Надо Знать

добавить знаний



Галицкая краевая выставка



План:


Введение

Афиша Краевой выставки на украинском языке, на котором неправильно указано время работы

Общее представление Краева во Львове [1] (современный украинский язык - Общая краевая выставка во Львове; чаще - Галицкая краевая выставка или Краевая выставка; пол. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie ) - Крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галиции и Лодомерии, что происходило с 5 июня в 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка в Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка была посвящена 100-летию Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Она стала одной из крупнейших и массовых событий в истории Львова, а также одним из главных градообразующих факторов конца ХИХ века.

Экспозиция Выставки охватывала все отрасли тогдашнего хозяйства Галичины. В ней приняли участие как местные, так и зарубежные участники. Главным опекуном Выставки был сам император Франц Иосиф I. Организационный комитет возглавлял князь Адам Сапега.

За 139 дней работы выставки, 100 из которых были дождевыми, ее посетило 1146329 человек. Иногда наплыв людей был настолько велик, что, кроме кассиров, к продаже билетов привлекали и дирекцию выставки.


1. Структура и объекты Выставки

Главная аллея Выставки

Общая Краевая выставка проходила на верхней террасе Стрыйского парка. Тогда это была южная окраина Львова. Специально к Выставки, за год до начала, территорию современной террасы выровняли, ведь до этого она была покрыта оврагами. Для этого дополнительно было завезено около 20 тысяч кубометров грунта. В результате образовалась терраса площадью около 50 гектаров.

В выставке принимали участие различные общества, государственные учреждения, частные предприятия. Всего ими было построено 129 павильонов. Их проектированием занимались лучшие архитекторы Галичины, а строительством - опытные инженеры. Петроградский газета "Край" описывала их так:

" Одни из этих павильонов очень хорошие - например павильон искусства, другие слишком хрупки - например, павильон архитектуры, какие-то солидные - как дирекции сокровища, некоторые банальные, а некоторые просто отвратительны. "
Промышленный павильон

Главный вход на краевую выставку размещался от современной улицы Уласа Самчука. Главная аллея Выставки совпадала с современной Верхней аллее Стрыйского парка. Слева от главного входа находилась круглая постройка Рацлавивськои панорамы, построенная в стиле неоренессанса по проекту Л. Балдвин-Рамулта. Панорама изображала битву под Рацлавицамы 1794 года, а ее открытие было приурочено к 100-летию Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко, какое именно праздновали в 1894 -м. На панораму, расписанную польскими художниками, потратили 750 килограммов краски. Она разместилась на холсте размером 120х15 м, изготовленное в Брюсселе. Рацлавивська панорама экспонировалась и по окончании Краевой выставки, пользуясь большой популярностью. В 1946 году, когда по операцией "Висла" поляков переселяли из Львова, они забрали с собой и Рацлавивську панораму, которая сегодня экспонируется в Вроцлаве.

Напротив здания панорамы стоял Дворец искусств - единственное здание Краевой выставки, которая без изменений сохранилась до нашего времени. Сегодня в ней находится спорткомплекс Национального университета "Львовская Политехника". Дворец искусств был построен по проекту Г. Пежанського и М. Лужецкого, его украсил известный тогда дизайнер Ф. Сковрон. Фасад украшен аллегорическими скульптурами Антона Попеля, аттик ризалит увенчан скульптурами Юлиана Марковского. Во Дворце искусств экспонировались три выставки: "Древние памятники", "Ретроперспектива польского искусства" и "Современное искусство".

Подвесная канатная дорога

Далее, по обе стороны главной аллеи, тянулись выставочные павильоны. Примерно посередине Главной аллеи находился электрический фонтан - его струи, которые достигали 50 метров, подсвечивались разноцветной подвижной иллюминацией. Конструктор фонтана - Ф. Крижик, чаша фонтана оформлена по проекту Р. Гебеля.

Недалеко от этого фонтана находилась Нефтяная участок. Она была одной из самых популярных и крупнейших ведь нефтяная промышленность в то время была одной из основных в Галиции. [2] Участок пользовалась популярностью еще и благодаря тому, что здесь была сооружена настоящая буровая нефтяная вышка, оборудована всеми механизмами для так называемого канадского способа бурения. Посетителей также привлекала шахта, изображавшую рудник озокерита, устроенную по типу тех, что эксплуатировались в те годы в Бориславе. От шахты до Этнографического отдела, который размещался в нижней части парка, вела наклонная штольня. Альтернативой ей была подвесной канатная дорога длиной 170 метров, которая была одним из самых популярных аттракционов Всеобщей краевой выставки.

Этнографический отдел состоял из двух комплексов сооружений. Первым был макет дворянской усадьбы. Он был возведен Я. Груглажевським и З. Крукиевичем по проекту Альфреда Захаревича. Внутри экспонировались предметы бытовой этнографии. Второй выглядел традиционной гуцульской трехкупольная церкви, построенной по проекту Юлиана Захаревича. Внутри зрители имели возможность осмотреть образцы украинского культового искусства.

Далее располагался архитектурный павильон, спроектированный Ф. Сковрон и Ю. Кроликовським, построенный под руководством Я. Баллабана и В. Подгорецкий. Павильон располагался на небольшом холме над бассейном, и снаружи напоминал древнегреческий храм - в его оформлении были использованы дорический и ионический ордера. Павильон занимал площадь 236 квадратных метров. Имитацию камня из цемента и извести поддерживал деревянный каркас. Наружные стены были расписаны картинами в древнегреческом стиле, вход украшен сфинксами работы Тадеуша Блотницького, здание венчала скульптура богини Викитории с грифонами авторства Антона Попеля. В павильоне выставлялись экспонаты, связанные с архитектурой и строительством - в основном, рисунки и модели архитекторов из Львов и Краков - крупнейших городов Королевства Галиции и Лодомерии.

Императорский павильон

Большое внимание на Краевой выставке было уделено технике. Так, вниманию посетителей предлагались Промышленный и Машинный павильоны. Первый построенный в стиле необарокко по проекту Ф. Сковрон, занимал площадь 5985 квадратных метров, высота его купола составляла 32 метра - он был одним из крупных на выставке. На центральном витражи, изготовленном в Инсбруке, были изображены польские короли. Павильон также был оформлен аллегорическими картинами, на которых была изображена история развития промышленности и гуцульской керамики. Здесь выставлялись экспонаты широкого спектра: от изделий из дерева, искусственных цветов, карамикы, фарфора, текстиля и одежды до гигантских моделей предметов и демонстрации производства бумаги. Машинный павильон занимал площадь 3348 квадратных метров. Его огромные ажурные детали были выполнены на заводе в Цешине, а наружные стены были обшиты деревом, резным по проекту Зигмунта Горголевского.

К приезду императора Франца-Иосифа на выставке было построено имераторський павильон. Автор проекта - Т. Рубковський, столярные работы выполнены А. Бобричем и Б. Щурковським, металлические украшения - компанией Я. Дашка, скульптуры - работы Войцика. Было также построено украинский павильон (построенный в виде хутора по проекту Юлиана Захаревича), Павильон садоводства (состоял из трех цветочных оранжерей и аквариума), павильон казначейства (похож на небольшую фабрику - имел башню, часы и сегментированные окна), павильон Потоцкого (похож на замок) и Львовский павильон (имел вид немецкого ренессансной виллы). Оригинальный павильон Выставки был построен фирмой-производителем алкогольных напитков "L.Proux & G. Kondratowicz" ( Франция) - он был точной, увеличенной в 144 раза, копией бутылки коньяка. Высота павильона составляла 15,1 м, а диаметр - 3,54 м. Среди других интересных отличались также аквариум с четырьмя прудами и подземная пещера в виде соляной шахты.

До Выставки в Стрыйском парке был возведен концертный зал и водонапорную башню, которая внешне напоминает оборонительную. Ее высота - 39 метров, она выстроена из кирпича и камня Я. Баллабаном и В. Подгорецким по проекту Юлиана Захаревича. До Выставки в Львове было также открыто электрический трамвай, который, несмотря функции по перевозке гостей действа, был также одним из его прелестей.


2. Выдающиеся мероприятия

В рамках Общей Краевой выставки за пять месяцев ее работы было проведено множество мероприятий. В частности, имели место многочисленные конгрессы - многодневные конференции собирали местных и мировых специалистов в какой-либо из отраслей хозяйства. В рамках выставки проводилась также одна из самых масштабных в Киеве Летерье. Розыгрыши призов продолжались в течение всего периода работы выставки. Главным призом стала каменный в Львове. В лотерее приняли участие тысячи людей.

Церемония открытия. На заднем плане - Дворец искусств

2.1. Открытие

Торжественное открытие Общего Краевой выставки состоялось 5 июня 1894 года. Оно началось мессой в Латинской кафедре, на которой присутствовали все причастные к организации Выставки лица и гости. По окончании службы участники мессы процессией прошли в Стрыйского прак, где на площади перед Промышленным павильоном состоялась царемония открытия выставки. Председатель Комитета по организации Выставки Адам Сапега произнес речь польском, а член Краевого отдела Дамьян Савчак - Украинской. Затем всех присутствующих поздравил эрцгерцог Карл Людвиг. Объединенный хор певческих обществ под руководством композитора Владислава Желенского выполнили кантату польском и Украинских языках, после чего начался осмотр выставки.

На открытии присутствовали эрцгерцога Леопольда Сальватор и Карл Людвиг (представитель императора Франца Иосифа, как главного опекуна выставки), министры граф Фалькенгейн, Яворский и Мадейский, главнокомандующий князь Людвиг Виндишгратц и генералитет, краевой маршалок князь Евстахий Сангушко, все члены Краевого отдела, президиум комитета Выставки во главе с князем Адамом Сапегой, все члены Краевого сейма, представители духовенства (все три архиепископы римско-католический - Северин Моравский, греко-католический - Сильвестр Сембратович и армяно-католический - Изаак Миколай Иссакович). Присутствовали представители земства, мещанства, высших учебных заведений, учреждений, всех слоев и профессий.


2.2. Первый в Украине футбольный матч

В рамках краевой выставки состоялась междугородная футбольная игра между командами, которые представляли Львов ( спортивно-гимнастическое общество "Сокол") и Краков. Это был первый в истории Украина документально зафиксированный футбольный матч.

Матч начался 14 июля 1894 года в 17:00. Львовяне играли в белых футболках и серых гимнастических штанишках, а гости - в белых футболках и синих штанишках. Поединок судил профессор Выробек из Кракова. На стадионе вместимостью 10 000 зрителей собралось около 3 000 человек. Игра длилась 7 минут - до первого забитого гола. Этот мяч провел второкурсник учительской гимназии Владимир Хомицкий, который играл на левой стороне поля. Тактики и стратегии в действиях футболистов почти не было - главным заданием было протолкнуть мяч мимо вратаря в ворота. Стойками ворот служили два флажка, воткнутых в землю.


2.3. Визит Франца-Иосифа и до Львова

Триумфальная арка к приезду императора, была воздвигнута на перекрестке улиц Городецкой и Черновицкой

Для посещения Общего Краевой выставки, главным опекуном которой он был, император Австро-Венгрии Франц Иосиф и посетил Львов. Визит длился с 11 по 15 сентября 1894 года. Глава государства прибыл во Львов железной дороге. На главном вокзале его поджидала толпа во главе с маршалом Галичины графом Людвиком Водзицьким. На современном перекрестке улиц Городецкой и Черновицкой Залізниця Карла Людвіга спорудила тріумфальну арку за проектом архітектора Карела Боубліка. Посередині її увінчувала цісарська корона, з боків - герби міста та краю. Поблизу арки стояла трибуна, де імператора зустрів бургомістр. Він вручив Францові Йосипу позолочений ключ від міста і виголосив промову.

Вечером того дня відбулося вогняне дійство. Тоді запалало електричне сонце на готелі "Європейський", ліхтар на Соборі святого Юра, бочки зі смолою на Високому Замку. Львів'яни прикрасили будинки килимами, гербами, портретами та ініціалами монарха, свічками та транспарантами з гаслами лояльності. Українці тоді повивішували на багатьох кам'яницях синьо-жовті прапори. На сцені навпроти намісництва співав хор в 420 осіб у супроводі військового оркестру. О 19:30 під звуки тріумфального маршу Тимольського з трьох боків до намісництва наблизилився факельний марш, учасниками якого було шість тисяч осіб. Юрба у цей час вигукувала: "Слава! Най жиє! Віват!". Близько дев'ятої Франц Йосиф I прогулявся містом.

Крім Крайової виставки, у рамках свого візиту імператор відвідав Латинську катедру, Вірменську церкву, Собор святого Юра, ортодоксальну та реформістську синагоги, будівлю Галицького Сейму (сьогодні - головний корпус ЛНУ імені Франка), заклади освіти, музеї, бібліотеку Оссолінських, міський театр та бал у Ратуші. Під час зустрічі з українцями у Народному Домі Франц Йосип сказав присутнім українською мовою "Дякую", що викликало фурор.

Після Львова цісар відвідав Коломию та Чернівці.


3. Українські представники на Крайовій виставці

У Загальній Крайовій виставці брали участь українські товариства: "Боян", "Зоря", "Дністер", "Народна Рада", "Народна торгівля", Наукове товариство імені Шевченка, "Просвіта", "Руська бесіда", Руське педагогічне товариство. Останнє для своїх експозицій навіть збудувало окремий павільйон. Український організаційний комітет очолював Володимир Шухевич.

Українська громадськість також відіграла вирішальну роль у створенні Етнографічного відділу виставки. Зокрема, його куратором був той же Володимир Шухевич, а більшість серед експонатів цього відділу складали саме вироби українських майстрів та підприємців.


4. Значення і спадок виставки

Загальна Крайова виставка стала однією з найбільших і наймасовіших подій в історії Львова. Вона також мала значний позитивний вплив на міське життя: завдяки Виставці Львів став знаним у світі містом, про нього писала не тілька австро-угорська, а й закордонна преса; вона сприяла збільшенню кількості інвестицій у Галичину загалом і Львів зокрема; вона підштовхнула галицьких підприємців впроваджувати новітні на той час технології. Місто збагатилось системою електричного трамвая, було відремонтовано об'єкти інфраструктури та фасади будинків. У спадок після Виставки Крайової залишилася першокласна виставкова площа, яку пізніше неодноразово використовували за призначенням. 1902 року тут проведено ювілейну виставку Політехнічного товариства, 1916 - військову виставку австрійської армії, у 1921 - 1939 роках тут проходила щорічна виставка-ярмарок " Східні торги", а у 1956 році відбулась виставка, присвячена 700-літтю Львова. На базі залізниці, спорудженої для доставки на Виставку експонатів, згодом було відкрито Львівську дитячу залізницю. [3] [4] Після Виставки Крайової район Софіївка, що прилягає до Стрийського парку, став елітним, а нерухомість у ньому стала найдорожчою у Львові.

Місцева газета "Львівський кур'єр" так охарактеризувала позитивні наслідки Виставки:

" Пессимисты забрались из Львова, бежали перед электрической пути, перед электрическим светом, перед всем, что выставка породила. "

Подытоживая свой визит в Львов и выражая впечатления от действа, император Франц Иосиф сказал:

" Меня охватила полная радость за те всесторонние достижения, которые получил мой край в областях творчества, развития школьного и искусства. Совместная работа двух народов [5] дает мне большую надежду на то, что экономическое благосостояние людей вырос и продолжит расти. "

Из сооружений Выставки сей сохранился Дворец искусств (в нем располагается спорткомплекс Национального университета "Львовская Политехника"), водонапорная башня (недавно в ней действовал ресторан "Башня") и бывший павильон Рацлавивськои панорамы, реконструирован 1954 года для нужд Политехники (архитекторы А. Рудницкий, А. Сластельников). [6] Территория, на которой располагалась выставка, сегодня интегрирована в Стрыйский парк - теперь ее называют Верхней террасой Стрыйского парка. В 2004 году, по случаю 110-летия первого футбольного матча, в его честь был открыт памятник (расположен на месте проведения матча).

  • Памятник первому в Украине футбольному матчу

  • Современный вид Дворца искусств

  • Верхняя терраса Стрыйского парка

  • Водонапорная башня

  • Львовская детская железная


Примечания

  1. официальное название на украинском языке по афишей выставки
  2. Стоит также сказать, что по объемам добычи нефти Галичина уступала тогда лишь России и США
  3. Центр городской истории Центрально-Восточной Европы. "Детская железная дорога в Стрыйском парке" - lvivcenter.org / uk / uid / picture? pictureid = 1828
  4. Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв.. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 497, 537, 536, 603. - ISBN 978-966-7022-77-8
  5. речь идет о поляков и украинский, жившие в тогдашней Галиции
  6. Черкес Б.С., Дида И. А. Андрей Маркович Рудницкий / / Вестник Национального университета "Львовская политехника". - № 674, 2010. - С. 5, 6.

Источники


п о р Королевство Галиции и Лодомерии с Великим Княжеством Краковским, Княжеством Освенцима и Княжеством затора
Субъекты империи Wappen Knigreich Galizien & Lodomerien.png
Власть
Наместничество (Наместник) Сейм (созыв: I II III IV V VI VII VIII IX X) Краевой выдел
Наместники
Агенор Голуховский Альфред Потоцкий Филипп Залесский Казимир Бадени Евстах Сангушко Леон Пининський Анджей Потоцкий Мишель Бобржинський Витольд Корутовський
История
Хорошая статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам