Надо Знать

добавить знаний



Выражения (языкознание)



План:


Введение

Выражения (языкознание) - речевых произведение, созданное говорящим в процессе конкретного речевых акта. Рассматривается в контексте этого речевых акта как часть дискурса ( текста).

Смотрите также: Речевое высказывание


1. Понятие высказывания

В процессе общения люди не просто строят предложения, а используют эти предложения для выполнения таких действий, как информирование, просьба, совет, вопрос, приказ, предупреждение, обещание, выражение благодарности и т.д. Все это - речевые акты. В речевых актах используются предложения; но речевые акты и предложениями - разные понятие.

Теория речевых актов рассматривает речевое общения как одна из разновидностей целенаправленной поведения, которая подчиняется определенным правилам. В любом высказывании (т.е. в речевом акте высказывания) различаются 3 аспекты; иначе говоря, в нем различаются менее 3 различные акты, совершаемые говорящим:
а) акт собственно произнесения предложения (локутивний акт);
б) пропозициональных акт (содержащий акт референции, т.е. привлечение в зону рассмотрения определенных объектов, и акт предикации, т.е. приписывание свойств этим объектам);
в) иллокутивний акт, например, выражение утверждения, обещания, просьбы, благодарности подача приказа, советы, отношения вопрос - вообще, реализация коммуникативного намерения говорящего.


2. Семантико-прагматическое представление высказывания

Термин "высказывания" употребляется в лингвистической литературе в двух значениях -

  1. как синоним термина "Речевой акт"
  2. как обозначение для речевого воспроизведения, совершенного в ходе речевого акта и рассматриваемого в контексте этого речевого акта. Мы используем во всех случаях, кроме прямого цитирования, только второе его значение.

М. М. Бахтин выразил в своих статьях, напечатанных в ( 1979), такое мнение: "... то, что они (лингвисты) изучают как предложение, является неким гибридом предложения (единицы языка) и высказывания (единицы речевого общения)", с. 253. На самом деле между предложением и его использования в высказывании большое расстояние: "Предложение, утвердительное по своей природе, становится реальным утверждением лишь в контексте утвердительного высказывания? (с. 213). "Только высказывание имеет непосредственное отношение к реальности и к живому говорящего (субъекта). В языке только потенциальные возможности (схемы) этих отношений ... Только высказывание может быть (не) верным, истинным, (не) правдивым, справедливым и т.д." (с . 301). "Предложение как единица языка, подобно слову, не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции индивидуального говорящего в конкретной ситуации речевого общения" (с. 263).

Половинчатость лингвистического подхода заключается в том, что с одной стороны, во многих случаях вместо предложения рассматривают высказывания, т.е. предложения в контексте своего речевого акта, поскольку идет речь, например, о соотношении предложения с действительностью, а с другой стороны, это делают неявно, т.е. переход от предложения к высказыванию никак не отмечается, и вместо того, чтобы рассматривать речевое акт во всей его полноте, то есть с его автором, речевыми намерениями автора, адресатом т.д., ограничиваются крайне упрощенным представлениям о речевом акт: "При анализе такого отдельного предложения обычно и рассматривают его как завершенное высказывание в какой-то крайне упрощенной ситуации: солнце взошло, и говорящий констатирует: "Солнце взошло" (The sun has risen) ... В действительности же любое подобное сообщение к кому-то обращено, чем-то вызвано, имеет какую-то цель, то есть является реальной звеном в цепи речевого общения ... "(с. 263).

Конечной целью описания семантики языка должны быть эксплицитные правила соотнесения предложений с их содержанием. Оказывается, однако, что значительные компоненты содержания предложения естественно проявляются лишь при рассмотрении предложения в контексте речевого акта, требует перехода от предложения к высказыванию.


3. Предложения и высказывания

Между предложением и высказыванием есть такие отличия:

  1. Предложение имеет иллокутивнимы назначения - выраженное с помощью способа, типа предложения по цели высказывания и лексически, например модальными словами. В речевом акте говорящий использует предложения (с той или иной иллокутивнимы целью) для выражения своего коммуникативного намерения, т.е. для построения высказывания с той или иной иллокутивнимы функцией.
  2. Содержанием предложения обычно пропозициональных форма от так называемых прагматических переменных. В высказывании прагматические переменные приобретают конкретных значений, в результате чего пропозициональных форма превращается в замкнутую предложение.
  3. Предложение обычно содержит конкретно-референтные предметные термы, т.е. выражения, предназначенные для обозначения индивидуализированных объектам. В высказывании эти термы действительно вступают в референцию с индивидуализированными объектами с общей точки зрения или фонда знаний участников речевого акта.
  4. Аналогично, предложения, выраженные в предложении, вступают в соотношение с ситуациями, событиями, фактами реального мира.

Иногда к параметрам, которые отличают высказывания от предложения, относят коммуникативную структуру (актуальное членение), которая выражается порядком слов и интонацией.

Одно из назначений языка заключается в том, чтобы выражать предложения. Однако предложение само по себе выражает никакой замкнутой предложения: только в контексте речевого акта, в котором употребляется данное предложение, фиксируются значения всех прагматических переменных, которые входят в содержание предложения. Таким образом, привлечение предложение в речевой акт не только предоставляет предложения иллокутивнимы функцию, но и формирует само предложение по той пропозициональной формы, которой в большинстве случаев смысл предложения.

Целый набор изменений, которые происходят при переходе от предложения к высказыванию, можно назвать, используя термин Ш. Балли (1955), актуализацией предложения. Актуализация предложения ни в коем случае не является процессом, реально осуществляется говорящими в их речевой деятельности: не существует такого момента, когда предложение, уже построено, включается в речевой акт и актуализируется (напротив, предложения, с которыми имеет дело лингвист, как правило, изъяты из какого-то речевого акта). Актуализация понимается как обобщенное обозначение всей совокупности различий между предложениями и высказываниями.



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам