Надо Знать

добавить знаний



Вишну


Vishnu Kumartuli Park Sarbojanin Arnab Dutta 2010.JPG

План:


Введение

Вишну [1] (санскр. विष्णु, "вездесущий" или "предвечный") - бог в индуизме. Один из тройке главных богов наряду с Бергамо и Шивой. Божество солнца. Занимается защитой универсального порядка, созданного Бергамо. Дарит величайшие блага человеку из членов троицы. Имеет десять аватар, девять из которых побывали на Земле и выполнили свои миссии. Изображается раджой с голубой кожей и четырьмя руками. В руках держит лотос, булаву, раковину и чакру.


1. Краткие сведения

Все индусы, как правило, Вайшнавы - поклоняющиеся Вишну, Шиваиты - поклоняются Шиве, или Шакти - те, которые поклоняются Шакти, Божественной Матери. Это говорит о большом авторитете Вишну - вероятно, наиболее популярного из всех индуистских богов. Хотя в индуистской триаде он следует после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Защитник. Из всех богов индуистской Триады Вишну выглядит наиболее человечным, потому что есть Всевласником. По присущим ему качествам он очень близок к человеку и, поэтому очень популярен.


2. История возникновения

Вишну Ригведы понимается как солнце в трех его фазах - востоке, зените и на западе. Ведический Вишну проходит сквозь небеса за три шага. Это великий подвиг Вишну, утверждающий его всеобъемлющую победу. Сделав три шага, Вишну, солнечное божество, проехал три мировые сферы. Бог выявленным в трех формах - как Агни (Agni) на Земле, Индра, или Ваю (Indra, Vayu) в воздухе, и Сурья (Surya) на небе. Он говорит, что сделал три эти шаги для защиты смертных, в их интересах. Зенит соответствует названию местонахождение Вишну. Его третий шаг не может быть увиденным человеческим зрением. Это место обитания Индры. Идея о скором преодолении пространства устойчиво ассоциируется в Ведах с Вишну.

Позже, когда в индуизме увеличилось значение жертвоприношений, связь Вишну с жертвоприношениями создал ему еще больший божественный авторитет. В постведичний литературе колесо (чакра) в руке уподоблялось Солнцу. Гаруда (Garuda), король птиц, его ездовое животное. Он также называется Супарна (Suparna). В Ригведе Супарна - атрибут солнца. Это подтверждает солнечное происхождение Вишну.

В пуранической период Вишну становится очень влиятельным богом, наиболее важным в индуистской Триаде. Согласно д-ра Банерджея (Banerjea), пуранической Вишну стал синтезом трех божественных идей - богочеловека Васудевы- Кришны (Vasudeva-Krishna), Ведического Бога Солнца Вишну и космического бога Брахманов Нараяны (Narayana).

Вишну постигается в пяти его важнейших аспектах - Пари (Para) (высокий), Вьюха (Vyuha) (излучающий), Вибхава (Vibhava) (воплощенный), Антарймин (Antarymin) (сущностный властелин бытия) и ароч (Arocha) (иконографический представления бога).


3. Функции

Всевышний назначения Вишну - сохранение, поддержка, защита. Его воплощения (avataras) выполняли божественную работу по защите мира людей. Каждый раз, когда силы Зла начинали властвовать над человечеством, Вишну, Великий Защитник, оставив Небеса, сходил в человеческий мир и спасал людей от Зла. Иногда он принимал разные формы для достижения особых целей. Учение о воплощении Вишну, вероятно, указывает на то, что некоторые его формы имеют космическую природу, в то время как другие, видимо, основаны на реальных исторических событиях. Исторические персонажи приходили и наделялись божественными свойствами, после ухода они рассматривались как воплощение самого божества. Стоит обратить внимание на эволюцию этих воплощений от низших форм жизни к высшим - от рыбы (Matsya), черепахи (Kurma), вепря (Varaha) в получеловека-полуживотные Нарасимха (Narasimha), к воплощению-карлика Вамана (Varmana) и, далее, до великих героев, наделенным многими сверхчеловеческими качествами.

Доктрина инкарнаций Вишну удовлетворяет насущную потребность человека в религии с верой в личностного Бога, в Бога, имеет человеческую природу и тогда, когда в нем возникает необходимость. Он воплощает мечту о божественного избавителя от бед и невзгод жизни.


4. Иконография

Вишну лежит на змее Шешу

Вишну сидит на Гаруде (Орли). Он одно лицо и четыре или более руки. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки (акшамала) и жезл (гада) - символ власти, что дает высшее знание; в левых руках - кожу, ткань и радугу. Он также держит колесо (чакра) и жезл (гада). Чакра представляет вращение мира, равно как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которого циклическое, как вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Восемь рук Вишну символизируют четыре стороны света и четыре промежуточные направления. Санкха (ракушка) представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос (Падма) - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, посланную верующим.

Можно встретить изображения Вишну с лотосом в руке. Бога Вишну изображали в Индии с ярким рубином на груди.

Вишну обычно изображается, что лежит на царе змеев наги Шеша (Sesha), с сидячей у него в ногах женой Лакшми (Lakshmi), другое имя которой Шри (Sri). Согласно одной из легенд, создатель мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована при создании мира ("Шеша" обозначает "остаток"). Шеша подобен волнам на поверхности океана первозданных вод.

Когда до конца очередного цикла своего существования Вселенная приходит к спаду и гибели, Вишну спит на свернутом в кольца Шеши, защищенный от всех опасностей капюшоном царя змей, пока не почувствует в себе силы проснуться и создать Вселенную вновь, начав новый цикл его существования.


5. Формы или состояния - мурти (murti)

Вишну может иметь четыре формы:

  • Йога (Yoga) - состояние медитации, почитается святыми и аскетами;
  • Бгога (Bhoga) - образы, выражающие удовлетворенность мирскими удовольствиями и, следовательно, служат предметом поклонения мирян;
  • Вера (Vira) - выражает доблесть, значит есть любимая царями и воинами;
  • Абгичарика (Abhicharika) - устрашающие аспекты божества, почитаемые теми, кто готовится к битве с врагами.
  • Стганака (Sthanaka) - Вишну в положении стоя.
  • Асана (Asana) - Вишну в сидячем положении.
  • Шайяна (Sayana) - Вишну лежит.

6. Гороскопы

Образ Вишну - яркий пример того, какие значительные изменения могут претерпеть в индуистском пантеоне статус божества и приписаны ему функции в зависимости от трансформации религиозного сознания верующих и требований времени. В Ригведе образ Вишну был связан с Солнцем и занимал вторичные позиции по сравнению с другими божествами. Но уже в "Махабхарата" и Пуранах это божество заняло одно из самых значительных мест в индуистском пантеоне, сохранившийся за ним и до - Вишну оказался богом-хранителем, а основными его чертами стали постоянство, целостность и неизменность. Впоследствии на Вишну распространились характеристики других богов, в том числе очень популярных среди простого народа. Это произошло благодаря возникновению концепции аватар - многочисленных земных воплощений Вишну.

Эпическая поэма "Махабхарата" объявляет бога Кришну одним из воплощений Вишну. В контексте "Махабхарата" Кришна почитается в основном как мудрый наставник воинов, подарил им священную песню Господа - "Бхагавад-Гита". Позже Вишну в образе Кришны перестал восприниматься преимущественно в связи с ипостасью воина и вероучителей, а основной его качеством стала нежная любовь, которой он платит своим преданным поклонникам.

Впоследствии Вишну также перенял зооморфные воплощения, изначально приписываемые Брахме ( черепаха, вепрь, рыба). Вероятно, данные метаморфозы происходили с образом Вишну течение длительного времени и явились результатом взаимовлияния различных индийских религиозных культов.

Позже выделились 22, иногда 24 основных инкарнаций Вишну. Кроме того, различные тексты упоминают разные имена. Число инкарнаций затем сократилось до канонических десяти.

Десять воплощений признаются наиболее значительными:

  1. Матсья - рыба
  2. Курма - черепаха
  3. Вараха - вепрь
  4. Нарасимха - человек-лев
  5. Вамана - карлик
  6. Парашурама - "Рама с топором". Воплощение Вишну, который осуществляет искоренения варны воинов ( кшатриев), которые презирают индуизм и верховную варну жрецов ( Брахмане).
  7. Рама
  8. Кришна
  9. Будда
  10. Калки - в этом образе Вишну должен воплотиться в будущем.

Примечания

  1. санск. विष्णु Viṣṇu Вишну
    кит. 遍入天 Bi?nr?-tiān Бяньжу-тянь
    яп. 遍入天妙毗天 へんにゅう てん みょう びてん Хеннӹ-тен
    Мьōби-тен

8. Источники и литература

  • (Рус.) Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  • (Рус.) Крыжановский О. П. История древнего Востока: Курс лекций. - Киев.: Лыбидь, 1996.
  • (Рус.) Крыжановский О. П. История древнего Востока: Учебник. - Киев.: Лыбидь, 2000.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам