Надо Знать

добавить знаний



Военный коммунизм


Красный флаг

План:


Введение

Военный коммунизм - название внутренней политики большевиков в 1918-1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью большевиков было удержания собственной власти в стране и обеспечения Красной гвардии и Красной Армии продовольствием и другими необходимыми ресурсами - в условиях войны, отсутствия легитимной политической власти и бездействия обычных экономических механизмов управления экономикой и народным хозяйством.

Решение о прекращении военного коммунизма и переход к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП (б).


1. Происхождение названия

Понятие "военный коммунизм" ввел в политический лексикон, теоретически обосновал и объяснил, известный российский марксист-теоретик А. А. Богданов в своей лекции Судьба рабочего партии и нынешней революции" в декабре 1917, в январе 1918 г. была напечатана отдельной статье [1].

В официальный советский политический лексике понятие "Военный коммунизм" распространилось несколько позже - после использования его в речах весной 1921 г. на X-м зиьзди РКП (б) В. И. Лениным и другими его соратниками. Ссылка на первоисточник-автора, Ленин использовал этот термин ретроспективно - для оправдания предыдущей политики большевиков: "Слишком поспешный, прямолинейный, неподготовленный коммунизм наш вызывался войной и невозможностью ни достать товары, ни пустить фабрики". Одновременно с взятием термина в кавычки предлагалась схема объяснения провала политики, которая предшествовала неполной: обусловленная войной хозяйственная разруха. На самом деле, однако, именно разруха стала следствием этой политики, ведь гражданская война началась фактически только с лета 1918 года, то есть с активным проведением политики военного коммунизма, и соответственно он не мог быть реакцией на нее. Действительно, проводился военный коммунизм в сложные времена гражданской войны и многие меры были реакцией на текущую ситуацию, однако в своей основе "военный коммунизм" был отнюдь не военным, а именно непосредственной попыткой построения коммунистического строя. Поэтому всю политику военного коммунизма следует рассматривать не как вынужденные действия большевиков [2], а как их умышленно программную политику. Военный коммунизм был не "сбоем" системы - это был закономерный результат воплощения в жизнь коммунистической доктрины.


2. Большевистская идея

В основу военного коммунизма была положена идея отказа от капитализма и быстрого революционного перехода к коммунистического строя путем огосударствления собственности, свертывание товарно-денежных отношений, тотального подчинения общественных, групповых, индивидуальных интересов государственным. В экономике - это обвальная национализация промышленных предприятий, помещичьих имений, торговых заведений. Военный коммунизм предполагал принудительный государственный перераспределение ресурсов, в том числе предметов и товаров широкого потребления и продовольствия, государственную монополию на хлеб и другие продукты питания. Практическим воплощением последней стала так называемая продразверстка с помощью специальных продовольственных отрядов. В политической жизни - это превращение Советов широких представительных органов на органы диктатуры с ограничением избирательных прав, массовая замена Советов ревкомы, комбеды, преследование оппозиционных партий, создание привилегированных условий для РКП (б). В идеологии и культуре военнокомунистични меры заключались в пропаганде коммунизма, отрицании старых культурных ценностей, в формалистических поисках нового в литературе и искусстве.

В области экономики политика военного коммунизма потерпела крах, и Ленин был вынужден начиная с Х съезда РКП (б) (март 1921) признать ее неэффективности и искать пути отступления, компромисса с народными массами, недовольство которых приобрело характер политического кризиса. На смену военному коммунизму пришел новая экономическая политика. В Украине она была введена с осени 1921.


3. Общая политика

3.1. Огосударствление промышленности

Огосударствление промышленности производилось в форме национализации. Национализация касалась не только крупных, но и средних и мелких предприятий. Осуществить ее единственным актом оказалось невозможным (как невозможно в наши дни сразу осуществить приватизацию). Появилось понятие "красногвардейской атаки на капитал", суть которого заключалась в "переваривании" управленческими органами государства отчужденных у собственников предприятий. Социализация земли и национализация банков, железных дорог, морского и речного транспорта начались еще в конце 1917, в мае 1918 состоялась национализация сахарной промышленности и заводов транспортного машиностроения, в июне 1918 - нефтяной, промышленности и крупных предприятий всех других отраслей. С лета 1919 ускоренными темпами национализировались средние предприятия, а с 29 октября 1920 - все мелкие предприятия. Органы управления не успевали "переваривать" предприятия, вследствие чего они останавливались [3].

Национализация не уничтожила отчужденности рабочей силы от средств производства, но ликвидировала хозяина-собственника. Новый хозяин в лице государственного органа не имел материального интереса, был безликим до абстрактности и неспособным ежедневно заниматься конкретным производством. Появилась объективная необходимость в разработке критериев и нормативов, которые можно было бы приложить ко всем управляемых объектов одновременно. Настройка учета огромной массы натуральных показателей, разработка смет, планов и отчетов, организация пооперационного контроля и проверка всегда завышаемых заявок требовали огромной армии учетчиков и контролеров такого количества честных специалистов не было, и быть не могло.


3.2. Централизация

Над огосударствленными предприятиями начал стремительно разветвляться управленческий аппарат в виде главков (главных управлений) Высшего совета народного хозяйства ( ВСНХ), центров, трестов и т.д. Вся эта система известна еще под названием "главкизм". Главные комитеты (Головпраця, Головторф, Головтекстиль, Головшкира, Головодяг, Головпал, Голов-крахмал и другие) стали основой управления важнейшими отраслями экономики. В них сосредоточен весь распределение сырья и полуфабрикатов и продукции. Все промежуточные звенья в управлении отменялись: гл. комитеты непосредственно руководили предприятиями и прямо подчинялись Президиума ВСНХ. Схема управления была направлена ​​на воплощение в жизнь умозрительных схем бестоварных экономики, пыталась осуществить неосуществимое - наладить управление из одного центра всей массой предприятий.


3.3. Внеэкономическое принуждение

Происходило закрепление рабочих и служащих за предприятиями и учреждениями. Сначала она охватывала военную промышленность, с ноября 1918 - железные, а затем - все остальные отрасли. Рабочие многих предприятий переводились на положение военнослужащих. Устанавливались обязательные средние нормы производства. Самовольное оставление предприятия приравнивался к дезертирству и каралось по законам войн. времени. К работе в гражданских учреждениях в принудительном порядке привлекались красноармейцы или все трудоспособное взрослое население в порядке трудовой повинности.

В производстве, организованном по-коммунистически, нельзя было обойтись без трудовой повинности. Рабочие за работу получали натуральный паек и фактически превратились в подневольный рабочую силу. Принудительность труда вытекала из самой идеи полностью лишенного рыночных рычагов планового хозяйства. Нежелание рабочего работать там и тогда, где и когда это было необходимо, вызвало со стороны государства острую реакцию. Власть воспринимала его как контрреволюционное выступление. Появилось понятие "дезертир трудового фронта".

При Совете Обороны (с апреля 1920 года - Совет труда и обороны) был создан Главный комитет по осуществлению трудовой повинности (Головкомтруд) с сетью местных учреждений.


3.4. Система распределения и продовольственная программа

Шагом в направлении коренной реорганизации производственных отношений в духе коммунистической доктрины был декрет "Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства" от 21 ноября 1918 года. Декрет возлагал на наркомат продовольствия обязанности по заготовке и распределения среди населения всего того, что оно приобретало ранее через торговлю.

Руководствуясь логикой декрета, заготовители начали налагать на крестьян обязательные задания, раскладывая их по дворам, селах, волостях и уездах. В этих условиях стала неизбежной появление продразверстки (в украинском языке существует и российский заменитель: продразверстка). Декрет Совнаркома о хлебной и фуражной раскладку появился 11 января 1919 года. Сначала продроз-верстка охватывала только хлеб и фураж, впоследствии распространилась на картофель и мясо, а в 1920 - на все продовольствие.

Раскладка не была налогом, поскольку не привязывалась к объему продукции в определенном процентные. Величина ее определялась двумя факторами: потребностями государства в продовольствии и способностью наркомпроду и его военизированных подразделений изымать продукцию у крестьян. То есть, продразверстка была реквизицией.

В городах была введена система "пайков", которые распределялись по "классовому принципу": более - высшим чиновникам аппарата, почти ничего - так называемым "нетрудовых элементов" и членам их семей. Таким образом, сфера торговли сужалась, она все больше превращалась в незаконную, с точки зрения власти, деятельность. Сначала карточная система распространилась на хлеб, сахар, соль, спички, мыло, керосин, затем - на молоко и молокопродукты, табак, обувь и т.п.. Следует указать, что система распределения продовольствия была крайне неэффективной, влечезна работа по учету и раздачи пайков не было, да не могла быть, произведена в полном объеме при отсутствии отлаженной системы и специалистов. Вследствие этого значительная часть, а иногда и большинство продовольствия просто не распределялось и лежало в городах скаладах, хотя одновременно население страдало от нехватки пищи.

Частная торговля запрещалась, были национализированы частные торговые заведения, оптовых складов, торговых фирм. На практике этот запрет нарушался и приводило к взлету спекуляции.

Проводилась политика натурализации зарплаты, т.е. предоставление трудящимся продовольствия и предметов широкого потребления бесплатно или по твердым ценам вместо всей или части зарплаты. Такая мера была вызвана параличом денежного обращения, нулификацию денег, острой нехваткой товаров широкого потребления и низкой оплатой труда. Тенденция к повышению натуральной, части оплаты труда росла и в конце 1920 достигла почти 100%. Впрочем некоторые большевики считали катастрофическое состояние денежной сферы благом, поскольку мол обесценивание денег позволит легче от них отказаться.

15 июля 1920 появился декрет российского Совнаркома "О расчетные операции", действие которого немедленно распространилась на территорию Украины. Провозглашалось, что все учреждения, предприятия и организации, которые требуют каких-либо изделий, материалов или продуктов, обязаны для получения их обращаться в соответствующие распределительные советские учреждения. Покупка на открытом рыночные запрещалась. Расчеты между учреждениями и предприятиями могли осуществляться только в безналичной форме.

В декабре 1920 года развернулась непосредственная подготовка к отмене денежного обращения. Было подготовлен проект замены денег "Трод" (трудовыми единицами). Накануне запланированного отмены денег (которое так и не произошло), 4 декабря 1920 года Ленин подписал "Декрет о бесплатном отпуске продовольственных продуктов и предметов широкого потребления".


3.5. Земельный вопрос

Уничтожение рыночных отношений, которое составляло центральный пункт коммунистической доктрины, требовало полной ликвидации частной собственности на средства производства. Тобто йшлося не лише про експропріацію буржуазії та поміщиків, а й про ліквідацію дрібних власників, які використовували в основному родинну працю й обходилися без постійного використання найманої робочої сили [4]. Десятки мільйонів таких власників (селян, кустарів, ремісників, дрібних торговців) більшовики називали "дрібною буржуазією". У прийнятій навесні 1919 року партійній програмі підкреслювалося, що РКП(б) розглядає організацію радянських і колективних господарств як єдино можливий шлях до підвищення продуктивності землеробської праці. Фактично же йшлося не про ефективність виробництва, а про перетворення селян на таких же працівників одержавлених підприємств, якими були промислові робітники. Тому під час перерозподілу землі влада прагнула як найбільше земель поміщицьких маєтків перетворити в радгоспи, комуни, артілі тощо, а не дати землю селянам.

Наприкінці 1918 року за безпосередньої участі В. Леніна було підготовано декрет "Про соціалістичний землеустрій і про заходи переходу до соціалістичного землеробства". Його основний зміст визначався однією фразою: "На всі види одноосібного землекористування треба дивитися як на скороминущі і відживаючі". Текст декрету було опубліковано лише 14 лютого 1919 року, після його апробації на Всеросійському з'їзді земельних відділів, комітетів незаможників і комун.

У другій половині 1920 року стала зримою небезпека колапсу виробництва внаслідок величезного недосіву. Недосів став безпосереднім результатом продрозкладки. Знаючи, що вироблену продукцію заберуть, селяни мали намір сіяти лише для власних потреб.

Щоб попередити таку небезпеку, В. Ленін вносить на VIII Всеросійський з'їзд Рад законопроект "Про заходи щодо зміцнення й розвитку селянського сільського господарства". Відмовляючись від негайного запровадження радгоспів і комун, держава тепер бажала доповнити розкладку селянської продукції розкладкою засіву землі. Вважалося, що подвійна розкладка дасть можливість запобігти очікуваному катастрофічному скороченню посівів.

З'їзд затвердив законопроект 23 грудня 1920 року. Державними "уроками", які мали бути доведені до кожного двору, селяни поверталися у становище, в якому перебували до скасування кріпацтва 19 лютого 1861 року.


4. В Украине

В Україні політика мала свою специфіку, по-перше. вона почалася значно пізніше ніж в Росії (з 1919, а не 1918 року). По-друге, вона в одних питаннях була жорсткішою, наприклад державно монополія одразу поширювалася не лише на хліб, а й на цукор, сіль, чай, а в інших вільнішою - робилися спроби демократизувати управління економікою (платформа "децистів"). В Україні зберігалося чимало ненаціоналізованих середніх і дрібних підприємств, залишились у приватній власності невеликі вугільні шахти (з річним видобутком до 5 млн. пудів вугілля), значно більшим виявився грошовий обіг, діяла споживча кооперація тощо. В цілому з одного боку Україна виявилася менш збільшевизованою, а місцеві кадри проявляли хоч якусь опозиційність, а з іншого більшовики прагли від України те, що їй треба було для самого існування режиму - хліба.


4.1. Елементи воєнного комунізму в Україні

  • червоний терор
  • російський шувенізм(українська мова оголошувалась котрреволюціоною - незаконною)
  • радянське адміністрування(управління)

4.2. Політико-юридичні передумови

З початку 1919 року радянські війська розпочали успішний наступ на Україну, вони зайняли: 3 січня - Харків, 12 січня - Чернігів, 19 січня - Полтаву, 27 січня - Катеринослав, 5 лютого - Київ, 18 березня - Вінницю, 10 березня - Херсон, 15 березня - Миколаїв, 6 квітня - Одесу, а 4-29 квітня - Крим. Тим самим на квітень 1919 року на більшості території України було знову встановлено Радянську владу. Знову почалося створення державного апарату Радянської влади в Україні. Держава дістала нову назву - Українська Соціалістична Радянська Республіка, яка була закріплена у першій Радянській конституції УСРР, затвердженій у березні 1919 року на ІІІ Всеукраїнському з'їзді Рад.

Вищим органом законодавчої влади став Всеукраїнський з'їзд Рад та його виконавчий орган - Всеукраїнський Центральний Виконавчий Комітет (ВУЦВК), головою якого з 1919 року став Г. І. Петровський, був на цій посаді до кінця 30-х років. Уряд у січні 1919 року було перейменовано на Раду Народних комісарів, очолив його Раковський (до 1923 року).

На початку березня 1919 pоку відбувся з'їзд КП(б)У. Для участі у його роботі ЦК РКП(б) направив Свердлова - найближчого соратника Леніна. III з'їзд КП(б)У, розглянувши проект Конституції УСРР, підкреслив, що вона має закріпити диктатуру пролетаріату у формі Республіки Рад. Враховуючи досвід державного будівництва в радянській Росії, III з'їзд КП(б)У визнав за необхідне для УСРР прийняти Конституцію РСФРР, з деякими змінами залежно від місцевих умов.

6 березня 1919 року у Харкові відкрився III Всеукраїнський з'їзд Рад, на який прибули 1887 делегатів, з яких 1435 були комуністами. На з'їзді виступив Свердлов, який від імені ЦК РКП(б) указав на необхідність зміцнення радянського ладу. Був заслуханий звіт Тимчасового робітничо-селянського уряду (Раднаркому) України, розглянуті військове, продовольче та земельне питання.

10 березня проект Конституції УСРР був поданий на розгляд і затвердження з'їзду Рад. З доповіддю про проект Конституції виступив член ЦК КП(б)У, нарком юстиції О. Хмельницький. Проти проекту Конституції виступили ліві есери, які піддали критиці положення, що УСРР є республікою диктатури пролетаріату. III Всеукраїнський з'їзд Рад відкинув це заперечення і затвердив запропонований проект Конституції.


4.3. Адміністративна політика

Структура влади мала наступну систему - ради збереглися лише в більш-менш значних, переважно повітових містах. На місцях замість виборних рад діяли надзвичайні органи влади "революційні комітети" (ревкоми). Там де вибори усе ж таки проводилися, комуністи усе одно повністю контролювали ради втручаючися у вибори, не допускаючи до них небажаних осіб. Фактично в Україні радянська влада на той момент це класичний окупаційний режим лише злегка формально прикритий умовним допуском місцевого населення до управління.

В Україні було утворено Бюро з відбудови промисловості (Промбюро) на правах філії Вищої ради народного господарства (ВРНГ). При Раді Оборони (з квітня 1920 року - Раді Праці та Оборони) було створено Головний комітет зі здійснення трудової повинності (Головкомтруд) із мережею місцевих установ. 12 жовтня 1920 року Раднарком України прийняв постанову "Про табори примусових робіт". Організація мережі таборів покладалася на чекістів. Створювалося Центральне управління таборів (ЦУЛАГ). Наприкінці жовтня 1920 року в Україні було організовано перші сім трудових концтаборів.

Щоб сприяти реквізиціям, партія організовувала комітети незаможних селян (комнезами), члени яких мали переваги при розподілі землі, звільнялися від податків і діставали 10-20 % "здобичі".


4.4. Экономическая политика

Продзагін російських більшовиків перед грабунком України, Петроград, 1919 рік

В Україні, де комуністичні перетворення розгорнулися лише з початку 1919 року, націоналізація охопила всю велику промисловість відразу. Наслідки були такі ж самі як і в інших республіках. На початок 1921 року з 10773 підприємств на державному обліку працюючими вважалися лише 4060. Сотні тисяч робітників залишалися без роботи, змушені були виїхати у село.

У 1920 році в Україні було створено органи примусових робіт, обладнано 18 концтаборів, через які пройшло 25-30 тисяч осіб.

З самого початку Україна цікавила більшовиків перш за все як джерело продовольства - після проголошення радянської влади в Харкові більшовики стали відправляти в центральну Росію ешелони з хлібом. До 1 березня 1918 року щоденно з України в Росію вирушало до 140 вагонів з продовольством, з 1 березня - до 300, а з 1 квітня - до 400 вагонів. Вивіз хліба супроводжувався реквізиціями, насильством над селянством, здійснювався терор над українським селом. Це було ще до формального запровадження в Україні політики воєнного комунізму.

12 квітня 1919 р. декретом ВУЦВК в Україні встановлювалася продовольча диктатура, а саме: була оголошена монополія держави на найважливіші продовольчі товари, якими розпоряджалися лише державні органи, розподіляючи їх у вигляді пайків та ін. Отримували ці продовольчі товари через продовольчу розкладку, за якою все зерно та ін., крім певного мінімуму, селяни повинні були здавати державі за встановленими нею же цінами. На практиці ж забирали скільки треба було, без будь-якого відшкодування. Приватна торгівля продуктами харчування заборонялася. Тобто продовольча диктатура безпосередньо зачіпляла інтереси селян як дрібних товаровиробників, підриваючи економічну основу їх існування.

Коммунистический распределение и продразверстка, на которой он базировался, в Украине вводились одним декретом ВУЦИК "Об общегосударственном учет и распределение продуктов и предметов домашнего хозяйства" от 12 апреля 1919 года. Продразверстка устанавливалась в объеме 140 миллионов пудов хлеба. Однако к белогвардейской оккупации заготовителям удалось собрать только 8 [5] миллионов пудов. Крестьяне игнорировали требования Наркомпрода и оказывали вооруженное сопротивление его работникам.

После поражения деникинских войск 26 февраля 1920 новый закон о хлебной раскладку подписали председатель правительства Х. Раковский и нарком продовольствия М. Владимиров. Объем раскладки теперь равнялся 160 миллионов пудов зерна. В мае 1920 года был утвержден и раскладку на крупный рогатый скот, овец, свиней, яйца, картошку. Были созданы специальные продовольственные отряды. С целью их укрепления в продотрядов было мобилизовано около 15 тыс. рабочих, в том числе более 2 тыс. членов большевистской партии. Летом 1920 года задачи по продразверстки было возложено на 1 конную армию Буденного, что валилась на советско-польский фронт. Тем не менее, крестьянство отказывалось сдавать хлеб и до июля 1920 года общий план продразверстки, что составлял 153 [6] миллионов пудов хлеба, были выполнены лишь на 10%. Чтобы облегчить изъятие продовольствия, создавались комитеты бедноты. С помощью комбедов до конца 1920 года заготовителям удалось собрать 72 миллионов пудов хлеба.

Декрет "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию", который стал радикальным поворотом в аграрной политике совпал по восстановлению советской власти в Украине. Республика, где еще сохранялось помещичье землевладение, была обречена превратиться в испытательный полигон в деле коммунизации крестьянства. Реализация декрета началась с марта, хотя формально ЦИК Советов Украины продублировал его только 26 мая 1919 года. Даже в малоземельных районах часть помещичьих земель передавалась не крестьянам, а сахарным заводам под организацию совхозов или желающим создать коммуны [7]. В ответ крестьяне поднялись с оружием в руках против советской власти. На подавление восстаний были брошены подразделения Красной армии. Командование Внутреннего фронта во главе с К. Ворошиловым использовало в борьбе с крестьянами подразделения интернационалистов, сформированные для оказания помощи советской Венгрии. Распространенной практикой в ​​подавлении крестьянских восстаний стали сжигания сел, расстрелы заложников, конфискация имущества. Красная армия, большинство которой составляли крестьяне, в этой ситуации разложилась, и Украиной овладели деникинские войска.

После поражения деникинцев Всеукрревком утвердил новый земельный закон, запрещающий отводить землю под совхозы без согласия крестьян.


5. Последствия

Политика военного коммунизма сломала хозяйство, именно ее результатом стало резкое сокращение производства зерна. Вместе с обострением дефицита продуктов питания большие районы Южной России и Украины охватила засуха, следствием чего стал голод 1921-1922 годов, унесшего жизни сотен тысяч людей в Украине и еще больше в Поволжье. Но - в отличие от своего будущего поведения - советское правительство не скрывал наличие голода и организовал в стране и за рубежом массовую кампанию помощи голодающим.

Катастрофическое положение в экономике привело к резкому росту недовольства большевиками, что вылилось в военные мятежи, крупные забастовки и крестьянские восстания, в 1921 году охватили Россию и Украину. Хотя Красная армия и ЧК беспощадно подавляли эти восстания, Ленин был вынужден признать провал политики военного коммунизма и необходимость пойти на уступки, особенно крестьянам.

В работе "О продовольственном налоге" (апрель 1921 года) Ленин охарактеризовал свою прежнюю политику, которую многие в большевистской партии требовал продолжить, в недвусмысленных выражениях: "Такая политика была бы глупостью и самоубийством той партии, которая попыталась бы ее. Глупостью, потому эта политика экономически невозможна, самоубийством, потому что партии, которые пытаются подобную политику, испытывают неминуемого краха ".


6. Сноски

  1. П.А.Плютто. А.А.Богданов о "военно коммунизме" - СОЦИС, 1990. № 11, с.147-151 PDF-format (Рус.)
  2. Именно так рассматривалась политика военного коммунизма в советской исторической науке - как чрезвычайные меры в условиях гражданской войны и интервенции вызваны именно этими внешними обстоятельствами.
  3. В советские времена этому придумали "оправдания", мол из-за нехватки ресурсов часть предпри умышленно закрывали, чтобы обеспечить работу других.
  4. Постоянного, поскольку время от времени наемный труд на селе регулярно использовали не только помещики или зажиточные крестьяне, но и около половины так называемых середняков и четверти бедняцких хозяйств.
  5. По другим данным 10000000 пудов
  6. Существует расхождение между различными источниками, одни указывают 160 Другие 153 миллиона пудов.
  7. Например, в 1919 году было провозглашено конфискации 14,5 млн. десятин земли, но крестьяне из них получили лишь 5 млн. дес., И не лучших земель. 2,5 млн. дес. остались под совхозы и различные сельскохозяйственные предприятия (сахарные заводы, винокурни и другие). 7 млн. десятин, излишки земли у зажиточных крестьян, в деникинских наступления конфисковать не успели.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам