Надо Знать

добавить знаний



Военно-воздушные силы СССР



План:


Введение

Флаг ВВС СССР

Военно-воздушные силы (ВВС) СССР - вид Вооруженных сил Советского Союза, предназначенных для ведения разведки группировок противника, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирование воздушных десантов, перевозки войск и грузов.


1. История

Советские военно-воздушные силы были основаны в 1918 году как Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков Туполева - ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.

Одним из первых испытаний Советских ВВС в действии стала гражданская война в Испании в 1936 - 1939 годах, где советские самолеты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитт Bf.109.


1.1. Советско-финская война и Вторая мировая

В 1939 авиация участвовала в советско-финской войне, где провела более 100 000 самолето-вылетов. Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям, хотя в среднем на 166 боевых самолето-вылетов терялся лишь один самолет, значительно лучше потери советских ВВС в 1944 - 1945 и тем более - в 1941 - 1942 годах. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38% были сбиты в бою или совершили посадку на территории противника, 14% - пропавшие без вести, 29% - потеряны в результате аварий и катастроф и 19% получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в небо.

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 в ВВС поступило 17 745 новых боевых самолетов, из них 706 - новых типов: истребителей МиГ-3 - 407, Як-1 - 142, ЛаГГ-3 - 29, Пе-2 - 128 [1].

К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.

Большие потери Военно-воздушные силы имели в июне 1941. В первые дни войны немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле и уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух.

31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, оснащенный Пе-2 (командир полка полковник Федор Иванович Добиша), стал первым бомбардировочной Гвардейской авиачастей в ВВС РККА СССР. Звание было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином

По программе Ленд-лизу СССР в годы войны получал самолеты и от Союзников.

За годы войны было подготовлено 44 093 летчики. Погибло в бою 27 600: 11 874 летчика- истребителя, 7 837 летчиков- штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации [2].


1.2. Холодная война

После Второй мировой войны ВВС СССР были серьезно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире. Авиация делилась на:

  • бомбардировочную,
  • истребительно-бомбардировочную,
  • истребительной,
  • разведывательную,
  • связную,
  • санитарную.

Также ВВС делились на виды авиации:

  • фронтовую,
  • далекую,
  • военно-транспортную,
  • вспомогательную.

Авиация имела в своем составе и специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждения тыла.

В ВВС в 1960 - 1980-х годах основными были:

  • Дальняя авиация (ДА) - стратегические бомбардировщики;
  • Фронтовая авиация (ФА) - истребители-перехватчики и штурмовики, которые обеспечивали превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
  • Военно-транспортная авиация (ВТА) - для переброски войск.

Войска противовоздушной обороны СССР были отдельным видом Вооруженных Сил, не входивших в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном - истребительные).


1.3. 1980-1990-е

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза в декабре 1991 году не позволила довести их до конца. Вместе с государством прекратили существование Военно-воздушные силы, финансирование новых разработок прекратилось.

После 1991 году советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40% техники и 65% личного состава советских ВВС, став единственным на советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолеты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, которые располагались в Украине, были утилизированы. 8 таких самолетов Украина передала России в счет погашения задолженности за газ.


См.. также

Источники

  1. Ростопчин В. Трагедия военной авиации СССР в 1941 году: случайность или закономерность
  2. Алексеенко В. И. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам