Вилла Ротонда

VillaCapra 2007 18 июля 1.jpg

Вилла Ротонда ( итал. La Rotonda ) - Загородная постройка архитектора Палладио, считающийся образцом виллы в стиле классицизм или его разновидности - палладианства.


1. Построение и название

Барочные фрески купола виллы изнутри.
Вилла сбоку сада и служебных флигелей

Заказчиком сооружения был Паоло Альмерико, чиновник из Ватикан в отставке. Вилла построена на холме вблизи города Виченца.

Само строительство закончено в 1561 году. Палладио не успел достроить виллу и ее заканчивал другой архитектор - Винченцо Скамоцци. Именно Скамоцци принадлежит круглая купол, венчающий здание и является большим архитектурным фонарем для освещения закругленной гостиной. Удаленно это решение напоминает древнеримскую ротонду храма Пантеон в Риме.

В Венеции сутки Возрождение задержалась дольше, чем в других художественных центрах Италии. Поэтому ясную и строго симметричную композицию Виллы Ротонда относят к зданиям Возрождения, хотя она возникла в окружении маньеризма, что сосуществовал вместе с поздним венецианским Возрождением.

Вместе симметричные, выглажены фасады вилл Палладио (Виллы Ротонда тоже), стали образцами для нового течения в европейской архитектуре - классицизма и его разновидности - палладианства.

По фамилиям владельцев и идут названия виллы - Альмерико, Капра, Вальмерана, что некорректно. Потому сто владельцев дадут 100 названий едином и неизменном объекту.


1.1. Влияние образца

План Виллы Ротонда
Один из портиков Виллы Ротонда

Виллу довольно быстро объявили образцом, тем более что она стала первой постройкой с использованием храмовых элементов древнеримской архитектуры в частном строительстве и достаточно гармоничным сочетанием с окружающей средой. Этому служили портики на фасадах виллы, широкие лестницы, пирамидальная построение объемов, завершалась невысоким куполом.

К вилле, как и в город Виченца, началось паломничество. Несколько европейских архитекторов прибывали сюда ради знакомства и изучения зданий Палладио. Некритически восприняты идеи привели к механическому заимствования приемов Палладио и перенос их в другие географические зоны, неблагоприятные для установок Палладио. Архитектурное наследство Палладио стал для других архитерторив признаком причастности к знаменитым образцов и указателем эрудиции.

Особое распространение идеи Палладио имели в двух империях - в Российской конце 18 века и в Британской. В последний дошли до полного копирования Виллы в усадьбах лорда Барлингтон (Чизвик), в усадьбе графа Уэстморленд (Мереворт - Касл). Копии отличались лишь большим куполом и меньшим использованием скульптур на фасадах. Вилла Ротонда стала образцом и для постройки церкви Св. Софии рядом с Царским Селом. Несколько сооружений с использованием образа Виллы Ротонда построены и в США.

Есть архитектурный образец стал использоваться в различных качествах, не меняя своей структуры. Идея достигла конечного пункта своего развития и замерла.


1.2. Оценки 200 - 400 лет

Критический анализ творческого наследия Палладио и его последователей начался уже в конце 18 века. Особенно логическими были анализ и критика со стороны архитектора и реставратора готических сооружений на имя Виолле ле Дюк (1814 - 1879) из Франции.

Виолле ле Дюк посмотрел на наследство Палладио с высоты чрезвычайных достижений французской архитектурной школы, достаточно непохожей на знаменитую итальянскую, горячо влюбленного в древнеримскую античность. Он сам совершил путешествие в Италию, где изучал сооружения Палладио и его последователей. Его решительные выводы имел уже письмо, где он писал:

Я отбыл в Италию, полный мыслей о Палладио, которым нас долго кормили в мастерской. Я не могу вам передать, каково было мое разочарование, когда я увидел архитектуру этого мастера ... Говорю без стыда, что нашел Палладио, Сансовино и Виньолы более скучными. Их сооружения, на мой взгляд, смесь античности и рококо, и все это холодное и оставшееся характера (индивидуальности). Они хотели систематизировать Возрождения, а вместо этого сделали профанацию (упрощения).

Ему представителю французской архитектурной школы, после романской и готической архитектуры, после архитектурного бума 17 века было что с чем сравнивать. Лучшие образцы архитектуры Франции раз имели и характер, и индивидуальность, и разнообразие, и потенции к дальнейшему развитию. Было и мощное теоретические основы в произведениях предшественника еще 17 века ( Франсуа Блондель).

Решительные выводы Виолле ле Дюка были поддержаны как потребителями архитектуры классицизма, так и архитекторами, уставшие от постоянных и монотонных портиков, колонн, треугольных фронтонов, выглажены стен с аскетическими и редкими деталями. Так, официально поддержан классицизм (императорами Наполеоном во Франции, Александром I и Николаем I в Российской империи) стал вызывать сопротивление, что рос.

В России классицизм даже решительно связали с властной тиранией того времени. Светлые античные образы в архитектуре теперь получили своего первоначального, имперское звучание, как это и было в Древнем Риме с его воинственной величием, жестокостью, неуважением к каждой личности в обществе.

Свои выводы сделал и кандидат архитектуры Кириченко Е. И.: (на русском)

Жестокая регламентация строительства 2-й половины 18 - 1-й трети 19 вв. - Обязательность строительства по утвержденным образцам, правила размещения домов на участке, размеры и даже стандартная окраска стен - впервые соотнесены декабристами с деспотизмом и насилием, направленным на унификации личности, вызывают в середине 19 в. всеобщее недовольство, рождается ответной и столь же сознательное стремление к многообразия, заставляют применять мало известные и непопулярные ранее архитектурные формы.
Вилла Ротонда зимой

Относительное господства ордерной архитектуры с 1830-х годов прекращается, начинается период романтизма и далее - эклектики.

В 20 веке и классицизм стал восприниматься достойным внимания и сохранения, несмотря на все свои недостатки. Вилла Ротонда получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.