Вилинский Николай Николаевич

Николай Николаевич Вилинский ( 20 апреля ( 2 мая) 1888 ( 18880502 ) , Г. Голта, Херсонской губернии - 7 сентября 1956 [2], Киев) - известный украинский советский композитор и выдающийся педагог, заслуженный деятель искусств Украины (1951), двоюродный брат певицы Ксении Держинской (1889-1951) и музыковеда Александра Оссовского (1871-1957) [3].


1. Биография

Происходит из рода потомственных дворян [4], отец Николай Александрович, мать урожд. Черкунова Валентина Никифоровна, происходит из рода Железняков [5]. Начал серьезно заниматься музыкой самостоятельно в годы учебы в Ананиевський гимназии. В 1906-1912 учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, в 1912-1919 годах - в Одесской консерватории по классу композиции В. Малышевского [6], ученика Н. А. Римского-Корсакова и первого ректора, основанной им Одесской консерватории (1913). Сохранились воспоминания о том, что Малишевский, навсегда покидая Одессу опасаясь репрессий, пытался забрать своего любимого ученика Николая Вилинского вместе с семьей в эмиграцию.


С 1920 года Вилинский преподавал в Одесской консерватории [7], утвержден в звании профессора (1926). Возглавлял Одесскую областную организацию Союза композиторов Украины. В 1930-е годы у него учились по классу специальной гармонии Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак и ряд других выдающихся музыкантов. В годы войны был эвакуирован в Ташкент, где работал профессором в Ташкентской консерватории, с 1944 заведующий кафедрой Теории Музыки Киевской консерватории.


2. Творчество

Николай Вилинский - автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, российских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных произведений, а также ряда теоретических работ и статей. Николай Вилинский считается основателем балладного жанра в украинском фортепианной музыке [8].

В двадцатые годы композитор создал "Балладу в форме вариация на украинскую народную тему" op. 5, пьесы "Мечты" и "Размышления" op. 7 (1925), "элегических сюиту" op.8 (1914-1925), "Детский альбом" - восемь пьес в четыре руки op. 11 (1925).

К юношеских сочинений композитора принадлежат миниатюры без опуса: "Грустная песенка", "Траурный марш", "Две мазурки", "Элегия", "Вальс", "Марш" (1905-1909), "Прелюдии No.1 и No. 2 "(1909, заново отредактированы в 1949 и 1925 годах). "Прелюдия для левой руки", "Фуга" си-бемоль минор, "Русские вариации в эпическом стиле на оригинальную тему" op. 3 (1913-1914).

Позже М. Вилинский пишет "Примерные вариации" op.29 (как пособия по курсу гармонии для студентов-композиторов - 1947), "Вариации No 1 и No 2." op. 33 (1949), "Четыре миниатюры памяти А.Лядова" op. 40 (1956).

В 20-30 х. гг. М. Вилинский сыграл большую роль в развитии национальной музыкальной культуры Молдавии. Он много ездил по самым глухим ее районах и собирал народные песни и танцевальные мелодии. В результате многолетней кропотливой работы была издана большая их количество, эти произведения вошли в репертуар капеллы Дойна, кроме того, появились 3 сюиты для симфонического оркестра на молдавские народные темы и кантата "Молдавия" для хора, солистов и симфонического оркестра op.21 ( 1937-1939). В Молдавии стали работать его ученики: Д. Гершфельд, позднее стал директором Кишиневской консерватории, Л. Гуров и другие.

М.Вилинський участвовал в издании собрания сочинений Н. В. Лысенко. Он редактировал ХИИИ и XIV тома, причем часть неизданных произведений он восстановил по черновиках, а незаконченные работы композитора по поручению редакционной коллегии закончил.

Среди учеников Вилинского композиторы К.Данькевич, Билаш, Л.Гуров, С.Орфеев, О.Фельцман, Д.Гершфельд, Г.Мирецький, В.Фемилиди, А.Муха

Награжден орденами Ленина и Знак Почета. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.


3. О Николае Вилинского

" Николай Николаевич Вилинский был прекрасным музыкантом и прекрасным человеком. На всех его произведениях лежит печать подлинного таланта и все они показывают тонкий вкус и большое профессиональное мастерство автора. Что касается Николая Николаевича как человека, то все, кто хоть изредка встречался с ним, не могли не убедиться в его высоких душевных качествах, которые проявлялись в течение всей его жизни "

Борис Лятошинский [9]

" Вместе с Косенко, Лятошинским, Ревуцким и другими украинскими мастерами Вилинский способствовал процессу кристаллизации национальных черт в украинском фортепианной культуре. "

Украинская фортепианная музыка. Хрестоматия. [10]


4. Список произведений

Фортепианные произведения

  • Опус без номера. Пьесы для фортепиано: Грустная песенка, Траурный марш, Две мазурки, Элегия, Вальс, Марш "Ту-ту". Прелюд No 1, Прелюд No 2, Прелюд No 3, Прелюд для левой руки. ("Советский композитор", K., 1961)
  • Опус 2.Фуга для фортепиано. 1913
  • Опус 3 ". Российские вариации в эпическом стиле" для фортепиано на оригинальную тему. 1914
  • Опус 4. "Баллада в форме вариаций для фортепиано на украински народную тему". 1917-1925 гг ("Искусство", М., 1939 и 1950)
  • Опус 5. "Этюд-скерцо" для фортепиано. 1918
  • Опус 6. "Элегическая сюита" - восемь прелюдий для фортепиано. 1914-1918 гг ("Музгиз", М., 1926).
  • Опус 7. Две пьесы для фортепиано: "Мечта", "Размышления" ("Музгиз", М., 1926)
  • Опус 10.Соната для скрипки и фортепиано. 1929
  • Опус 11. "Детский альбом" - восемь пьес для фортепиано в 4 руки. 1925 ("Искусство", М., 1940).
  • Опус 29. Образцовые вариации для фортепиано. Пособие по курсу гармонии для студентов-композиторов. 1947
  • Опус 33. No 1. Вариации на оригинальную тему (Д-дур) для фортепиано. 1949 No 2. Вариации для фортепиано. 1949
  • Опус 40. "Четыре миниатюры памяти А. Лядова" для фортепиано. 1951

Симфонические, вокально-симфонические, хоровые произведения

  • Опус 1. "Характеристические танцы", сюита для симфоничого оркестра. 1910
  • Опус 16. Сюита No 1 на молдавские народные песни для симфонического оркестру.1932 г.
  • Опус 17. Сюита No 2 на молдавские темы для симфонического оркестра. 1933
  • Опус 18. ?Походный марш? для духового оркестра. 1935
  • Опус 21. "Молдавия" - кантата для хора, солистов, симфонического оркестра на слова Л. Корняну. 1937-1939 гг
  • Опус 22. Музыка к кинофильму "Счастье быть молодым" (Одесская киностудия) .1937 г.
  • Опус 24. Обработка "Завета" Т. Г. Шевченко для хора и симфонического оркестра. 1939
  • Опус 28. Сюита No 3 на темы молдавских народных песен для симфонического оркестра 1944 - 1945
  • Опус 39. Обработка песни "Стоит гора высокая" для хора, солистов, симфонического оркестра. 1951
  • Опус 41. "Балетная сюита" в 4 частях для симфонического оркестра. 1956
  • Опус без номера. Хоры на тексты П. Тычины (Рукописи не найдено).

Камерно вокальные произведения (романсы и песни, обработки украинских, российских, молдавских песен)

  • Опус без номера. Романсы и песни на слова А. К. Толстого: Ушкуйники "," Грядой Клубится белою ... "," Деревцо мое миндальное "," О, если бы ты могла хоть на единый миг ... "," спесь "," Я тебя целовала " на слова А. Майкова,, "Какой тяжелый сон" на слова В. Соловьева. "Яркие звездочки горят" на слова М. Минского. 1908-1913 гг
  • Опус без номера. "Песню устало петь" и "За светом тень", слова А. Вилинськои.1915 г.
  • Опус 8. "Юморески", четыре песни на слова Козьмы Пруткова. 1920
  • Опус без номера. Два романса на слова А. Вилинской [11] : "Сирень", "Куда ни глянь - торжественный пространство". 1925
  • Опусы 14, 15, 18, 20. 28 обработок молдавских народных песен для голоса соло, для хора и фортепиано. 1930 - 1937 рр. Некоторые из них напечатаны в сборнике, изданном Комитетом по делам мистетцв Молдавской ССР в 1940
  • Опус без номера. Две песни на слова А. С. Пушкина: "В Чаадаеву" , "Стрекотуха белобока". 1937 (для журнала "Советская музыка", No 6, 7 за 1937 г.)
  • Опус 25. Обработка восьми молдавских народных песен для голоса и фортепиано.1941 г.
  • Опус 26. П "Пять обработок узбекских народных песен для голоса и фортепиано. 1942
  • Опус 30. Четыре обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано, записанных от А.Борща.
  • Опус 31. Обработки украинских народных песен: 1. "Стоит явор над водой" (Советский композитор ", К., 1961)," Ой верба, верба "," О Кармалюка "," Ой повеса ... "(" Советский композитор ", К., 1960). 1949
  • Опус 32. Две обработки русских народных песен: "Утес", "Ах, летят утки ..." (Советский композитор ", К., 1960). 1949
  • Опус 35. Три обработки украинских народных песен: "В вишневом саду", "Ой миры, мисяченьку", "Идет дождь" ("Советский композитор", К., 1961) .1950 г.
  • Опус 36. Обработка русской народной песни "Вниз по Волге-реке" для баса и фортепиано. 1950
  • Опус 37. Две обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано: "Эй, моя кукушка", "Тракторул". 1951

Редактирование

  • Редактирование и завершения фп. соч. Лысенко, пьес для скр. с фп. В.Косенко.
  • Исследования, разведки, статьи, в частности - особенности структуры молдавских народных песен / / Сов. музыка, 1938, № 4.

Литература

  • Виктор Анисимов, Композитор М. М. Вилинский (очерк о жизни и деятельности), Советская Музыка 1, 1938, "Искусство".
  • М. М. Михайлов. М.М. Вилинский. Киев, 1962.
  • Энциклопедический Музыкальный Словарь. Сост. Б.С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. Издание второе исправленное и дополненное. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва 1966.
  • М.Вилинський, От редакции, в Лысенко, Произведения для фортепиано, Собрание сочинений в двадцати томах, Том XIII, Музыкальная редакция Н. Н. Вилинского, "Искусство", 1952
  • О Н. Н. Вилинского. Украинская Советская Фортепианная Музыка. Хрестоматия. Том 1, часть 2. Музыкальная Украина, Киев 1975.
  • А.Билаш, "Незабываемое. Дань уважения художнику". Вечерний Киев, 4 мая 1988г.
  • В.Сергеев, "Жил в учениках". Журн. "Сов.культура", 21 мая 1988г.
  • Муха Антон. Композиторы Украины и украинской диаспоры. - М.: 2004. - ISBN 966-8259-08-4
  • Валентина Назаренко, Элегия о Николае Вилинского, "День", № 75, Среду, 23 апреля 2008 [4]
  • Валентина Назаренко, Украинский страница маэстро Малышевского, "День" № 143, суббота, 15 Август 2009 [5]