Виктор Браунер

Виктор Браунер (рум. Victor Brauner; 15 июня 1903, Пьятра-Нямц, Молдова - 12 марта 1966, Париж) - румынский и французский живописец и график, мистик и эзотерик, заметный участник группы сюрреалистов. В творчестве Браунера сочетаются европейский авангард с эзотерическими архетипами коренных народов Северной и Южной Америки. Похоронен на парижском кладбище Монмартр.


1. Биография

1.1. Ранние годы, "Манифест пиктопоезии"

Родился в Бухаресте в 1903 году в еврейской семье мелких торговцев и банковских служащих. В молодые годы находился в окружении румынской декадентской интеллигенции, присутствовал на сеансах спиритизма, читал много эзотерической литературы.

В возрасте восемнадцати лет Виктор Брунер поступил в бухарестской Школы изящных искусств. Уже с двадцати лет он становится одним из активных участников румынского авангарда. С 1920 года регулярно публикуется в дадаистичних изданиях, а также на постоянной основе работает в журнале "UNI", который следовал дадаистичного и сюрреалистического направлений.

В 1924 году Брунер (совместно с поэтами-дадаистами Тристаном Тцара и Илария воронки) основал свой ​​собственный журнал "75 Н. Г.", в котором сразу же опубликовал синтетический "Манифест пиктопоезии "(т.е. сочетание стихов и графики), в котором его идеи сближались с калиграмамы Гийома Аполлинера, но "с противоположной стороны". Если Калиграмы Аполлинера подходили к синтезу с позиции поэта (изображения составлялись со слов), в пиктопоезии Браунера слова и стихи скорее были элементами чистой живописи, подобно русским футуристам (особенно Родченко) и французским кубистам и дадаистов. Впрочем, настоящую реализацию своих идей пиктопоезии Браунер начал только в 25 лет, уже в Париже - после окончания Второй мировой войны.


1.2. Париж, 1925-1935

Впервые Браунер приехал в Париж в 1925 году с намерением пробыть там только короткое время, однако остался на десять лет. Сначала он знакомится со своим гораздо старше соотечественником, скульптором Константэна Брынкуши, который всегда тепло относился к своим землякам. Войдя в его круга, Браунер также получил возможность общаться с художниками, близкими к бывшей группы дада и молодыми сюрреалистами. Попав под влияние теоретических работ и живописи Джорджо де Кирико, Браунер через Ива Танги сближается со многими сюрреалистами, однако, довольно долгое время не поступает в группы Андре Бретона. Только через семь лет, в 1932 году он становится формальным членом парижской группы сюрреалистов. Еще через два года, в 1934 году Браунер организует свою первую персональную выставку в галерее "Пьер", которую торжественно открывает бессменный глава сюрреалистов, Андре Бретон. После этой выставки Браунер в течение года активно участвует во всех коллективных акциях и групповых выставках сюрреалистов.


1.3. Бухарест, 1935-1938

В 1935 году Браунер по семейным обстоятельствам возвращается в Бухарест, где тайно становится членом Коммунистической партии Румынии, которая в тот период фашистского режима (или королевской диктатуры, как ее тогда называли) находилась в подполье. Однако, уже через полтора года, возмущенный серией сталинских политических процессов 1937 года в СССР, он пишет заявление об отказе от партбилета и выходит из партии.

В 1938 году Браунер снова возвращается в Париж и остается во Франции до конца жизни.

1.4. Опять Париж, несчастный случай

Заголовок потустороннего, непонятного, автоматического и определенности заранее в человеческой жизни - это одна из центральных тем философии и искусства сюрреализма. Именно Виктор Браунер стал тем единственным членом группы сюрреалистов, кто странному стечению своей жизни и творчества продемонстрировал эту тему в прямом и зловещем виде. Одна из известных живописных работ Браунера 1931 году, ставшая впоследствии одной из самых знаменитых картин сюрреалистов, получила свое страшное воплощение в жизни своего автора - семь лет назад, в 1938 году.

Речь идет о "Автопортрет с вырванным глазом ", довольно мрачную сюрреалистическую выдумку, написанная Виктором Браунером без всякого реального повода. У него никогда не было ни травм, ни болезней, также проблем, отдаленное отношение глаз и лица. Однако через семь лет этот автопортрет стал настоящей "сюр-реальностью". Произошло это событие весной 1938 года. Во время драки в баре между Оскаром Домингесом и Эстебаном Фрэнсисом, Виктор Браунер случайно потерял левый глаз - именно то, которое было нарисовано на автопортрете 1931 и именно таким образом, как было нарисовано. Вот как описывал этот "Мистический случай "один из товарищей Браунера по группе сюрреалистов Пьер мАбила:

"Неожиданный непонятный вспышка неприязни произошел между людьми, были знакомы очень давно и находились в совершенно устойчивых отношениях. Однако, что-то неожиданно разрушило равновесие и вдруг возникла странная ссора - ни о чем. Ни в тот момент, ни позже никто так и не смог понять ее причины. Все произошло внезапно и почти мгновенно. Д., одного из товарищей, вдруг охватил приступ гнева к одному из старых приятелей. Обеспокоенные друзья поспешили вмешаться и разняли их ... Виктор Браунер в этот момент сдерживал того, на которого только что напали. И вот Д., который находится в полной вне, каким-то образом все-таки сумел вырывать руку, схватил первое попавшееся, стакан - изо всех сил швырнул ее ..., но промахнулся. Браунер падает на пол, его лицо залито кровью и посередине висит вырванное глаз ...

... Такова официальная хроника несчастного случая, который, чтобы считаться простым событием должен опираться на такое мнение, что этого никто не мог предвидеть. Однако, вся предыдущая жизнь Виктора Браунера внезапно оказалось только прелюдией к этой трагедии ... и позволило представить себе всю прежнюю деятельность в другом свете "(Пьер мАбила, эссе "Глаз художника", Минотавр, 1938).


1.5. "Причудливый" период творчества, годы войны

Весь следующий после потери глаза период творчества Виктора Браунера (примерно до 1950 реку) заполнен мрачными видениями и галлюцинациями. Исследователи и критики сюрреализма этот период в его творчестве иногда так и называют - "сумеречным" или "Причудливым", частично даже экспрессионистским. Оставаясь близким к сюрреализма Браунер, тем не менее, явно смещается в сферу мистики и эзотерики. Его картины окончательно превращаются в сложное сплетение видений и образов, исходящих из подсознания современного европейца, отягощенного массой страхов и табу. Одновременно он обращается в своем творчестве к первоначальным образов народов Северной и Южной Америки (создавая свои работы, художник опирался на древние фрески и барельефы майя, ацтеков и индейцев). Многие образы художника имеют тотемное окраску. Этими чертами своего творческого стиля он выделяется среди других сюрреалистов, особенно после 1938 года.

Личная трагедия усиливается войной и оккупацией Франции. На деятельность сюрреалистов, как на "левых" и представителей дегенеративного искусства распространялась запрет и репрессии. Виктор Браунер не захотел покинуть страну, прошел "фильтрацию", чудом избежал смерти, бежал в Восточных Пиренеев и Марсель и далее на восток - к Нижних Альп. Начиная с 1940 года жил на юге Франции (при правительстве Виши) под особым наблюдением и без права выезда. Одновременно он поддерживал связь с сюрреалистами, которые находились в подполье в Марселе.

В этот тяжелый период своей жизни Браунер продолжает много работать, пытаясь таким образом избавиться от навязчивого страха и ощущение неминуемой катастрофы. Он пишет картины, но одновременно много времени уделяет созданию "сюрреалистических объектов?. Самая известная из его работ этого времени - "Волчья лава", представляющий собой обычную маленькую скамеечку, на которой совершенно невозможно сидеть. С одной стороны ее украшает страшная пасть волка, а с другой - его же пушистый хвост, негостеприимно загнутый внутрь. В сюрреалистических предметах Браунера заметное влияние известных "объектов" работы Макса Эрнста и Мерету Оппенгейма.


1.6. Уход от группы сюрреалистов, 1945-1959

После освобождения Париж в 1945 году Браунер немедленно туда возвращается. Он активно работает и принимает участие в первой послевоенной Международной выставке сюрреалистов (1947).

Однако, уже в 1948 году Виктора Браунера из-за личного конфликта с Андре Бретоном, который усиливал авторитарный режим своего руководства внутри движения, исключают из группы сюрреалистов на очередном собрании по "Фракционную деятельность ". Но на самом деле это была всего лишь личная месть Бретона за то, что Браунер отказался поддержать его кампанию по исключению из рядов сюрреалистов известного художника Роберто Матта, которого обвинили в провоцировании самоубийства Аршиля Горки. С Роберто Матта Браунер находился в близкой дружбе еще со времен своего первого приезда в Париж и поэтому знал, что выдвинутые против него обвинения не имеют под собой оснований, кроме личной неприязни Бретона. Еще несколько молодых художников, которые поддержали протест Браунера, также были исключены из группы сюрреалистов.

После 1948 Виктор Браунер еще больше отдаляется от ортодоксального сюрреализма. В это время он создает несколько скрыто-автобиографических циклов картин. Наиболее известные из них: "Ономатомании" (или "Поезд к подражанию звуков") и "Retractes" ("Отказ от своих слов") (1948-1950). В этот период в творчестве Браунера особенно заметным становится влияние Роберто Матти, с которым они закономерно сближаются после исключения из группы сюрреалистов. В 50-х годах эти два художника совместно пишут несколько подробных, похожих на коллажи картин, в частности, "интервидения" (1955) с телеэкраном в центре и подобную ей картину "Без названия" (1957), нарочито неаккуратную, будто нарисованную ребенком.

В этот период Браунер путешествовал в Нормандии и Италии, его работы экспонировались на Венецианской биеннале в 1954 и 1966 году. [1] В 1959 году Виктора Браунера, уже знаменитого и признанного во Франции художника, торжественно и единогласно восстановили в рядах "сюрреалистической партии" с согласия Бретона. Одновременно с ним "простили" также Роберто Матта и еще нескольких раскольников из "фракции Браунера".


1.7. Последние годы, этнически анималистический период

В последние пять лет жизни, отчасти под влиянием болезни, искусство Виктора Браунера лишается своего экспрессионистского напряжение, становится спокойнее, наполненным этническими и анималистическими мотивам. В начале 60-х годов он создает цикл картин на эту тему под красноречивым названием "Бестиарий". Из творчества Браунера постепенно исчезает страх перед непознаваемым и потусторонним миром, и на его место становится органическая пластика и первоначальный орнамент. Такие его работы: "Праздник матерей", "Укрощение свинок" и "Планета зверей". Фантастический животный мир на протяжении всей жизни привлекал Виктора Браунера. Даже в ранний период творчества, рисуя многочисленные образы людей или монстров, под ними он имел в виду каких-то толстых человекообразных животных. Глядя на картины Браунера, зритель неизбежно должен видеть самого себя изнутри:

Надгробие В. Браура на кладбище Монмартр

"На закрывайте глаза ... Я напоминаю вам, что все животные находятся глубоко внутри Вас".

В последние годы жизни Браунер тяжело болел. Он умер 1966, в один год с Бретоном, после изнурительной болезни - легочной эмболии.

Эпитафией на могиле Виктора Браунера стала лаконичная фраза из его блокнот :

фр. "Peindre, c'est la vie, la vraie vie, ma vie"
("Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь").

Примечания

  1. Victor Brauner Biography On Guggenheim Collection On-line (Англ.)

Литература

  • Мировое искусство (иллюстрированная энциклопедия). Сюрреализм. М., "Оникс", 2006 (Рус.) ;
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. М.; ИМЛИ РАН, 2007 (Рус.) ;
  • Bohn W. Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997 (Англ.) .