Надо Знать

добавить знаний



Воронцовский дворец (Алупка)


Северный фасад. Воронцовский дворец

План:


Введение

Воронцовский дворец - памятник архитектуры и истории в г. Алупка ( Автономная Республика Крым).


1. История

1.1. Начало строительства

Желание иметь парадную резиденцию побудило владельца начать создание дворцово-паркового ансамбля. Сначала работы начались на южном склоне. Первоначальные строения вели архитекторы Франц Боффо и Томас Харрисон.

Английские родственники графа Воронцова позволили выйти на королевского архитектора Британии Эдварда Блора, который и создал проект с включением уже построенных частей (арабский ниша южной центральной части дворца). Сам Блор в Крым не приезжал, но был хорошо осведомлен о рельефе местности и этапы строительства.

В отличие от застывших форм позднего классицизма, господствовавшего в России, дворец построен с использованием исторических стилей Англии (поздняя готика, тюдоривський стиль 16-17 веков, то есть романтизм начала 19 в.).

В стиле классицизма построен только павильон Чайный домик в Нижнем парке.

Материалом стал местный камень вулканического происхождения - серый диабаз. Очень твердый, более известный гранит, он предоставил зданиям особый колорит средневековья.


1.2. Этапы строительства

Вид на Ай-Петри со стороны Воронцовского дворца в Алупке
  • Столовый корпус, 1830-1834
  • Центральный корпус, 1831-1837
  • достройка Бильярдной до Столового корпуса, 1841-42
  • Гостевой корпус, входящие флигеле, все башни, пятиугольник хоз. корпусов, 1838-1844
  • Библиотечный корпус ,1842-1846

Все строительство продолжалось с 1828 по 1848 гг Одно и двухэтажные здания расположены на оси восток-запад с двумя воротами. Западные ворота главная, восточная меньше по размерам, но лучше эстетическими признаками. Северный фасад дворца выходит в маленький двор, с которого открывается панорама горы Ай-Петри.


1.3. Парки Воронцовского дворца

Мраморный лев

Наибольший объем земляных работ пришелся на период 1840-1848 гг, когда военные саперного батальона сделали террасы перед южным фасадом дворца.

Особенности местности (глыбы камней, маленький ручеек, жидкий лес на севере области) были успешно использованы при создании пейзажного парка на северной стороне участка. Среди садоводов, которые работали здесь, К.Кебах, В.Гунт, М. Третьяков, Бишкович, Глущенко.

Нижний парк имеет более регулярную планировку, а припалацова территория насыщена скульптурами и фонтанами (мраморные львы скульптора из Италии Джованни Бонанни, фонтаны амуров, Трильби, Раковина).


1.4. Коллекции дворца

Парадная столовая дворца

Каждый зал дворца имеет свое отделки. В дополнение особую атмосферу поддерживают мебель английских, французских мастеров 18-19 веков, часы, светильники, зеркала, фонари. Шедевром деревянной резьбы есть шкаф в Китайском кабинете дворца.

  • Парадный вестибюль напоминает подобные в аристократических замках Великобритании. Стены украшены парадными портретами, среди которых портрет А. Браницкой 1781 (художник Ричард Бромптон, 1734-1783, Англия), портрет князя Григория Потемкина (неизвестный художник 18 в.) и другие. Портрет Браницкой следует отнести к удачным по двум соображениям. Бромптон работал в Российской империи всего около трех лет и умер в Петербурге. На территории Украины это почти единственный парадный портрет Бромптона, датированный и подписанный мастером.
  • Парадная столовая украшена балконом для музыкантов, каминами, коллекциями фарфора, хрусталя, позолоченная бронзы. В украшения столовой введены большие по размерам полотна художника из Франции на имя Гюбер Робер.

Сюжеты - фантастические пейзажи Робера на темы древнеримских зданий Италии.

Зимний сад дворца
  • В коллекции фарфора внимание привлекают две большие по размерам вазы в форме древнегреческих кратеров. Это произведения Императорского фарфорового завода в Петербурге. Вазы высотой 60 сантиметров и смонтированы из отдельных частей. Боковые стороны украшены реалистично созданными пейзажами, что вызвало недоумение современников, привыкших к пейзажам масляными красками на холсте. Уважение вызывали размеры и виртуозно создан морской пейзаж на фарфоровой основе непрямоугольной формы.
  • Среди редких украшений интерьеров - соломенные обои с вышивками цветными нитками эпохи классицизма. Подобные были особенностью дворянских усадеб России и почти единственные сохранившиеся в Украине.
  • Среди украшений залов - произведения декоративной бронзы и старинных часов мастеров Франции - Пьера Филиппа Томира, Л. С. Раврио, П. В. Русселя, Ледюра. Произведения Томира поциновувались всего, именно они украсили сборки дворцов - Тюильри в Париже, Зимнего дворца в Петербурге, дворца Демидова в Флоренции, замка Фонтенбло.
  • Украшением дворца стал Зимний сад.

1.5. Коллекция живописи

Худ. Р. Бромптон. Александра Браницкая

Аристократический дворец невозможно представить без коллекции живописи. Своя коллекция картин есть и в Воронцовском дворце Алупки.

Английское воспитание владельца дворца графа Воронцова способствовало появлению в дворцовой сборке мебели и картин английских мастеров, что было редким на территории Российской империи. Но доминировали произведения художников Фландрии, Голландии, Италии, Франции. Здесь хранят произведения П.Снейерса, К Нетшера, Карло Маратти, Уильяма Хогарта, Джорджа Доу.

В парадном вестибюле представлено несколько парадных портретов родственников Воронцовых разных мастеров (художник Ричард Бромптон и др.).

Дворцовая библиотека насчитывала 25.000 томов. После большевистского переворота 1917 года библиотека вывезена в Россию.


1.6. Дальнейшая судьба дворца

Южный фасад Воронцовского дворца

Здесь проживало три поколения Воронцовых. После 1917 года они отнятое эмигрировали за границу. Потомки живут в США.

При СССР дворец национализировали, с 1921 г. создан музей.

Крым был захвачен немецко-фашистскими войсками. Во дворце был дом отдыха немцев. Коллекции музея не успели эвакуировать и их ограбили. Известно, что было вывезено 537 предметов искусства, картин и гравюр. После войны часть их вернули в музей. Помещения дворца спасли, что является величественным поступком научного сотрудника музея С. Г. Щеколдина.

Во время Крымской (Ялтинской) конференции в Воронцовском дворце Алупки разместили делегацию из Британии.

С 1956 г. по приказу из Москвы здесь возобновлена ​​работа музея.


Источники

  • Алупкинский дворец-музей, Киев, "Искусство", 1972.
  • Вергунов А. П. Горохов В. А., "Русские сады и парки", М, "Наука", 1988 (рус)
  • Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник. Художественное собрание музея. (Исследования и материалы), Симферополь, 2005 (рус)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам