Восточная философия

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и является крупным и своеобразным пластом мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций Древнего Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы.

Однако, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, найпоказнишимы из которых были (есть) Вавилон, Персия, Япония, позднее - мусульманский мир. Чаще восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальнисть, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.


Философия древних Индии и Китая

Философия как самостоятельная дисциплина возникла внутри I тысячелетия одновременно в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Древней Греции. Ее рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрения, опиравшегося на знания, найденное в интеллектуальном поиске.

В Индии систематизированное философское знание формировалось через оппозицию брахманизма. В VI-V веках до н. е. здесь появились многочисленные течения, критические по положениям ведийской религии. Развитие шраманських школ привел к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм.

В Китае становлению философии также способствовали странствующие мудрецы- аскеты. Многочисленные течения китайской философии сформировались на анализе или критике древних памятников культуры, таких как "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен") (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособились два главных мировоззренческие направления - конфуцианство и даосизм. Первое из них во II веке до н. е. приобрело официальный статус государственной идеологии.


Современная восточная философия

Вот основные представители восточной философии XIX-XX веков:

  • Свами Вивекананда (1863-1902) - индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель, ученик выдающегося мистика Рамакришны. Единственным средством выхода из кризиса современного человечества считал единение всех религий и обращения людей к духовно-религиозного опыта. С позиций западной философии объяснил много ключевых идей Веданты - влиятельной индийской религиозно-философской системы.
  • Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (1870-1966) - японский мыслитель, буддийский философ и культуролог, ведущий представитель и исследователь дзен-буддизма. Центральное место в его исследовательской деятельности занимало понятие просветления, которое понимается как смысл и суть буддизма и любой аутентичной религии и философии. Среди его работ: "Основы дзэн-буддизма", "Очерки о дзэн-буддизм" в трех частях, "Лекции по дзен-буддизма", "Дзен в японской культуре".
  • Джидду Кришнамурти (1895-1986) - индийский мыслитель, человек уникальной судьбы. Мальчиком он был признан членами Теософского общества предназначенным для воплощения грядущего мессии и соответственно воспитан под их наблюдением. Однако в 1929 году Кришнамурти отказался как от своего мессианства, так и от любого участия в организованной религиозной деятельности и стал одиноким мыслителем, вел разговоры с людьми в десятках стран мира. Известны работы Кришнамурти: "Первая и последняя свобода", "Единая революция", "Вне времени", "Свобода от известного".
  • Мухаммад Икбал (1877-1938) - мусульманский философ, поэт, религиозный реформатор и общественный деятель Индостана. Почитается как "духовный отец нации" в Пакистане и выдающийся достоверно мусульманский философ XX века. Критическое переосмысление всего мусульманского мировоззрения и обоснование коренного реформирования традиционного общества при ключевой роли в этом процессе человека - в этом пафос учения Икбала. Его религиозно-философские взгляды представлены в книге "Реконструкция религиозной мысли в исламе".

Литература

  • Фролов И. Т. и другие. Введение в философию (Учебник для вузов). М.: "Политиздат", 1989.
  • Джинджолия Б.И. Восточная философия XIX-XX веков. Екатеринбург, 2006.
  • Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнения культур. СПб., 2001. - 324 с.
  • Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс и избранные тексты. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ?Восточная литература?, 2001, 51.
  • Томсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю.Бондарева. - М.: ФАИР_ПРЕСС, 2002. - 384 с.: Ил.
  • История восточной философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1998, 122 стр..
  • Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - Издание 2-е, исправленное и дополненное - М.: Инсан, РМФК, 1992 - 208 с.)
  • Ричард Осборн, Борин Ван Лоон. Восточная философия. Пер. с англ. Харламовой Л.В. Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1997. - 178 с.
Западная философия ? Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математике ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм