Ганс Гольбайн младший
Ганс Гольбайн младший ( нем. Hans Holbein der J?ngere , 1497, Аугсбург - 1543, Лондон) - немецкий художник эпохи Возрождения. Знаменитый представитель этой семьи.
1. Жизнеописание
Родился в Аугсбурге ( Германия), учился живописи у своего отца - Ганса Гольбайна старшего. Находился под влиянием Ганса Буркмайра.
1.1. Первый Базельский период (1515-1525)
Позже братом Амброзиус Гольбайном переселился в Базель ( Швейцария), где брать два года работали в мастерской Г. Гербстера. В городе Гольбайн познакомился со многими гуманистами и учеными этого периода, в том числе с Эразм Роттердамский. По просьбе последнего иллюстрировал его работу - "Похвала глупости" издания 1514 года 82-ю рисунками. Гольбайн иллюстрировал также другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В настоящее время материальное положение Гольбайна было, пожалуй, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году - фрески внутри и на наружных стенах здания Гертенштейна в Люцерне. После возвращения осенью 1519 года в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбайна: портрет юриста Бонифация Амербаха, 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, алтарные створки для Фрайбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурн, наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры ( 1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 листов) и "Танец Смерти" (58 листов), выгравированные на дереве Лютцельбургером.
1.2. Первый английский период (1526-28)

1526 года Гольбайн оставил Базель, поскольку через Реформацию ему стало трудно находить заработок. В Англии он гостеприимно был принят Томасом Мором, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь вкуса, царивший тогда в Англии, он за все время своего пребывания писал исключительно портреты; частности портреты Мора и его семьи, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др..
1.3. Второй Базельский период (1529-31)
По возвращении в Базель в 1528 года Гольбайн окончил фрески в зале ратуши ( 1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
1.4. Второй английский период (1532-1543)
1532 года религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбайна вновь покинуть Базель и отправиться в Англию, где он написал много портретов, находящихся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 году в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал картину Апофеоз богатства и бедности. К тому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретти (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса вает и его друга (в Лонгфордкастли) и др., а также полотно "Колесо Фортуны". Впоследствии ему удалось стать придворным живописцем короля Генриха VIII.
1.4.1. Работа для Тюдоривського двора
Помимо работы портретистом, Гольбайн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько Гольбайнивських портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбайн два раза ездил на континент, чтобы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальных целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки понравилось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, которая оказалась упитанной немкой, сошла с корабля, король ужаснулся и, не прикасаясь к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датский, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 года между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей тогда в Лондоне.
2. Стиль
Живописные произведения Гольбайна отличаются тонко выписанным рисунком, пластическим моделированием, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбайна в немецком искусстве заключается и в том, что он перенес в Германии расцвет итальянского возрождения, не потеряв при этом своего национального характера - в его работах ощутимы черты, развитые впоследствии в портретах Дюрера.
2.1. Техника
Для своих портретов художник предварительно выполнял тщательные карандашные зарисовки, некоторые из которых сохранились. Тени и свет приводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбайн обращал преимущественно внимание на лицо, не навязывая рук.
В 1524 - 26 годах Гольбайн выполняет серию рисунков "Образы смерти" (известных под названием "Пляска смерти"), является своеобразным собой аллегорическим комментарием к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Издано в гравюрах на дереве в 1538 года)
3. Интересные факты
- В честь художника его имя получили стиль вишиття и тип восточных ковров, поскольку Гольбайн часто изображал их на своих портретах (см. Гольбайн).
- В честь Гольбайна назван кратер на Меркурии.
4. Важнейшие произведения
Картина | Название | Год | Размер / Материал | Музей / Коллекция / Владелец |
---|---|---|---|---|
![]() | Портрет Якоба Майера цум Газена [1] | 1516 | 28,1 ? 19,0 см, серебряный карандаш на грунтованном белой бумаге | Базельский художественный музей, Кабинет гравюр |
![]() | Двойной портрет Якоба Майера цум Газена и Доротеи Канненгиссер: Якоб Майер цум Газен [1] | 1516 | 38,5 ? 31,0 см, Липа | Базельский художественный музей |
![]() | Двойной портрет Якоба Майера цум Газена и Доротеи Канненгиссер: Доротея Канненгиссер [1] | 1516 | 38,5 ? 31,0 см, Липа | Базельский художественный музей |
![]() | Портрет Бонифация Амербаха [1] | 1516 | 28,5 ? 27,5 см, Ель | Базельский художественный музей, Кабинет Амербаха |
![]() | Мертвый Христос в гробу [1] | 1521/1522 | 30,5 x 200 см, Липа | Базельский художественный музей, Кабинет Амербаха |
![]() | Солотурнська мадонна [1] | 1522 | 143,5 x 104,9 см, Липа | Солотурнський художественный музей |
![]() | Эразм Роттердамский, что пишет | 1523 | 43 x 33 см, ?l auf Липа | Лувр, Париж |
![]() | Томас Мор [2] | 1527 | 74,2 ? 59 см, Дуб | Коллекция Фрика, Нью-Йорк |
![]() | Пляска смерти | 1526 | Серия из 33 гравюр | |
![]() | Венера и Амур | 1526 | 34,5 ? 26 см, Темпера на дереве | Базельский художественный музей |
![]() | Портрет Якоба Майера цум Газена [1] | ок. 1525/26 | 38,3 ? 27,5 см, черная и колторова мел | Базельский художественный музей, Кабинет гравюр |
![]() | Мадонна бургомистра Якоба Майера цум Газена (Дармштадский мадонна), [1] | 1526 | 146,5 ? 102,0 см, Ель (?) | с 2011 года Коллекция Вюрт [3] |
![]() | Эскиз семейного портрета Томаса Мора [1] [4] | 1526-1527 | 38,9 ? 52,4 см, Перо и кисть (черный) поверх мелового рисунка надпись и отдельные мотивы коричневым чернилами | Базельский художественный музей, Кабинет гравюр |
![]() | Портрет молодой дамы | после 1528 | 20,8 x 14,2 см, масло на бумаге | Коллекция Виконта Гилермоза, с 1975 года в частной коллекции |
![]() | Томас Кромвель | 1532 | 76 x 61 см, Масло на дереве | Коллекция Фрика, Нью-Йорк |
![]() | Портрет Георга Гише [2] | 1532 | 96,3 x 85,7 см, Дуб | Берлинская картинная галерея |
![]() | Жан де Дентвиль и Жорж де Сельва (Посланники) [5] | 1533 | 207 x 210 см, Масло на дубовой панели | Национальная галерея, Лондон |
![]() | Роберт Чизмена [4] | 1533 | 58,8 ? 62,8 см, Дерево | Маурицгейс, Гаага |
![]() | Женщина, бросает камень [4] | ок. 1532-1534 | 20,3 x 12,2 см рисунок на бумаге | Базельский художественный музей, Кабинет гравюр |
![]() | Джейн Сеймур [4] | 1536-1537? | 65,4 x 40,7 см, Масло на дубовой панели | Музей истории искусств |
![]() | Генрих VIII [4] | ок. 1537 | 28 x 20 см, Дуб | Музей Тиссен-Борнемиса |
![]() | Кристина Датский [4] [5] | 1538 | 179 x 83 см, Масло на дубовой панели | Национальная галерея, Лондон |
![]() | Томас Говард, третий герцог Норфолка, [4] | 1539 | 80,3 ? 61,6 см, Дуб | Королевская коллекция, Виндзорский замок |
![]() | Анна Клевская [2] | 1538-1539 | 65 x 48 см, пергамент на холсте | Лувр, Париж |
![]() | Эдвард принц Уэльский, [4] впоследствии король Эдуард VI | 1539 | 56,8 x 44 см, Масло на дереве | Национальная галерея (Вашингтон), Вашингтон |
![]() | Генрих VIII | 1539-1540 | 88,2 ? 75 см, Темпера на дереве | Палаццо Барберини, Рим |
![]() | Портрет Антона II Лотарингского герцога Лотарингии | 1543 | 51 ? 37 см, Темпера на дереве | Берлинская картинная галерея |
Примечания
- ↑ а б в г д е ж и к Christian M?ller und Stephan Kemperdick (Hrsg.): Hans Holbein der J?ngere. Die Jahre in Basel 1515-1532. Prestel, M?nchen 2006, ISBN 3-7913-3581-2.
- ↑ а б в Oskar B?tschmann und Pascal Griener: Hans Holbein. DuMont, K?ln 1997, ISBN 3-7701-3923-2.
- http://www.faz.net/artikel/C30997/holbein-madonna-deutschlands-teuerstes-kunstwerk-30462688.html - www.faz.net/artikel/C30997/holbein-madonna-deutschlands-teuerstes-kunstwerk-30462688. html
- ↑ а б в г д е ж и Susan Foister: Holbein in England. Tate Publishing, London 2006, ISBN 1-85437-645-4.
- ↑ а б Erika Langmuir: National Gallery Museumsf?hrer. National Gallery Company, London 2004, ISBN 1-85709-345-3.
6. Литературе
- Batschmann O. Hans Holbein: Sein Leben u Werk / Oskar Batschmann u. Pascal Griener. - Koln: DuMont, 1997. - 256 c.
- Bodo Brinkmann (Hrsg.): Hans Holbein und der Wandel in der Kunst des 16. Jahrhunderts. Brepols, Turnhout 2005, ISBN 2-503-51604-1.
- Foister S. Holbein and England / S. Foister. - New Haven; London: Yale univ. press for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. - 308 p. : Ill.
- Max J. Friedl?nder. In: Wilhelm R. Valentiner (Hrsg.): Das unbekannte Meisterwerk in ?ffentlichen und privaten Sammlungen. Bd. 1, Klinkhardt & Biermann, Berlin 1930, S. 68.
- Paul Ganz: Hans Holbein d. J.: Des Meisters Gem?lde. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart 19l9 (Klassiker der Kunst. Bd. 20).
- Dominik M. Klinger, Antje H?ttler: Die Malerbr?der Ambrosius und Hans dJ Holbein. Werkverzeichnis: Gem?lde und Miniaturen. Wilson-DMK, N?rnberg 1998, ISBN 3-923642-34-2.
- Christian M?ller, Stephan Kemperdick (Hrsg.): Hans Holbein der J?ngere. Die Jahre in Basel 1515-1532. Prestel, M?nchen 2006, ISBN 3-7913-3581-2.
- Pettegree A. Holbein: Court painter of the Reformation / / History today. - 1998. - Vol. 48. - P. 22-28.
- Katrin Petter-Wahnschaffe: Hans Holbein und der Stalhof in London. Deutscher Kunstverlag, M?nchen 2010, ISBN 978-3-422-06952-7, S. 29-48.
- John Rowlands: Holbein. The Paintings of Hans Holbein the Younger. Phaidon, Oxford 1985, ISBN 0-7148-2358-9.
- Jochen Sander: Hans Holbein d. J.: Tafelmaler in Basel 1515-1532. Hirmer, M?nchen 2005, ISBN 3-7774-2375-0.
- Emanuel Stickelberger: Holbein-Trilogie.
- Der Mann mit den zwei Seelen. Steinkopf, Stuttgart 1942.
- Holbein in England. Sauerlaender, Aarau 1944.
- K?nstler und K?nig. Huber, Frauenfeld 1946.
- Norbert Wolf: Holbein. 1497/98-1543. Der deutsche Raffael. Taschen, K?ln 2004, ISBN 3-8228-3166-2.
- Jeanette Zwingenberger: Hans Holbein der J?ngere. Der Schatten des Todes. Parkstone, Bournemouth 1999, ISBN 1-85995-497-9.
См.. также
- Гольбайн - другие представители семейства