Военные реформы Петра I

Прижизненный портрет Петра, у 1699

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории XVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

Как отмечает видный российский историк Василий Ключевский:

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствования вооружения, выработка и внедрение новой системы обучения и воспитания военнослужащих.


1. Реформа войска

В ходе военных реформ Петра была отменена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и мещан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостую в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти условия постоянно менялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч солдат.


2. Создание флота

Вместе с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 крупных линейных внешних кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

3. Реформа управления

При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте - генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находилась полевая армия, "гарнизонные войска" и все "военные дела". Окончательный устройство Военной коллегии был определен указом 1719. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помичникоы главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившейся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и предоставления чина Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.


4. Обеспечение армии

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерии и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

5. Воспитания офицеров

Правительство Петра I придавал особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Сначала всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенськомк и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить растущие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров было создано две инженерные школы (в 1708 и 1719 году).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацьких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.

Петр I запрещал назначать в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично испитував "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права назначения в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи военные", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал генералов, отличившихся установленным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.


6. Содержание армии

7. Значение

Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца XVIII века. В последующие после Петра I десятилетия XVIII века российские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии.