

Поскольку в 1989 году новым высшим государственным органом стал Съезд народных депутатов РСФСР, то полномочия ВС РСФСР были установлены следующим образом:

1) назначать выборы народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР;
2) утверждать состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР;
3) назначать Председателя Совета Министров РСФСР, по его представлению утверждать состав Совета Министров РСФСР, вносить в него изменения, по предложению Совета Министров РСФСР создать и отменять министерства РСФСР и государственные комитеты РСФСР;
4) выбирать Комитет народного контроля РСФСР, Верховный Суд РСФСР, судей краевых, областных, Московского и Ленинградского городских судов; назначать Главного государственного арбитра РСФСР и утверждать коллегии Государственного арбитража РСФСР;
5) регулярно заслушивать отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решать вопрос о доверии Правительству РСФСР и членам Правительства РСФСР;
6) обеспечивать единство законодательного регулирования на всей территории РСФСР; осуществлять в пределах компетенции РСФСР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов , а также других отношений; принимать кодексы;
7) решать вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РСФСР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории РСФСР;
8) давать толкование законов РСФСР;
9) устанавливает порядок организации и и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления;
10) определять правовой статус республиканских общественных организаций;
11) направлять деятельность местных Советов народных депутатов;
12) вносить на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР предложения об образовании новых автономных республик, краев, областей, городов республиканского подчинения, автономных областей и автономных округов;
13) представлять на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР проекты перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР, утверждать государственные планы экономического и социального развития РСФСР, государственный бюджет РСФСР, осуществлять контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждать отчеты о их выполнения, в случае необходимости вносить изменения в план и бюджет;
14) устанавливать в соответствии с законодательством Союза ССР доходы, поступающие на образование Государственного бюджета РСФСР;
15) ратифицировать и денонсировать международные договоры РСФСР;
16) участвовать в разработке основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности страны;
17) учреждаеть государственные награды РСФСР, устанавливать почетные знания РСФСР;
18) выдавать республиканские акты об амнистии граждан, осужденных судами РСФСР;
19) отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР, постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР;
20) отменять постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик, решения краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в случае несоответствия их Конституции СССР, Конституции РСФСР и законам СССР и РСФСР;
21) опротестовывать и приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР на своей территории, если они нарушают конституционные права РСФСР, а также приостанавливать действия актов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР в случае их противоречия законам СССР и РСФСР;
22) входить в Комитет конституционного надзора СССР с предложением о предоставлении заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов этих органов Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР;
23) решать другие вопросы, отнесенные к ведению РСФСР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов РСФСР.

15 декабря 1990 было установлено, что Верховная Рада, "решает вопросы досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии с Законом РСФСР о статусе народных депутатов РСФСР, а также объявляет всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов РСФСР или по требованию не менее одного миллиона граждан РСФСР, или не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР, "" устанавливает доходы, поступающие на образование Государственного бюджета РСФСР; "(без упоминания о союзном регулировании бюджета республик)

24 мая 1991 было также установлено, что ВС РСФСР:

"Дает согласие на назначение Председателя Совета Министров РСФСР; избирает Верховный Суд РСФСР, Высший арбитражный суд РСФСР, судей краевых, областных, Московского и Ленинградского городских судов и арбитражных судов, назначает Генерального прокурора РСФСР;"
"Отмена указы и постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР, а также указы Президента РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР;"
"В период между съездами народных депутатов РСФСР осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР,"

21 апреля 1992 были внесены изменения в Конституцию РСФСР. В отношении ВР были приняты решения:

исключено упоминание, что ВС РФ "опротестовывает и приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР на своей территории, если они нарушают конституционные права РСФСР, а также прекращает действие актов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР в случае их противоречия законам СССР и РСФСР; входит в Комитет конституционного надзора СССР с предложением о предоставлении заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов этих органов Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, в период между съездами народных депутатов РСФСР осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР, "
установлено, что ВС РФ "решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод, обязанностей и равноправия граждан Российской Федерации;"

9 декабря 1992 было установлено, что Верховная Рада РФ:

"Дает согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра безопасности Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации;"
"Назначает главу Центрального банка Российской Федерации"
"Выдает Основы законодательства и федеральные законы по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также выдает кодексы и законы по предметов ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации; "
"Обеспечивает вместе с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституции республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации;"
"Устанавливает порядок организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; устанавливает общие принципы организации системы органов представительной и исполнительной власти на территории Российской Федерации;"

Вместе с тем, несмотря на все эти поправки, Верховная Рада сохранял за собой практически неограниченную власть [2]. Это обстоятельство, а также ряд других событий, привело к конфронтации властей в России. В результате этого 21 сентября 1993 Президент РФ издал Указ № 1400, предусматривающий роспуск ВС РФ.

3 октября 1993, в разгар конституционного кризиса в РФ, на рассмотрение Съезда народных депутатов был внесен проект закона РФ " О конституционной реформе и обеспечения досрочных выборов депутатов РФ и Президента РФ ", предусматривающий, в частности, замену Съезда народных депутатов и Верховной Рады образца 1989 года всенародно желаемой Верховным Советом РФ, состоящий из двух палат - Государственной Думы (450 депутатов) и Совета Федерации (по два депутата от субъекта РФ). Полномочия Верховной Рады по проекту ограничиваются следующим образом:

1) вносить изменения в Конституцию Российской Федерации; принимать федеральные законы;
2) принимать федеральный бюджет, вносить в него изменения и контролировать его выполнение; принимать решения о целевом выделении средств из федерального бюджета;
3) устанавливать федеральные налоги и все другие имеют налоговый характер федеральные платежи и сборы;
4) утверждать основные направления денежного и кредитного регулирования, принимать решения о федеральных займах, экономической и иной помощи;
5) утвердить в случаях и порядке, установленном федеральным законом, международные договоры Российской Федерации и соглашения между субъектами Российской Федерации;
6) утверждать изменении конституционно-правового статуса существующих или образования новых субъектов Российской Федерации;
7) принимать в состав новые субъекты Российской Федерации;
8) призначати референдум Російської Федерації;
9) здійснювати контрольні повноваження в межах і формах, встановлених Конституцією Російської Федерації і федеральним законом;
10) за поданням Президента Російської Федерації давати згоду на призначення Голови, заступників Голови та членів Уряду Російської Федерації, до відання яких віднесені загальне керівництво економікою, фінанси, внутрішні справи, закордонні справи, юстиція, оборона, безпека, засоби масової інформації, питання федерації та національностей;
11) за поданням Президента Російської Федерації давати згоду на призначення та звільнення з посади федеральних суддів та Генерального прокурора Російської Федерації;
12) за поданням Президента Російської Федерації призначати і звільняти з посади голови Центрального банку Російської Федерації; призначати голову і аудиторів Державної рахункової палати Російської Федерації;
13) призначати і звільняти з посади Парламентського уповноваженого з прав людини;
14) оголошувати, продовжувати і скасовувати надзвичайний стан; оголошувати загальну або часткову мобілізацію; вирішувати питання війни і миру;
15) засновувати державні нагороди Російської Федерації, встановлювати почесні і спеціальні звання та порядок їх присвоєння;
16) оголошувати амністію;
17) здійснювати інші повноваження, передбачені Конституцією Російської Федерації.

Проте подальші події перешкодили ухваленню цього закону, а 4 жовтня 1993 року Верховна Рада і З'їзд народних депутатів РФ остаточно припинили своє існування в результаті штурму Будинку Рад.


3. Резиденция

Засідання Ради проводилися у Великому Кремлівському палаці, в залі, спорудженому з Олександрівського та Андріївського залів палацу. У 1981 році Верховна Рада був переміщений в спеціально збудоване приміщення на Краснопресненській набережній, Будинок Рад.

4. Історія та керівники

4.1. 1938-1990

4.1.1. Голова Верховної Ради РРФСР до обрання Президії ВР

  • Жданов, Андрій Олександрович (15-19 липня 1938)

4.1.2. Голови Президії Верховної Ради РРФСР

  • До 1990 года де-юре высшим должностным лицом в РСФСР был Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. При этом в отличие от других союзных республик в РСФСР до 1990 года отсутствовала собственная коммунистическая партия и не было собственных первых секретарей (которые в других республиках имели относительно самостоятельной властью).

После принятия поправок в Конституцию РСФСР в октябре 1989 года, в новой редакции пост Председателя Президиума Верховного Совета была исключена, а руководство парламентом республики в мае 1990 года перешло непосредственно к Председателю Верховного Совета РСФСР.

  • Бадаев Алексей Егорович (19 июля 1938 - 4 марта 1944)
  • Власов, Иван Алексеевич (9 апреля 1943 - 4 марта 1944) (Исполняющий обязанности Председателя Президиума Верховного Совета) [1]
  • Шверник, Николай Михайлович (4 марта 1944 - 25 июня 1946)
  • Власов, Иван Алексеевич (25 июня 1946 - 7 июля 1950)
  • Тарасов, Михаил Петрович (7 июля 1950 - 16 апреля 1959) [2]
  • Игнатов, Николай Григорьевич (16 апреля - 26 ноября 1959)
  • Органов, Николай Николаевич (26 ноября 1959 - 20 декабря 1962)
  • Игнатов, Николай Григорьевич (20 декабря 1962 - 14 ноября 1966)
  • 14 ноября - 23 декабря 1966 - должность вакантна (Функции выполняют заместители председателя: Ахаз, Тимофей Аркадьевич и Сысоев, Петр Петрович)
  • Яснов, Михаил Алексеевич (23 декабря 1966 - 26 марта 1985)
  • Орлов, Владимир Павлович (26 марта 1985 - 3 октября 1988)
  • Воротников, Виталий Иванович (3 октября 1988 - 29 мая 1990)

4.1.3. Председателя Верховного Совета РСФСР 1938-1990 годы

  • Жданов Андрей Александрович (15 июля 1938 - 20 июня 1947)
  • Тарасов, Михаил Петрович (20 июня 1947 - 14 марта 1951)
  • Соловьев Леонид Николаевич (14 марта 1951 - 23 марта 1955) [3]
  • Горошкин Иван Васильевич (23 марта 1955 - 15 апреля 1959) [4]
  • Прохоров Василий Ильич (15 апреля 1959 - 4 апреля 1963)
  • Крестьянинов Василий Иванович (4 апреля 1963 - 11 апреля 1967) [5]
  • Миллионщиков Михаил Дмитриевич (11 апреля 1967 - 27 мая 1973)
  • Котельников Владимир Александрович (30 июля 1973 - 25 марта 1980)
  • Грибачева, Николай Матвеевич (25 марта 1980 - 16 мая 1990)

4.2. 1990-1993 гг

В 1990-1993 Верховный Совет РФ состоял из 252 депутатов в двух равноправных и равночисленность палатах - Совете Республики (председатель: Вениамин Сергеевич Соколов (29 сентября 1935 - 30 января 2011) и Совете Национальностей (председатель: Рамазан Абдулатипов). Вместе с тем, двухпалатность Верховної Ради носила номінальний характер, оскільки основні рішення приймалися на одночасно проведених засіданнях, палати мали багато загальних, спільних органів та посадових осіб.

Офіційно Верховна Рада припинив існування 21 вересня 1993 року, фактично - 4 жовтня 1993 року.


4.2.1. Голови Верховної Ради Російської Федерації (РРФСР) в 1990-1993 роки

  • Єльцин, Борис Миколайович (29 травня 1990 - 10 липня 1991),
  • Хасбулатов, Руслан Імрановіч (29 жовтня 1991 - 21 вересня або 4 жовтня 1993)

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам